На фоне сильнейших политических потрясений в мире в Туркменистане, как всегда, незаметно проходит ряд мероприятий, связанных с деструктивным воздействием коллективного Запада на Ашхабад в целях расшатывания обстановки в этой спокойной стране.
На очередном заседании в МИД Туркменистана стратегического консультативного совета «Туркменистан – ООН» были рассмотрены весьма примечательные проекты документов, отражающие реально интересующие США и их сателлитов направления, включая рамочную программу сотрудничества в области устойчивого развития на 2026-2030 годы и совместную программу агентств ООН «Молодежь, мир и безопасность» (без «затуманивая мозгов» приличной местной молодежи тут никак не обойтись).
Чуть позже, 16 декабря, для участия в Туркмено-американском бизнес-форуме в Ашхабад высадился целый звёздно-полосатый десант в составе исполнительного директора Туркмено–американского делового совета Эрика Стюарта, президента по стратегическому сотрудничеству в Центральной Азии компании John Deere Walldorf GmbH & Co.KG Чаба Лейко и руководителя компании Westport Trading Europe Николая Юрченко, которых любезно принял глава государства Сердар Бердымухамедов.
В ходе этой встречи американцы, выразив главе государства признательность за уделённое время, подтвердили стремление деловых кругов США к дальнейшему развитию плодотворных связей с Туркменистаном, располагающим солидным экономическим потенциалом. Особенно они навязывали С. Бердымухамедову «живое» обсуждение таких вопросов, как нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, возобновляемая энергетика (надо же кому-то сбагривать сомнительное оборудование), транспорт и коммуникации, сельское хозяйство и высокие технологии.
Правда, ничего «промыслово-содержательного» от американских бизнесменов туркменский лидер так не получил, поскольку корыстолюбивые визитеры по обыкновению пытались продавить исключительно свои эгоистичные интересы. В итоге С. Бердымухамедову только и оставалось, что подтвердить готовность рассмотреть хотя бы какие-то их конкретные предложения.
Параллельно на прозападных оппозиционных туркменских ресурсах, как будто «в унисон» происходящим мероприятиям, проскочила занимательная статья с огульной неконструктивной критикой материала об истории возникновения идеи и о нынешнем состоянии проекта ТАПИ (газовой магистрали Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), вышедшего на сайте российского информационного агентства «Нефть и Капитал».
Горе-аналитики прицепились к тому малозначимому факту, что московские авторы, мол, пишут, что в 1992 году президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову предложили построить газопровод, который мог бы направить газ из этой страны в Южную Азию с конечной точкой в Пакистане, и глава среднеазиатской республики радостно дал согласие. Ошибка авторов состояла в том, что в 1992 году президентом Туркменистана был не Гурбангулы Бердымухамедов, а Сапармурат Ниязов, более известный как Туркменбаши.
Правда, потом местные «эксперты» согласились с тем, что в рассматриваемой статье приведены подлинные исторические справки о появлении идеи строительства газопровода и справедливо утверждается, «что проект является долгостроем, причём настолько древним, что игроки, которые его создали и развивали, уже давно отошли от дел (или даже в мир иной)». Это касается главы аргентинской компании Bridas, который де-факто являлся создателем проекта, а также ряда политиков, одобривших его, из Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии. Ушла в небытие даже американская компания Unocal, которая в определённый период начинала постройку газопровода.
Ну и, наконец, оппозиционному ресурсу приходится отмечать, что в российской статье не без основания пишется, что сегодня Туркменистану важно показать, что он может самостоятельно реализовать такой проект, «поскольку разговоров о нем (как и о проекте «Набукко» по поставкам в ЕС через Каспий) много, а результата нет. ТАПИ стал позором для Ашхабада, который надо перекрыть успехом. Причем не таким, как действующий газопровод «Средняя Азия – Китай», ведь его реализовала КНР, а именно новой магистралью, которую Туркменистан сделает сам».
Здесь следует сказать, что в каком бы чёрном свете прозападные издания ни пытались представить Россию, обозначая, что она в своё время отказалась пропускать туркменский газ в Европу по газопроводу Средняя Азия – Центр (поэтому-то договориться с С. Бердымухамедовым будет, мол, не так просто), в судьбе ТАПИ может оказаться весьма важной роль именно Москвы.
Через ТАПИ можно будет поставлять в Индию и российский газ, так как в техническом плане нужно просто его направлять из РФ в Туркменистан, а для этого есть газопровод Средняя Азия – Центр, который может работать в реверсном режиме. Правда, данный проект может быть реализован не в ближайшее время, а к 2030 году.
По мнению российского аналитика проектного центра по энергопереходу и ESG «Сколтеха» Сергея Капитонова, модернизировав созданную еще в советское время систему газопроводов «Средняя Азия – Центр» мощностью около 50 млрд кубометров, «можно попасть с российским газом к Туркменистану и дальше вместе сотрудничать, заполнять эту трубу. Это один из вариантов и, на мой взгляд, наиболее реалистичный».
Обобщая изложенное, становится все более очевидным, что Москва может стать своего рода локомотивом реализации проекта ТАПИ, поскольку она заинтересована в экспорте своих углеводородов в регион и далее в Индию и Китай.
При этом полноценное участие России в проекте только углубит ее взаимодействие с Туркменистаном, которое и без того видится очень плодотворным. В частности, только за семь месяцев текущего года в стоимостном выражении товарооборот Ашхабада с Москвой увеличился на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а для сохранения подобной положительной динамики разработан проект программы экономического сотрудничества между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Туркменистана на 2025-2027 годы.
Приоритетное значение придается и региональному взаимодействию, особенно сфере транспорта и логистики. Например, рассматривается вопрос об открытии пассажирских авиарейсов Астрахань – Ашхабад и Астрахань – Туркменбаши, которое может существенно улучшить транспортную логистику и будет способствовать дальнейшему расширению деловых и гуманитарных контактов.
Более того, также изучаются перспективы сотрудничества при реализации проекта по строительству логистического центра Туркменистана в портовой особой экономической зоне в Астраханской области, а также по открытию регулярной судоходной линии между портами Астраханской области и Туркменбаши, которая позволит двум странам выйти на новые объемы грузоперевозок.
Так что, несмотря на происки коллективного Запада, постоянно пытающегося стравить Ашхабад с Москвой, наблюдается более чем позитивная динамика взаимной торговли, а также планируются дальнейшие шаги по реализации перспективных направлений сотрудничества.