Чему могли бы поучиться мы у своих соседей?

Валютная либерализация

В экономическом секторе в первую очередь отметим изменения на валютном рынке Узбекистана, речь о легализации покупки и продажи иностранной валюты. До этого валюту в соседней стране можно было приобрести только на «черном рынке».

Экономическая команда Мирзиёева приступила с началом 2017 года к системной работе по переводу экономики с модели импортозамещения на модель экспортоориентированного развития. С этим связан целый ряд реформ, в том числе либерализация валютного рынка. Конечно, за этим последовала девальвация узбекского сума в два раза, но при этом ослабление сума сработало на поддержку экспорта и экспортеров, и в Узбекистане это заметно – рост экспорта есть.

Однако доступ к свободной конвертации получили только юридические лица, которые что-то экспортируют. У физических лиц он ограничен: они могут продать доллары, но брать зеленую наличку не имеют права. Впрочем, в будущем планируется прийти к полной конвертации валюты.

«Валютная политика должна полностью отвечать интересам развития бизнеса и экономики, быть положительным стимулом для инвестиционной деятельности», — заявил Мирзиёев в конце декабря прошлого года, обращаясь к парламенту.

В Таджикистане в этом вопросе происходит в некотором роде обратный процесс. До начала нулевых годов обменом валюты занимались практически все желающие. После усиления контроля со стороны властей конвертацию валюты можно было уже произвести только в специальных пунктах обмена, которые могли открывать кредитные организации и индивидуальные предприниматели после получения соответствующего разрешения Нацбанка. В конце 2015 года пункты обмена валюты были закрыты, а все валютные операции с тех пор проводятся исключительно в банках.

Изменения в сфере бизнеса

За год президентства Мирзиёева Узбекистан вошел в десятку стран-лидеров по динамике улучшения делового климата. Страна поднялась на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка Doing Business. К 2025 году планируется вывести Узбекистан в двадцатку лидеров в данном рейтинге.

Для этого республика приступила к доработке инвестиционной политики, на системной основе идет работа над снижением налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса и предпринимателей, а также иностранных инвесторов.

Для защиты интересов и создания благоприятных условий для бизнеса запрещены все виды внеплановых проверок и резко ограничены полномочия контролирующих органов, также создан институт омбудсмена по защите прав предпринимателей.

Мирзиёев сказал: «Все еще сохраняются никому не нужные процедуры, многие чиновники на местах преследуют лишь свои корыстные цели. Когда речь идет об этом, невольно вспоминаются слова известного государственного и политического деятеля Уинстона Черчилля: «Кто-то считает предпринимателя коровой, которую можно постоянно доить. И лишь немногие понимают, что предприниматель — это рабочая лошадь, которая тащит на себе воз экономики». Думаю, нет необходимости комментировать эти слова».

Говоря об удручающем положении дел в сфере привлечения иностранных инвестиций, президент Узбекистана отметил, что так называемые «крысы», «дети некоторых людей» сделали многое, чтобы испортить инвестиционный фонд страны (то есть именно «благодаря» им инвестиций в страну стало меньше). По его словам, коррупция заложена во многие инвестиционные проекты, в некоторых она доходит до 50 процентов.

Практически все, что делается в Узбекистане для улучшения бизнес-климата, в Таджикистане декларируется уже многие годы. Действует Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при президенте страны,  проведена реформа налогообложения, вводятся моратории на проверку деятельности предпринимателей, ведутся работы по созданию института омбудсмен по защите их прав. Тем не менее, бизнес в стране фактически не развивается, недовольство деловых кругов действиями чиновников лишь растет, иностранцы же, кроме китайцев, почему-то не спешат вкладывать свои средства в нашу экономику. Может быть, нам тоже стоит поискать у себя и разобраться с так называемые «крысами», которые портят инвестиционный климат страны?

Согласно рейтингу Paying Taxes — 2018, общая налоговая нагрузка (процент коммерческой прибыли, который уходит на основные налоги у компании среднего размера) в 2017 году в Узбекистане составила 38,1%, а в Таджикистане – 65,2%, и она является одной из наиболее тяжелых в глобальном масштабе.

Зоны с льготным налогообложением

В 2017 году в Узбекистане была налажена деятельность 12 свободных экономических и 45 промышленных зон, многие из которых созданы в регионах на месте заброшенных производственных площадей и земельных участков. Недвижимое государственное имущество, находящееся на их территории, будет предоставляться предпринимателям в долгосрочную аренду на 10 лет, при этом процентная ставка будет нулевая. Если инвестор выполнит инвестиционные обязательства, то право собственности через 10 лет перейдет к нему.

Ведется работа по организации в ближайшем будущем еще 50 новых промышленных зон. Ожидается, что эти территории будут привлекать иностранные инвестиции и технологии и станут точками роста на региональном уровне.

