Зачем нужен публичный реестр нелегальных мигрантов в России?

Зачем нужен публичный реестр нелегальных мигрантов в России?

МВД России анонсировало запуск с 5 марта 2025 года публичного реестра иностранцев, сроки пребывания в России которых закончились. В случае успешной реализации этот реестр может стать важным инструментом в борьбе с нелегальной иммиграцией, результативность которой до сих пор оставляла желать лучшего.

Общедоступная часть этого реестра будет опубликована на официальном сайте МВД, а доступ к нему будет предоставляться любому желающему по запросу. Сам реестр будет включать закрытую и публичную части. В закрытой будет размещена информация о наличии или отсутствии сведений об иностранце в реестре, сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, поле, а также серии и номере документа, удостоверяющего личность. В публичной части реестра будут отображаться только сведения о том, есть гражданин в реестре или же отсутствует. Обновляться публичная часть реестра будет в течение суток с момента внесения в нее сведений об иностранце, а историю обработанных сайтом запросов планируется хранить пять лет.

Появление публичной части реестра контролируемых лиц – следствие принятия закона о введении этого реестра, который был подписан президентом РФ В. Путиным 8 августа этого года. В соответствии с ним действующий с 25 июля 2002 года закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» дополнен статьей о «режиме высылки», предусматривающей ограничение прав и свобод нелегальных мигрантов, а также применение по отношению к ним мер государственного надзора. Режим высылки начинает действовать с момента включения информации об иностранце в реестр контролируемых лиц. Сведения об иностранцах должны вноситься в него на следующий день после окончания у них законного срока пребывания в России, определяемого длительностью временного пребывания, действия разрешения на временное проживание, вида на жительство или иных разрешительных документов.

В состав реестра вносится широкий набор сведений об иностранцах, позволяющих их идентифицировать: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство (подданство), сведения о документе, удостоверяющем личность, банковские реквизиты, место жительства или пребывания, дата включения и исключения из реестра, основания для попадания в него, сведения о трудовой деятельности, работодателе, обучении и т. п. На основе этих сведений можно будет создать обширную базу данных по нелегальным мигрантам, которая позволит не только контролировать их пребывание в России, но и изучать это явление. При этом информация о наличии иностранца в реестре по закону должна быть публичной и предоставляться бесплатно, поскольку считается официальным уведомлением об этом. Именно требование закона и является причиной появления публичного реестра.

Сам по себе реестр контролируемых лиц является инструментом ужесточения миграционной политики в отношении главным образом мигрантов из безвизовых стран СНГ. Ранее у МВД были весьма ограниченные способы контроля над теми иностранными гражданами, у которых истек срок законного пребывания на территории России. То есть мигрант любой из «безвизовых» стран СНГ, который по закону мог находиться в стране 90 дней на протяжении полугода без оформления разрешительных документов (трудового договора для граждан стран ЕАЭС или патента на право работы в РФ для жителей остальных стран СНГ), мог и далее находиться в России, перейдя в разряд нелегалов. Попасть в поле зрения силовиков он мог только в случае проверки (как правило, по месту работы) и последующего задержания. Однако для гарантированного выдворения требовалось поместить его в центр временного содержания иностранных граждан, вместимость которых ограничена. В противном случае такой мигрант  мог вновь раствориться на бесконечных просторах России.

Введение реестра контролируемых лиц позволит применять по отношению к нарушителям целый ряд санкций, включая запрет на госрегистрацию предприятий (юрлиц и индивидуальных предпринимателей), приобретение недвижимого имущества и транспортных средств, их постановку на госучет и регистрацию, а также пользование транспортными средствами и сдачу экзаменов на управление ими. Им будет запрещено открывать банковские счета и осуществлять банковские операции (кроме оплаты обязательных платежей и расходов на личные нужды в сумме не более 30 тыс. руб.), заключать браки, менять место жительства и пребывания, а также покидать пределы региона и муниципального образования, в которых они проживают, без разрешения органов МВД (кроме выезда за пределы РФ). Все эти ограничения применяются с даты внесения иностранца в реестр и действуют вплоть до его исключения из него.

Тем самым возможность вести прежний образ жизни у нелегальных мигрантов будет сильно ограничена. Фактически они потеряют возможность не только вести бизнес, но и осуществлять любые торговые операции и совершать покупки (вне пределов отведённого лимита). А запрет менять место жительства в границах муниципального образования без разрешения органов МВД позволит отслеживать их пребывание в стране и даже маршрут, по которому они должны покинуть территорию России (для этого планируется использовать данные геолокации).

В той последовательности, с которой власти приступили к ужесточению миграционной политики, есть своя закономерность. И она напрямую связана с необъявленной войной, которую против России ведет коалиция западных государств после начала СВО в феврале 2022 г. В ходе этого конфликта стало кристально ясно, что голубая мечта США и ЕС – расчленение России, для чего хороши все средства, включая стимулирование иммиграции из стран Средней Азии. Более того, эта иммиграция способна сыграть в дезинтеграции страны ключевую роль, вызвав изменение этнодемографического состава ее населения. «Параллельное общество», которое возникает в ходе этой иммиграции, представляет крайне удобный инструмент для воздействия на него со стороны западных государств и их разведок.

Переломным моментом в отношении к среднеазиатской иммиграции стал теракт в «Крокус Сити Холле», который заставил взглянуть на нее не только как на источник рабочей силы, но и как на фактор террористической опасности и внутренних угроз. Российские власти внезапно осознали, что наличие в стране нескольких миллионов трудовых мигрантов из Средней Азии, которые становятся объектом вербовки экстремистскими организациями, является крайне опасным. По словам директора ФСБ А. Бортникова, вербовщики исполнителей теракта в «Крокус Сити» были членами запрещенной в России организации «Вилаят Хорасан»* – афганского подразделения ИГИЛ*. При этом они «целенаправленно работали по таджикской диаспоре в России через интернет, физически находясь в Афганистане».

Еще интереснее то, что в лоббировании среднеазиатской иммиграции оказалась замешанной Британия, политика которой по отношению к России из всех западных стран является максимально недружественной. На днях российский телеграм-канал «Рыбарь» опубликовал данные, согласно которым британское посольство в Москве целенаправленно финансировало деятельность НКО, которые занимаются защитой прав мигрантов, борьбой с «ксенофобией» коренного населения и стимулированием иммиграции из азиатских стран СНГ в Россию. Под подозрение в лоббировании интересов мигрантов попала даже Международная организация по миграции, которая за последние полтора десятилетия профинансировала четыре программы по изучению и стимулированию миграции из Средней Азии в Россию.

В условиях военного противостояния западных стран с Россией на территории Украины стимулирование Британией среднеазиатской миграции может преследовать как тактические, так и стратегические цели. Первые из них могут заключаться в создании социальной базы для ведения подрывной деятельности против РФ. В этом отношении среднеазиатские диаспоры вполне могут сыграть роль экстремистов из числа палестинских арабов, справиться с террористической активностью которых Израиль не может с момента своего основания.

Стратегические цели являются долгосрочными и могут заключаться в изменении этнического состава населения России или ее отдельных регионов по модели самой Британии, в столице которой уже преобладает небританское население, или же Косово, отделившегося от Сербии под военным давлением Запада.

Внедрение публичного реестра контролируемых лиц в этой ситуации способно сыграть позитивную роль, и, поскольку введение визового режима пока выглядит проблематичным, может отчасти стабилизировать миграционную ситуацию.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Вам может также понравиться...