«Россия нуждается в новой миграционной и национально-религиозной стратегии»

Оставить ситуацию неизменной, значит отдать ее на откуп криминальным, националистическим и религиозным радикалам, предупреждает эксперт.

20 сентября на Тихорецком бульваре у ТЦ «Москва» полицейские пресекли «массовую стычку» с участием от 50-150 гастарбайтеров. Причиной стало избиение гражданина Таджикистана охранниками, работавшими в торговом центре. После того, как гражданина Таджикистана избили, к торговому центру пришла толпа трудовых мигрантов. Как рассказывал источник РИА Новости, они собирались «устроить драку с охранниками». На место прибыли полицейские, которые пресекли попытку устроить стычку.

В чем причины подобных беспорядков? Как власти реагировать на проблемы, связанные с мигрантами? На вопросы Экспертной трибуне «Реалист» ответил эксперт Российского общества политологов Андрей Серенко:

«Подобные эпизоды показывают, что сообщество мигрантов столицы начинает активно меняться. На мой взгляд, это связано с несколькими причинами, в том числе, со сменой «мигрантских поколений» – вступлением в активную трудовую жизнь постсоветского поколения молодежи, представители которого более болезненно переживают проявления несправедливости, социального неравенства и произвола, а также демонстрируют готовность к коллективным действиям, мотивированные национальными или религиозными чувствами. Если до недавнего времени гастарбайтеры из бывших советских республик приезжали в Москву и другие российские города исключительно на заработки, не планируя навсегда покидать историческую родину, где у них остались семьи и имущество, то новая мигрантская молодежь рассматривает столицу и РФ в целом как возможную новую родину, в которой они хотели бы жить по удобным для себя правилам. Не последнюю роль в такой самоорганизации наверняка играют этнические криминальные группы.

Конечно, пока рано говорить о возможности большого «мигрантского бунта» в Москве, но в перспективе я бы не исключал его возможности. Сегодня именно трудовые мигранты из Центральной Азии и других республик бывшего СССР играют роль столичного «пролетариата» – наиболее бесправного класса в российском обществе.

До сих пор мигрантское сообщество было неспособно системно, солидарно и эффективно отстаивать свои интересы и реагировать на случаи произвола. Однако, похоже, ситуация начинает меняться, запрос среди трудовых мигрантов на коллективную самооборону в Москве и других крупных городах России будет усиливаться. Остается открытым вопрос, кто на новые вызовы отреагирует первым – легальные лидеры диаспор и профсоюзы гастарбайтеров, или криминальные авторитеты, националистические активисты или оперативники «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ) и других джихадистских групп.

Трансформация мигрантского сообщества в Москве и других российских городах требует изменений и в национальной и религиозной политики российских властей. Избавиться от гастарбайтеров столица России не может. Это приведет к коллапсу целых отраслей городского хозяйства. Оставить ситуацию неизменной, значит отдать ее на откуп криминальным, националистическим и религиозным радикалам и, тем самым, провоцировать «бунт мигрантов» и городскую войну между приезжей и местной молодежью.

Российской столице и другим мегаполисам страны необходима новая миграционная и национально-религиозная стратегия, предполагающая не только эффективную работу правоохранительных органов, но и интеграцию мигрантской молодежи в российскую социальную среду. Я бы предложил рассмотреть возможность включения в Общественную палату Москвы и других крупных российских городов представителей мигрантских профсоюзов на правах наблюдателей с правом совещательного голоса.

Это позволило бы вывести объединения гастарбайтеров из социально-политической изоляции и предоставило бы им возможность для публичного обсуждения проблем, волнующих как «мигрантский пролетариат», так и коренное городское сообщество».

Андрей Серенко – политолог, специально для Экспертной трибуны «Реалист».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.