Россия и Вьетнам: win-win без взаимных упрёков и особых обязательств
Визит Владимира Путина во Вьетнам 19-20 июня напомнил о том, что Россию связывает с этой страной давняя традиция тёплых отношений. Их и сейчас можно расценивать, как вполне дружеские. Но нужно смотреть на ситуацию трезво – для Ханоя Москва не первый и даже не второй по значимости партнёр. Для вьетнамцев на нынешнем этапе куда важнее США и Китай – страны, на сотрудничестве с которыми они зарабатывают большие деньги.
Ирония судьбы заключается в том, что сейчас самые важные для Вьетнама государства – те самые, что в своё время покушались на его суверенитет и целостность, а СССР помог ему от них отбиться. Однако в современном мире деньги важнее, чем сентиментальные воспоминания о былом братстве.
Дружеские слова и тёплые объятия
Российский президент прибыл во Вьетнам по приглашению прежнего главы этой страны Во Ван Тхыонга. Он пригласил В. Путина в гости в октябре 2023 г. во время их встречи на форуме «Один пояс – один путь» в Китае. Полномочия Тхыонга закончились в марте этого года, но приглашение осталось в силе.
В. Путин посетил Вьетнам уже в пятый раз. Из программы его пребывания в Ханое наибольшее внимание прессы привлекла пресс-конференция, в ходе которой российский лидер поделился своим мнением по поводу разных аспектов международных дел. Что же касается собственно российско-вьетнамских отношений, то заслуживает особого внимания напоминание В. Путина, прозвучавшее во время рабочего завтрака с премьер-министром СРВ Фам Минь Тинем, о том, что в своё время Советский Союз «оказывал действенную помощь в героической борьбе вьетнамского народа с французскими, а затем и американскими захватчиками, содействовал впоследствии мирному строительству Социалистической Республики Вьетнам».
В ответ прозвучали слова нынешнего вьетнамского лидера То Лама о том, что его народ помнит о «бескорыстной помощи и поддержке, которые российский народ оказывал Вьетнаму в нашем деле борьбы за независимость, возведения страны в прошлом, а также на нынешнем этапе развития, строительства нашего государства». По словам То Лама, его страна считает отношения с Россией одним из своих внешнеполитических приоритетов.
В. Путин, в свою очередь, напомнил о том, что на днях исполнилось 30 лет с даты подписания двухстороннего договора об основах дружественных отношений. «Все это время между нами поддерживаются регулярные и содержательные политические контакты – в том числе по линии парламентов, министерств, ведомств, партий, регионов и общественных организаций», – сказал президент России.
В. Путин добавил, что в течение прошлого года товарооборот между странами вырос на 8%. Этому способствовал переход во взаиморасчётах на национальные валюты: в 2023 г. 40% объема сделок совершались в рублях и донгах, а в I квартале этого года – уже почти 60%. При этом главным направлением двухстороннего взаимодействия является энергетика. «Совместное предприятие «Вьетсовпетро» за десятилетия освоения нефтегазовых месторождений Вьетнама добыло порядка 250 млн тонн нефти. В свою очередь, корпорация «Петровьетнам», которая с 2008 г. реализует проекты в Ненецком автономном округе России, в сложных условиях Крайнего Севера, уже извлекла порядка 35 млн тонн нефти», – сказал В. Путин.
Россияне участвуют и в совместных проектах в области зелёной энергетики. В генеральный план развития национальной энергосистемы Вьетнама включен совместный проект строительства морской ветровой электрогенерации в провинции Бинь Туан. Кроме того, Россия помогала вьетнамцам построить энергоузлы общей мощностью более трети от всей текущей гидроэнергетики страны, а «Русгидро» примет участие в реконструкции ГЭС на вьетнамских реках. «Росатом» же обсуждает создание центра ядерной науки и технологий во Вьетнаме. Также развивается и промышленное сотрудничество – во вьетнамском Дананге осуществляется сборка микроавтобусов марки «Газель». Идёт развитие и в сфере сельского хозяйства, в частности вьетнамский холдинг TH Group строит молокоперерабатывающие предприятия в Калужской области и Приморском крае.
Что касается совместных логистических проектов, то особенно перспективным В. Путин видит взаимодействие по развитию морского транспортного коридора Владивосток – Хошимин.
Улыбаясь всем вокруг
По итогам переговоров было принято и подписано 15 документов. В их числе оказалось совместное заявление России и Вьетнама о дальнейшем углублении всеобъемлющего стратегического партнерства. Также главы государств подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству во Вьетнаме между ПАО «Новатэк» и Корпорацией нефти и газа «Петровьетнам», меморандум о взаимопонимании по техническому сотрудничеству в области налоговой политики и налогового администрирования между ФНС и Главным налоговым управлением Вьетнама, план по взаимодействию между ФТС и Главным таможенным управлением Вьетнама в области борьбы с таможенными правонарушениями в 2024–2026 гг., несколько соглашений о сотрудничестве в сфере образования и др.
