После триумфальной победы Дональда Трампа на президентских выборах в США только ленивый не проанализировал его дальнейшие телодвижения в том или ином направлении внешней политики.
Конечно же, все эти гадания на кофейной гуще коснулись и стран Центральной Азии. В частности, в медийное пространство региона активно вбрасываются усыпляющие бдительность местных властей прозападные материалы на предмет того, что США якобы продолжат следовать политике минимального участия в Центральной Азии, уделяя больше внимания другим вопросам, а ЦА-регион вообще не будет для Д. Трампа приоритетом.
В частности, один из членов Нью-Йоркской академии наук казахстанского происхождения некто Нурлан Мунбаев 17 ноября дал развернутое интервью, в котором обозначил, что США будут поддерживать минимальные связи с регионом, рассматривая Центральную Азию исключительно как геополитический буфер между Россией и Китаем. А в целях противостояния так называемому «российскому» и «китайскому» влиянию администрация Д. Трампа якобы усилит только экономические связи, да и то подобной «чести» удостоятся не все центральноазиатские государства, а лишь Астана и Ташкент.
Причём, по мнению прозападного аналитика, Казахстану повезло больше всего: он, как ключевая страна в Центральной Азии (и – на минуточку – член ОДКБ), получит сильную поддержку от стран НАТО для повышения уровня своей безопасности в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма, чтобы снизить влияние России как основного гаранта безопасности.
Как тут не вспомнить трагические события кровавого 2022 года, когда 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к странам ОДКБ с просьбой оказать поддержку в «преодолении террористической угрозы», назвав происходящее в стране «террористическим актом внешних сил, представляющим угрозу безопасности Казахстана». В своем выступлении на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 10 января 2022 г. казахстанский лидер также отметил, что в сопротивлении принимают участие боевики вооружённых группировок, прошедшие тщательную подготовку за рубежом. В итоге силы ОДКБ оказали оперативное содействие Казахстану в урегулировании вооруженного конфликта.
Правда, затем в прозападных изданиях тут же пошли материалы о том, что вовсе не Россия спасла Казахстан, а сделано это коллективно, поскольку ОДКБ является объединением нескольких стран, и решение они принимают сообща. Но с этим никто и не спорит. Другое дело, что, для вида заботясь о показе истинного положения дел, эти СМИ скрывали смятение натовцев, которые никак не могли успокоиться после блестяще сработанной операции ОДКБ и всеми силами пытались дискредитировать и организацию в целом и Россию в частности. Отсюда и их попытки заманить Астану своими обещаниями в части повышения уровня безопасности путем постоянного вбрасывания в интернет-пространство дезинформации о несостоятельности структуры ОДКБ, которая якобы только и нужна в условиях чрезвычайных ситуаций, происходящих (к их глубочайшему сожалению) не так часто.
На самом деле, текущей деятельностью Организации Договора о коллективной безопасности, ставшей приоритетной, является борьба с международным терроризмом в различных его проявлениях, с насаждением экстремистских идеологий, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, нелегальной миграцией.
И это далеко не полный перечень вызовов и угроз, борьба с которыми возможна только на коллективной основе. Для этого регулярно проводятся совместные учения: в текущем году их было проведено целых семь: «Взаимодействие-2024», «Нерушимое братство-2024», специальные учения «Поиск-2024», «Эшелон-2024», «Скала-2024», «Кобальт-2024», совместные учения «Рубеж-2024» на территории Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Просто удивительно, как иные казахстанские политологи, очевидно пляшущие под «дудку» Вашингтона, не стесняясь, утверждают, что стабильность в Казахстане нужна его союзникам по ОДКБ лишь «в шкурных интересах», чтобы исключить опасность дестабилизации всего региона. А стало быть, не исключают они, после 2030 года Астана выйдет не только из Организации Договора о коллективной безопасности, но и из всех евразийских проектов.
Отметим, что такого рода словесные посылы сыплются как из рога изобилия в преддверии государственного визита Владимира Путина в Казахстан, который состоится 27 ноября, накануне саммита государств ОДКБ. Вот прикормленные коллективным Западом и пишут, что российский лидер едет в Астану всего лишь для того, чтобы обсудить важные вопросы региональной повестки Центральной Азии с союзниками по ОДКБ и ЕАЭС и, так сказать, «укрепить свои тылы в условиях смены геополитических ориентиров».
А вот К.-Ж. Токаев полагает обратное, прямо обозначив, что приезд Владимира Путина станет «знаковым событием в наших межгосударственных взаимоотношениях, которые носят образцовый характер и динамично развиваются. Предстоящий визит придаст дополнительный импульс нашему стратегическому партнерству и союзничеству».
Тут лучше не скажешь. Посмотрим, какой желчью изойдут прозападные СМИ и интернет-ресурсы после оглашения итогов этого значимого события…