Сотрудничество с Россией открывает Казахстану доступ к Северному морскому пути – казахстанский аналитик.
В начале августа министр транспорта Казахстана Марат Карабаев посетил Мурманскую область. Делегация, в составе которой были казахстанские бизнесмены, обсудила с властями региона транспортно-логистическое сотрудничество.
Россия активно финансирует и развивает свои транспортно-логистические маршруты. Интерес к портовым мощностям Мурманска ранее проявила Беларусь, которая строит в области свой портовый терминал. Какие перспективы сотрудничества открываются для казахстанской стороны, в интервью «Евразия.Эксперт» оценила кандидат исторических наук, Научный руководитель Центра Аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Таисия Мармонтова.
– Таисия Викторовна, какие конкретно логистические возможности Мурманской области привлекают Казахстан?
– Казахстан проявляет интерес к логистическим возможностям Мурманской области, видя в этом потенциал для взаимовыгодного сотрудничества. К ключевым аспектам, которые могут привлечь Казахстан для реализации совместных транспортных проектов, можно отнести следующее.
Во-первых, грузооборот порта Мурманск, который демонстрирует стабильный рост, достигнув 58 млн тонн в 2023 г. Это делает мурманский порт одним из крупнейших транспортных узлов, способных поддерживать крупномасштабные грузоперевозки, что может быть выгодно для Казахстана в плане экспорта и импорта товаров.
Во-вторых, модернизация портовой инфраструктуры. Инвестиционные проекты по модернизации таких портовых терминалов, как Мурманский морской торговый порт и Мурманский балкерный терминал обеспечивают улучшение инфраструктуры и пропускной способности. Это создаёт дополнительные возможности для Казахстана в области транспортировки различных грузов.
В-третьих, строительство нового портового терминала «Лавна» с проектной мощностью 18 млн тонн. Он находится в высокой стадии готовности. Завершение строительных работ и начало операций запланировано на 2024 г. Это открывает дополнительные перспективы для казахстанских компаний в плане использования нового инфраструктурного объекта для своих нужд.
Между Казахстаном и Мурманской областью уже налажен взаимовыгодный диалог, что создаёт основу для укрепления сотрудничества в различных отраслях, включая транспорт и логистику. Возможность установления прочных деловых связей и обмена опытом может способствовать успешной реализации совместных проектов. Таким образом, логистические возможности Мурманской области в сочетании с существующими и планируемыми инвестициями в инфраструктуру создают значительный интерес для Казахстана в контексте развития транспортных связей и расширения экономического сотрудничества.
– Какой вклад республика планирует внести в развитие транспортного коридора «Китай – Казахстан – Россия», и каким образом Мурманский порт вписывается в эту стратегию?
– В этом контексте Казахстан мог бы сосредоточиться на модернизации транспортной инфраструктуры, включая железнодорожные и автодорожные маршруты, для обеспечения более эффективного перемещения грузов через свою территорию. Также он мог бы активно работать над созданием многофункциональных логистических хабов на своей территории, которые обеспечили бы быструю и удобную перевалку грузов.
Мурманский порт мог бы стать важной частью этой стратегии, предоставляя Казахстану доступ к Северному морскому пути, что позволило бы существенно сократить время доставки грузов в Европу.
В этом случае Казахстан мог бы рассмотреть возможность инвестирования в инфраструктуру порта и развития совместных проектов с российскими партнёрами, чтобы обеспечить бесперебойную работу этого транспортного коридора и повысить его привлекательность для международных грузоотправителей.
– Какие шаги планирует предпринять Казахстан для увеличения объемов грузоперевозок по внутренним водным путям?
– Обновление существующего флота внутреннего водного транспорта является приоритетной задачей. Поскольку 70% судов эксплуатируются с превышением нормативного срока, необходимо инвестировать в приобретение новых судов и модернизацию имеющихся. Особое внимание следует уделить увеличению количества самоходных судов и барж для повышения эффективности перевозок.
Необъодимо улучшение инфраструктуры внутренних водных путей, включая модернизацию и расширение речных портов в Атырау и Павлодаре, а также строительство новых грузовых пристаней и причалов, способных принимать большие объёмы грузов. Улучшение автомобильных подъездных путей и паромных переправ также будет способствовать увеличению объёмов перевозок. На реке Иртыш эксплуатация Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского шлюзов играет ключевую роль в обеспечении сквозного судоходства. Модернизация и увеличение пропускной способности этих шлюзов могут значительно повысить объёмы грузоперевозок.
Внедрение современных логистических решений и технологий, таких как автоматизация процессов погрузки и разгрузки, использование информационных систем для мониторинга и управления перевозками, может повысить общую эффективность и скорость обработки грузов.
Привлечение частных инвестиций в развитие водного транспорта и инфраструктуры может ускорить реализацию запланированных мер. Создание благоприятных условий для частного сектора, включая налоговые льготы и субсидии, способно стимулировать инвестиции в отрасль. Увеличение объёмов перевозок также может быть достигнуто за счёт расширения торговых связей и соглашений с соседними странами, что позволит привлечь больше грузов на транзитные маршруты через Казахстан.
Важно учитывать экологические аспекты и внедрять решения, которые минимизируют воздействие на окружающую среду. Это может включать использование судов с низким уровнем выбросов и поддержание водных путей в хорошем экологическом состоянии.
Эти меры могут значительно способствовать достижению цели по увеличению объёмов грузоперевозок до 3,5 млн тонн в год, обеспечивая устойчивое развитие водного транспорта в Казахстане.
– Как Казахстан планирует использовать Мурманск в качестве главного контейнерного хаба для своих грузоперевозок, и какие выгоды это принесет в долгосрочной перспективе?
– Стратегическое расположение Мурманска, находящегося на трассе Северного морского пути, позволило бы значительно сократить время доставки грузов в Европу и Северную Америк в обход традиционных маршрутов через Суэцкий канал. Это, в свою очередь, могло бы привести к снижению логистических затрат, так как прямой доступ к Севморпути через Мурманск уменьшил бы транспортные расходы и зависимость от перегруженных южных портов.
Повышение скорости и надёжности доставки товаров через арктический маршрут могло бы повысить конкурентоспособность казахстанских товаров на международных рынках, что особенно важно для сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых. Совместные инвестиции в модернизацию и развитие инфраструктуры порта Мурманск, включая контейнерные терминалы и складские мощности, могли бы создать новые возможности для торговых операций и увеличения объёмов перевозок. Это способствовало бы укреплению торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, а также другими странами, которые заинтересованы в использовании Севморпути. В результате экономическое сотрудничество и партнёрство в различных сферах могли бы значительно укрепиться.
Более того, маршрут через Северный морской путь считается более экологически устойчивым, поскольку сокращает выбросы углекислого газа за счёт уменьшения расстояний и времени в пути, что соответствует глобальным трендам на снижение углеродного следа в транспортной отрасли.
В долгосрочной перспективе использование Мурманска в качестве главного контейнерного хаба могло бы способствовать укреплению позиции Казахстана как важного транспортного и логистического центра в Евразийском регионе, обеспечивая более эффективные и устойчивые пути доставки грузов.