Зачем США нужна программа «С5+1» и какая роль в ней отводится Таджикистану, рассказывает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
Госдеп обозначил растущий интерес к программе «С5+1», где С5 – это страны центральноазиатской пятерки, а 1 – США.
В одной из последних статей для Sputnik я уже писал о подоплеке перехода США к новой тактике в войне за Переднюю Азию. При этом нарастающие «разборки» США с Турцией не отменяют тот факт, что главной стратегической целью Госдепа в Передней Азии остается Иран. Тегеран, как и Карфаген, должен быть разрушен. Отсюда и стремление США обложить эту страну со всех сторон, в том числе – со стороны Центральной Азии.
Основным инструментом Вашингтона на этом направлении является, как известно, формат взаимодействия США с внешнеполитическими ведомствами стран Центральной Азии «С5+1». На прошлой неделе в Госдепе была анонсирована очередная встреча в формате «С5+1», которая в 2018 году должна состояться в одной из центральноазиатских стран. В ходе презентации проекта было заявлено, что США выделяют на развитие данного формата в текущем году 15 миллионов долларов.
В свою очередь, на пресс-конференции по итогам года в минувший понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров обратил внимание на то, что США стремятся «злоупотребить» названным форматом.
В самом деле: официально целью программы «С5+1» объявлено сотрудничество в сфере безопасности на фоне растущей террористической угрозы, исходящей якобы с территории Афганистана. Фактической же целью, как показывает практика, является противодействие США участию центральноазиатских государств в продвигаемых Москвой, Астаной (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ), Пекином (Экономический пояс Шелкового пути и ШОС) и Ираном интеграционных и иных совместных проектов.
Одна из ключевых ролей в американской игре по созданию Большой Центральной Азии, подконтрольной Вашингтону, отводится Таджикистану.
Почему именно Таджикистану? По многим причинам.
Во-первых, эта страна имеет протяженную границу с самыми неспокойными районами Афганистана, а значит, весьма подвержена возможным провокациям со стороны южного соседа, где, как известно, хозяйничают американские военные. В этом смысле через Таджикистан вся Центральная Азия может стать заложником новой версии пестуемого США «Исламского халифата».
Во-вторых, часть таджикско-афганской границы защищают российские пограничники. Сама перспектива вовлечь в какую-нибудь провокацию российских военных с последующим выдавливанием из региона не только российской военной базы (по аналогии с тем, как это было проделано в свое время в Грузии), но и расположенного в Таджикистане комплекса космического контроля РФ представляется западным спецслужбам весьма привлекательной авантюрой.
В-третьих, географическое положение Таджикистана таково, что через него террористы, да кто угодно, могут получить выход не только в Центральную Азию, но и в Китай. Не случайно Китай еще в августе 2016 года совместно с Афганистаном, Пакистаном и Таджикистаном создал «координационный механизм» по борьбе с международным терроризмом. Добавлю – не только по борьбе с терроризмом, но и в целях противостояния в регионе гегемонистским планам США.
С точки зрения американских стратегов, Таджикистан – «слабое звено» центральноазиатской пятерки, чем можно воспользоваться. На самом деле Таджикистан — не слабое звено, но центральное звено в системе коллективной безопасности стран региона. И эта безопасность, с одной стороны (с севера) подкреплена Россией и ОДКБ, а с другой (с востока) опирается на взаимодействие с Китаем. Вот почему стратегия Госдепа, связанная с попытками влезть со своими проектами и посулами в самый центр региона, чтобы вбить клин между такими государствами, как Россия, Китай, Пакистан, Афганистан, Иран и прочие, не имеет перспективы.
В свое время (это было в 2011 году) Госдеп в лице Госсекретаря США Хиллари Клинтон пытался разыграть таджикскую карту и столкнуть Таджикистан с Узбекистаном, обещая каждой из стран свою поддержку в случае эскалации конфликта между ними по водному вопросу. Не получилось. Теперь, похоже, американские внешнеполитические ведомства начинают на этом же поле новую игру, но со старыми козырями – стремлением запугать элиты центральноазиатских стран и одновременно прельстить их выгодами «партнерства» с Западом.
Полагаю, что во всячески поддерживаемом Госдепом формате «сотрудничества» США со странами Центральной Азии «С5+1» Таджикистану отводится роль «потенциального координатора» американских региональных программ. Но это официально. О неофициальных, истинных видах американских спецслужб на Таджикистан остается только догадываться.
С учетом всех названных выше обстоятельств не исключено, что США будут добиваться проведения следующей встречи в формате «С5+1» именно в Душанбе.
Впрочем, «яблоко раздора» в регион американскими политиками уже вброшено: деньги на проведение саммита участников формата «С5+1» обещаны каждой из стран, но в итоге достанутся той стране, которая окажется максимально лояльной к Вашингтону. При этом, нацелившись на Таджикистан, чиновники Госдепа в ходе недавнего визита в США президента Казахстан Нурсултана Назарбаева пообещали предоставить особую роль в формате «С5+1» и Казахстану.
С моей точки зрения, такая примитивная игра США на «противоречиях» на сей раз не пройдет. И в Душанбе, и в столицах других государств Центральной Азии давно поняли цену «миротворческим» усилиям Госдепа, подпитывающим, а иногда и создающим различные террористические группировки, чтобы затем шантажировать правительства стран региона и загонять их в «антитеррористические» коалиции под управлением Вашингтона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. ru.sputnik-tj.com