«Граждане Кыргызстана и Казахстана не хотят конфликта». Астане и Бишкеку пора начинать «перезагрузку»

С середины октября сохраняется серьезная напряженность во взаимоотношениях Казахстана и Кыргызстана. Камнем преткновения стало ужесточение Астаной пропускного режима для товаров и грузов, идущих из Кыргызстана, что объяснялось необходимостью борьбы с контрабандой.

С тех пор ситуация только усугубляется. В основе конфликта лежат объективные экономические причины, разрешить которые не так-то просто. Но, очевидно, немалую роль играет и фактор личных противоречий политиков. После вступления в должность избранного президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова у политиков двух стран появился хороший повод предпринять попытку «перезагрузки» отношений.

Эксперты из Кыргызстана и Казахстана в интервью «Евразия.Эксперт» рассказали о причинах возникновения кризиса, способах его разрешения и возможной посреднической роли России в примирении двух стран.

Член экспертного совета по укреплению национального единства и религиозной политики при президенте Кыргызской Республики Денис Бердаков (Кыргызстан):

— Каковы причины возникновения таможенного конфликта между Бишкеком и Астаной?

— У конфликта были как глубинные причины, так и формальный повод – высказывания президента Алмазбека Атамбаева. Причин же было несколько.

Первая группа причин. Казахстан давно и системно занимается примерно тем же, чем и Кыргызстан. То есть серым импортом с использованием своих возможностей и преференций в рамках ВТО (а он получил преференций на ввоз 6000 наименований групп товаров). Огромные корпорации Казахстана (некоторые – с участием госкапитала) ввозят в страну товары, в том числе из Китая, которые могут быть признаны серым импортом.

Если посмотреть на статистику ввоза товаров из Китая, и у Казахстана, и у Кыргызстана в обоих случаях наблюдаются расхождения с китайскими данными в районе $5 млрд в год. Это огромные суммы, которые объясняются несколькими причинами как объективного, так и субъективного характера.

Казахстан в силу экономического кризиса, когда падают банки, снижаются доходы от продажи металлов и углеводородов, нуждается в перетягивании на себя экономических потоков. То есть Казахстан хотел бы контролировать те самые неучтенные миллиарды долларов, которые есть в сером импорте Кыргызстана.

Вторая группа причин. Казахский олигархат, довольно сильный, давно лоббировал определенного кандидата в президенты Кыргызстана. В какой-то момент, пользуясь своим мощнейшим административным ресурсом, они были почти уверены, что им удастся его продавить.

И, в принципе, все до августа 2017 г. понимали, что у Омурбека Бабанова действительно есть шансы, не было понятно, кто выиграет выборы. Жээнбекова никто не знал, и из-за этого его рейтинг был низким. Атамбаев довольно долго затягивал с выбором приемника от СДПК, но потом буквально за 1-1,5 месяца ситуация кардинально изменилась, когда большинство ключевых региональных лидеров выступили за Жээнбекова как за компромиссную фигуру.

Собственно, это и послужило причиной разлада между элитами Казахстана и Кыргызстана.

Я уверен, что на каком-то этапе Нурсултан Назарбаев не знал, что происходит. Ему привели человека (Бабанова) на встречу, он с ним поговорил, и с его точки зрения, ничего экстраординарного не произошло. А часть казахстанской элиты уже поддерживала Бабанова как кандидата. Соответственно, было нарушено главное правило постсоветских государств – не вмешиваться в выборы в соседних странах.

Потому что все режимы стран СНГ вышли, мягко говоря, не из демократии. Вот эти две причины и повод (нескольких выступлений Атамбаева) послужили началом кыргызско-казахского конфликта, который, к сожалению, все усугубляется и усугубляется.

Решение данного конфликта очень сложное, мы имеем две вертикали власти, кыргызстанскую и казахстанскую, которые столкнулись в личных обидах и публично произнесенных оскорблениях.

— Во время последней встречи с Владимиром Путиным Алмазбек Атамбаев намекнул, что Россия может выступить посредником в урегулировании кризиса. Возможно ли это?

— В этом году председательство в ЕАЭС переходит в Москву. В России сложный год, выборный. Крайне важно сохранение евразийского проекта как работающего, у которого есть большой потенциал, в том числе потенциал повышения качества жизни граждан Союза.

Граждане Кыргызстана и Казахстана не хотят конфликта и задействованы в нем в силу того, что СМИ двух стран по сути нагнетают этот конфликт. Он носит межэлитный характер и решаться должен на уровне элит.

Легкого выхода из ситуации нет. Вся надежда на то, что новый президент Сооронбай Жээнбеков проведет переговоры с Нурсултаном Назарбаевым, и разногласия (которых, кроме личных амбиций, немного, и они вполне решаемы) будут преодолены.

А реальные противоречия по серому экспорту нужно решать совместно со всеми странами ЕАЭС. Это проблема всех стран Союза, кроме, пожалуй, Армении, которая напрямую не граничит с остальными странами-членами ЕАЭС.

Эксперт по Ближнему Востоку и Центральной Азии Ислам Кураев (Казахстан):

— Каковы причины возникновения таможенного конфликта между Бишкеком и Астаной?

— Многие скажут, что противоречия начались со слов Алмазбека Атамбаева. Однако ухудшение отношений произошло еще весной текущего года, когда впервые ряд товаров кыргызского экспорта возвратили назад по причине несоответствия требованиям ЕАЭС.

Это стало причиной первых критичных высказываний в адрес Казахстана, они же и вызвали недоумение.

Если смотреть дальнейшую хронологию, то изменений не было до того момента, как кандидат в президенты КР Омурбек Бабанов во время своей предвыборной кампании прибыл в Казахстан на аудиенцию к Нурсултану Назарбаеву. Этот факт впоследствии повернули в свою сторону политтехнологи Алмазбека Атамбаева, что дало фору нынешнему президенту Сооронбаю Жээнбекову. Мы видим, к чему это привело.

— Какие основания были у Астаны, чтобы ужесточить пропускной режим на границе?

— Астана еще с начала 2017 г. ужесточила контроль, так как часть продукции попросту не соответствовала требованиям. Теперь же, после слов экс-президента Атамбаева, ситуация усугубится, и вопрос будет уже не в контрабанде. На деле это личностный конфликт.

— Почему возникли проблемы у кыргызских перевозчиков и на границе Казахстана с Россией?

— У нас одно экономическое пространство, соответственно, наблюдается ужесточение по всем фронтам. Если не ошибаюсь, то на кыргызско-китайской границе аналогичная ситуация, также большие очереди кыргызских перевозчиков.

Ситуация вполне предсказуемая, так как весь товар Кыргызстана проходит через Казахстан. Это говорит о логистической зависимости, поэтому для Кыргызстана игнорировать требования Казахстана было крайне необдуманно. Однако есть предпосылки того, что в ближайшее время построенные лаборатории начнут работать в полную мощность, что частично разрядит ситуацию на границе.

— Почему Казахстан решил ужесточить пропускной контроль за несколько недель до выборов в КР?

— Это вполне нормальная практика, так как выборы обещали быть непредсказуемыми. Соответственно, Казахстан ужесточил контроль. Для сравнения тот же Узбекистан, руководствуясь интересами национальной безопасности, перекрыл границу вообще.

Если посмотреть на историческую хронологию, то правительство Казахстана уже не первый раз принимает такое решение, когда на территории соседней страны проходят выборы.

— Почему руководители РК и КР пока не могут наладить отношения между двумя странами?

— В данном случае искать виноватых будет неправильно.

С обеих сторон имеются погрешности в урегулировании кризиса в отношениях двух стран. Изначально было понятно, что диалога не будет, пока президентом является Алмазбек Атамбаев, следовательно, требовалось время. Теперь же в должность вступил Сооронбай Жээнбеков, чья команда должна будет в первую очередь выстраивать новые межгосударственные отношения.

Почему инициатива должна исходить со стороны Кыргызстана? Это стандартная международная практика, когда новый президент разрабатывает свой внешнеполитический курс.

— Парламент и Атамбаев недавно денонсировали договор о предоставлении Кыргызстану $100 млн гранта помощи от Казахстана. Как это повлияет на дальнейшие отношения?

— Вопрос неопределенный. Есть вероятность, что предполагаемые $100 млн будут предоставлены Кыргызстану уже через Россию, так как выполнение обязательств по ЕАЭС надо обеспечить.

В политике это зачастую называют «демонстрация независимости», в целом же подобное действие можно списать на эмоциональный срыв. Не думаю, что стоит акцентировать на этом внимание. Это не влияет на межгосударственные отношения в глобальном смысле. При этом $100 млн были бы не лишними для экономики Кыргызстана.

— Сооронбай Жээнбеков уже официально стал президентом. Что ему и его коллеге Назарбаеву нужно сделать, чтобы урегулировать данную ситуацию?

— Нового президента Кыргызстана можно охарактеризовать как народного человека. Он начинал с самых низов и сегодня является главой государства. Можно с уверенностью сказать, что ему важны интересы своего народа, и он попытается решить вопрос в ближайшее время.

На мой взгляд, диалог между странами начнется уже в декабре этого года, так как иного выхода нет. Но, думаю, мы увидим результат после первых поездок Жээнбекова за границу.

 

Евгений Погребняк (Джалал-Абад, Кыргызстан). eurasia.expert

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.