В Таджикистане еще в 2008 году были созданы четыре свободные экономические зоны – «Согд», «Дангара», «Пяндж» и «Ишкашим». По истечении почти десяти лет производственные работы частично удалось наладить лишь в СЭЗ «Согд» и «Дангара». На двух оставшихся зонах пока ведутся только строительные работы.

Телекоммуникационный прорыв

Новый президент Узбекистана поручил «Узбектелекому» в 2018 году увеличить скорость интернета, расширить доступ населения к всемирной паутине и мобильной связи.

«Для полного охвата населения телекоммуникационными услугами предусматривается прокладка 2 тысяч километров оптоволоконных линий связи в отдаленных районах, увеличение скорости Интернета в 2,5 раза и введение в строй более 4 тысяч опорных станций мобильной связи», — сказал Мирзиёев во время своего обращения к парламенту.

В результате этих мер, по его мнению, более 600 населенных пунктов получат доступ к Интернету и услугам мобильной связи.

Кроме того, узбекский президент предложил еще одну интересную инициативу — на основе зарубежного опыта создать для всех инвесторов бесплатную круглосуточную мобильную телефонную связь.

В начале января этого года Шавкат Мирзиёев поручил ответственным лицам снизить цены на доступ в интернет, резко увеличить скорость подключения минимум в четыре раза, доведя её к 2020 году до уровня стран СНГ.

В Узбекистане сегодня насчитывается свыше 20 миллионов интернет-пользователей. Однако средняя скорость интернет-подключения в странах СНГ в 10 раз выше, чем в Узбекистане.

В начале февраля  Мирзиёев предоставил ряд льгот компаниям, создающим в общественных местах зоны бесплатного беспроводного доступа к интернету (Wi-Fi-зоны). Теперь у операторов, провайдеров и других хозяйствующих субъектов, занимающихся этой деятельностью, налогооблагаемая база, в том числе по единому налоговому платежу, уменьшается на сумму расходов, направленных на закупку оборудования и приобретение интернет-трафика для развертывания Wi-Fi-зон.

Кроме того, им предоставлено право на установку рекламного баннера или растяжки площадью не более 18 квадратных метров в созданной зоне на безвозмездной основе и без получения разрешения соответствующих органов госвласти на местах.

Телекоммуникаций же отрасль Таджикистана, некогда один из самых быстро развивающихся и высокодоходных секторов национальной экономики, сегодня переживает непростые времена, постепенно уходя под государственную монополию. Началось все подписанием в конце декабря 2015 года правительством постановления  «О едином коммутационном центре электрической связи», предписывающем прохождение всех входящих и исходящих трафиков международных услуг электрической связи и интернета через единый центр государственного оператора «Точиктелеком». Исключительное право на использование всего международного трафика через ЕКЦ ОАО «Точиктелеком» сделало всех остальных операторов фактически субпровайдерами в части оказания ими услуг международной связи. В конце ноября прошлого года Служба связи потребовала у мобильных операторов и интернет-провайдеров отключить в Таджикистане Сети следующего поколения (Next Generation Network). Абоненты остались без дешевой связи. В первую очередь это касается таджикских трудовых мигрантов, которые звонили в Таджикистан по минимальной цене. В январе же этого года «Точиктелеком» сообщил, что будет монопольно продавать интернет-трафик всем таджикским провайдерам и мобильным компаниям, запретив им самостоятельно покупать интернет в соседних странах.  Национальный провайдер уже начал закупать интернет у соседей и распределять его. Темпы роста доходов отрасли до 2013 года в среднем ежегодно составляли 15% в год. Однако последние два года Интернет-провайдера и мобильные операторы завершают с убытками, чего не было даже во время кризиса 2008 года. Кроме административного давления регулятора на развитии телекоммуникаций негативно сказывается налоговое бремя, сопровождающееся наложением на мобильных операторов многомиллионных штрафов.

Перемены в хлопковом секторе

В этом направлении Мирзиёеву удалось сделать несколько вещей.

Во-первых, удалось прекратить практику привлечения учащихся к сбору хлопка. Этот шаг снял претензии международных организаций к узбекскому хлопковолокну. Параллельно с этим реализуется программа по постепенному увеличению производства хлопкоуборочных комбайнов, что должно резко снизить объем ручного труда.

Начался демонтаж системы, когда узбекские предприятия текстильной промышленности были вынуждены приобретать хлопковолокно по экспортным ценам у монопольного поставщика хлопка, что отрицательно сказывается на рентабельности производства и конкурентоспособности продукции.

Вводится новая схема с фьючерсами, когда текстильные компании будут иметь право авансировать не менее 60% стоимости контракта с фермером или фермерским хозяйством. После этого покупатель получает хлопок, перерабатывает его на заводе и использует только для производства текстильной продукции в Узбекистане. Он не может его перепродать, а должен довести его до швейного производства, трикотажа.

Объявлена программа развития хлопкоперерабатывающей, текстильной и швейно-трикотажной промышленности. По ней к 2020 году мощности узбекских местных предприятий должны обеспечить полную переработку всего производимого в Узбекистане хлопкового волокна.

В Таджикистане учащиеся к сбору хлопка не привлекаются уже давно. Да и собирать практически нечего: по сравнению с показателями времен Советского Союза объем урожая хлопка в республике упал почти в три раза. С фьючерсами Таджикистан имеет горький опыт, когда в середине нулевых годов хлопкосеющие хозяйства задолжали таким компаниям около 500 миллионов долларов. Эти средства потом пришлось реструктуризировать за счет государства. Что касается переработки хлопка, то в Таджикистане в 2005 году была принята десятилетняя программа, согласно которой к 2015 году планировалось полностью перерабатывать собираемый в стране урожай. Действительность же показывает, что республика до сих пор не в состоянии перерабатывать даже 10 процентов хлопка: по данным Минсельхоза, в прошлом году было переработано всего лишь 20 тысяч тонн «белого золота» при собранном годом ранее урожае в 270 тысяч тонн.

Борьба с нереальной статистикой

Многие узбекские эксперты считают одной из наиболее важных перемен в экономической политике страны то, что критически пересмотрен такой неприемлемый метод, как гонка за нереальными цифрами, стремление выдать за действительность утопические планы.

Они отмечают, что благодаря осуществленным мерам в 2017 году, к примеру, устойчивые темпы экономического роста составили 5,5 процента, а не 8-9 процентов, как это было годами ранее.

«Пришло время привести нашу статистику в соответствие с мировыми стандартами. Что дали высокопарные слова о 8-9-процентом росте? Скажу откровенно, я эти 5,5 процентов поручил проверить не 10 раз, а 100 раз, с представителями международных институтов. Больше 20 лет мы из-за «умных» людей Минфина давали неправильные показатели народу. 2-3 года мы должны помучиться! Никто со стороны не придет и не решит наши проблемы», — сказал президент Узбекистана в своем послании парламенту.

Официальные статические данные Таджикистана, особенно макроэкономические показатели, давно и откровенно удивляют многих. К примеру, на протяжении последних лет объем экономики страны вырос в семь раз при среднем темпе экономического роста 8% в год. Это, конечно, впечатляющее достижение, но почему-то при таком долгосрочном устойчивом росте Таджикистан остается самой бедной страной региона. Как нельзя более кстати здесь процитировать приведенные выше слова Мирзиёева: «Что дали высокопарные слова о 8-9-процентом росте?»

Господдержка журналистики

И, конечно же, мы не смогли обойти стороной инициативу Мирзиёева касательно СМИ: «…Необходимо уделять внимание финансовой поддержке средств массовой информации, в частности новых негосударственных информационных и аналитических сайтов, и создать с этой целью специальный государственный фонд». Предлагается это «для того, чтобы  сформировать профессиональную и современную журналистику».

«К сожалению, в стране пока нет соответствующего базового высшего учебного заведения, которое централизованно решало бы эти масштабные задачи на высоком уровне. В связи с этим считаю необходимым образовать Университет журналистики и средств массовой коммуникации», — сказал Мирзиёев.

Если честно, трудно себе даже представить в Таджикистане, чтобы государство оказало поддержку независимым СМИ в какой-либо форме. Гораздо более привычным для нас пока остается периодическая блокировка независимых электронных СМИ и давление на печатные издания под разными предлогами вплоть до их закрытия.

И это не только слова…

Узбекский эксперт Зайнаб Дост приводит несколько решений Шавката Мирзиёева, которые за 2017 не были пустыми словами:

— Общая либерализация внешнеэкономического курса. Центробанк разрешил физическим лицам и индивидуальным предпринимателям покупать в банках валюту по курсу продажи на пластиковые карточки. С 1 декабря упростились экспортные и импортные операции.

— Есть сдвиги в сторону улучшения ситуации в сфере свободы слова и развития СМИ. Появились критические статьи в газетах и в интернете. Чиновники обязаны освещать важные шаги госорганов в ходе пресс-конференций и отвечать на вопросы журналистов.

— Постепенно идёт подготовка к смещению акцентов в экономике. Правительство начало сокращать хлопковые посевы, отдавая землю под продовольственные культуры.

— Предпринимателям можно экспортировать и транспортировать продукцию по своему усмотрению. Готовится налоговая реформа (пока на уровне принятия законодательных актов).

В своём обращении к парламенту президент приветствовал возвращение в страну денег, инвестиций и обещал, что счета людей, хранящих сбережения в узбекских банках, проверять не будут. Кроме этого, в Узбекистане в течение года были сделаны послабления и местному бизнесу.