Что касается политических вопросов, то, как отметил российский лидер, позиции Москвы и Ханоя «во многом совпадают или близки». В частности, при обсуждении текущей ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе была высказана взаимная заинтересованность в построении архитектуры безопасности на принципах неприменения силы.
Руководство Вьетнама наговорило множество тёплых, прочувствованных слов в адрес россиян. Однако вскоре точно такие же слова прозвучали и в адрес главных геополитических соперников России. Буквально сразу после отбытия российского президента министр иностранных дел Вьетнама Буй Тхань Шон принял помощника госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниеля Критенбринка. В ходе их встречи Буй Тхань Шон подчеркнул, что Вьетнам рассматривает Соединенные Штаты как «партнёра стратегического значения» и готов всемерно сотрудничать с США: это, дескать, «будет способствовать миру, стабильности, сотрудничеству и развитию в регионе и во всем мире». Буй Тхань Шон и Критенбринк обсудили, как сообщается, «конкретные меры по эффективной реализации целей развития двусторонних отношений – за счёт укрепления контактов и обменов делегациями высокого уровня, поддержки динамики развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, преодоления последствий войны».
После этой беседы некоторые российские ура-патриоты закричали в интернете о «лицемерии» и «продажности» Вьетнама. Но подобные эмоции в отношении государств неприменимы – все суверенные игроки руководствуются собственными, а не чужими интересами. Цифры неумолимы: главными экономическими партнёрами Вьетнама являются США и Китай, а Россия по сравнению с ними играет на вьетнамском рынке роль весьма незначительную. Для наглядного сравнения: объём торговли Вьетнама с США в 2022 году составил 123 млрд долларов, а с Россией – 3,5 млрд.
В связи с этим историк-ориенталист Игорь Димитриев пишет, что стремительный экономический рост Вьетнама основан на нормализации отношений с двумя странами, которые в минувшем веке нанесли ему тяжёлый экономический ущерб и огромные человеческие потери. Речь идёт, во-первых, о США, а во-вторых, о Китае. Если вьетнамская война, развязанная Вашингтоном, всем известна, то уже гораздо меньше людей помнят, что Китай в 1979 году тоже предпринял своё собственное вторжение во Вьетнам. Развязалась, как говорили тогда с иронией, «первая коммунистическая война», в ходе которой вьетнамцы – и снова при всемерной поддержке СССР! – сумели остановить вторжение. Впрочем, китайско-вьетнамские отношения ещё в течение одиннадцати лет балансировали на грани войны, что шесть раз выливалось в вооруженные столкновения на границе.
«Бамбуковая дипломатия»
Однако те времена остались в далёком уже прошлом. «Теперь Вьетнам обеспечивает себе рост ВВП 5-8% в год и использует китайско-американские противоречия для увеличения инвестиций. Запад выводит производства из Китая и заводит во Вьетнам. Вьетнамцы импортируют из Китая оборудование и комплектующие и экспортируют готовую продукцию на Запад. Я упрощаю, конечно, но общий смысл такой… Вьетнамцы… переступили через себя и начали зарабатывать на своих врагах. Правильно ли сделали? Вьетнамцы довольны», – рассуждает И. Димитриев.
Во Вьетнаме придумали специальное название своей стратегии – «бамбуковая дипломатия». Под этим подразумевается, что внешняя политика государства имеет крепкие, словно у бамбука, корни, твёрдый ствол и гибкие ветви. То есть, невзирая на внешнюю гибкость, государство крепко стоит на ногах и продвигает свои интересы, не попадая в зависимость от внешних сил.
Почему так интересен опыт Вьетнама? Потому что после окончания СВО России предстоит сосуществовать с Украиной, которая останется в том или ином виде. И у украинцев после окончания боевых действий будет два пути. Либо продолжать шествовать по дороге стран Балтии, расчёсывая исторические обиды, мнимые и подлинные, и всё глубже погружаться в состояние упадка. Либо воспользоваться примером Вьетнама, осознав, что скорейшая нормализация отношений с Россией обернётся восстановлением экономических взаимосвязей. А это, в свою очередь, принесёт украинскому народу стабильность.
Возвращаясь же к российско-вьетнамским отношениям, следует привести слова известного российско-украинского политика и общественного деятеля Олега Царёва. «Уникальная страна Вьетнам: их внешняя политика, так называемая «бамбуковая дипломатия», предусматривающая ровные, прагматичные отношения со всеми, реально работает. Представьте, это единственная страна в мире, в которой… помимо Путина, принимали также Байдена и Си. А ведь формально Вьетнамом правят коммунисты», – напоминает Царёв.
Он добавляет, что у Вьетнама сейчас лучшие за всю историю отношения с США и рисковать ими ради дальнейшего сближения с Москвой в Ханое не будут. В то же время визит В. Путина был нужен обеим сторонам. России – чтобы лишний раз показать тщетность усилий Запада по её изоляции. Для Вьетнама – чтобы показать США и Китаю многовекторность своей политики и самостоятельность. «Ситуация win-win для обеих сторон, без взаимных упрёков и особых обязательств», – обоснованно заключает О. Царёв.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram