Страны ЦА уклоняются от попыток Запада вовлечь их в антироссийские авантюры
За два с лишним года российской специальной военной операции на Украине постсоветские республики Центральной Азии выработали общую позицию как по СВО, так и по западным санкциям.
Принципиальным для них является невмешательство в конфликт при соблюдении режима антироссийских западных санкций с одновременным наращиванием товарооборота с Россией. Например, согласно данным российской ТПП, по итогам 2022 года казахстанско-российский товарооборот вырос на $2 млрд до рекордных $26 млрд. За тот же год товарооборот России с Киргизией тоже установил рекорд в $3,4 млрд. В 2023 году уровень взаимной торговли остался на достигнутом уровне с небольшим снижением по одним постсоветским республикам и ростом по другим. Например, Таджикистан по итогам 2022 года прибавил во взаимной торговле с Россией 18,3% и почти 13% в 2023-м.
Также принципиальной позицией остается непризнание территориальной целостности и суверенитета России после включения в её состав Крыма и Севастополя по итогам референдумов 2014 года. Не признаётся ими и включение в состав Российской Федерации новых регионов по итогам референдумов 2022 года, в результате которых РФ расширилась за счёт бывших украинских Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей.
При этом Казахстан и Киргизия вместе с Россией и Белоруссией состоят в ЕАЭС. Вместе с Таджикистаном и Узбекистаном они же объединены ещё и в ОДКБ. Особенность белорусского случая в том, что эта постсоветская республика состоит в Союзном государстве России и Белоруссии – интеграционном объединении более тесном, чем упомянутые союз и организация. Официальный Минск был и остаётся единственным, поддержавшим Россию в СВО предоставлением своей территории для армии России еще в 2022 году. Остальные формальные союзники и партнёры тщательно избегают даже вербальной поддержки.
Интересной спецификой обладает ситуация под углом зрения применения к России и Белоруссии режима санкций коллективного Запада. Его соблюдают другие номинальные союзники Москвы и Минска по ЕАЭС и ОДКБ. Но они же негласно помогают и обходить эти санкции. Например, через переоформление на центральноазиатские фирмы экспортируемой в Евросоюз древесины белорусского происхождения.
Аналогично – с импортом западных товаров. За 10 лет ввоза продовольственной «санкционки» схемы отработаны до совершенства. В них задействованы «прокладки» с юрисдикцией в ЕС и ЕАЭС и даже на островах в противоположной части света. Спрос рождает предложение, в убыток себе никто не работает.
На словах посредники отрицают свой гешефт и даже возмущаются. Например, в сентябре 2023 года казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев после переговоров с Олафом Шольцем в Германии заявил: «Что касается возможного обхода санкций, то Казахстан однозначно заявил о том, что будет следовать санкционному режиму. Мы имеем контакты с соответствующими организациями по соблюдению санкционного режима. И каких-либо опасений немецкой стороны в отношении возможных действий, направленных на то, чтобы обойти санкционный режим, мне кажется, не должно быть».
Демонстрируя всем господам не только услужливость, но и известную гибкость ради собственного гешефта, среднеазиатские лидеры тем не менее не решились послать свои официальные делегации на швейцарский курорт Бюргеншток. Там 15–16 июня состоялся «Саммит мира на Украине». Переносившийся пять раз, он планировался на уровне глав более 160 государств. По факту же удалось собрать в два раза меньшее количество страновых делегаций, причём далеко не все из них были представлены первыми лицами. Их оказалось намного меньше, чем на ПМЭФ-2024.
Из постсоветских республик в Швейцарию вылетели делегации прибалтийских лимитрофов, а также Украины, Молдавии, Грузии и Армении. В последний момент отказался от участия ещё один «восточный партнёр» ЕС Азербайджан.
Мероприятие было открыто русофобским и деструктивным. Очевидно, сам факт участия в нём был не прямой, но всё же демонстрацией, какую сторону конфликта страна-участник поддерживает. Сербия, представленная на министерском уровне, итоговый антироссийский документ подержала. Поддержали его и такие выдуманные западной прессой «друзья Путина», как Венгрия и Словакия. Поддержала Болгария, представленная главой правительства, выступавшая на стороне врагов России в обеих мировых войнах. Поддержали и другие «братушки». Показательно, что глава армянской делегации секретарь Совбеза Армен Григорян оказался подписывать итоговый документ саммита.
Затем начались странности с подписантами итогового коммюнике. Скандал начался с Ирака и Иордании, которые якобы отозвали свои подписи, а затем выяснилось, что не подписывали ничего вовсе. После этого пресс-секретарь швейцарского дипломатического ведомства заявил, что итогового документа широко разрекламированного саммита физически не существует.
«Коммюнике не было подписано физически, поэтому физической копии не существует. На сайте МИД Швейцарии совместное коммюнике размещено со списком стран, которые его поддерживают. Это «живой список», поскольку государства и международные организации могут продолжать присоединяться к коммюнике, даже те, кто не участвовал в конференции. Государства также могут быть исключены из списка», – сказал Пьер-Ален Эльчингер.
История мировой дипломатии пополнится этим казусом. Российская история тоже пополнится примерами поведения номинальных союзников в ситуациях, которые принято называть моментом истины.
Официальный Ереван может сколь угодно упражняться в оправданиях своего участия в этом и других откровенно русофобских мероприятиях. Но это факт – на швейцарском саммите Армения была единственной из ЕАЭС и ОДКБ. Никол Пашинян пытается повторить трюк с «разворотом на Запад», сопровождаемый угрозой выйти из ОДКБ и других связывающих с Россией организаций. Он уже закупает образцы вооружений стандарта НАТО, пригласил военных инструкторов из США, направляет гонцов на антироссийские саммиты. Выглядит всё это отчаянным чудачеством после сдачи НКР, нелепой и опасной авантюрой.
А вот центральноазиатские лидеры проявили большее благоразумие с учётом объективной реальности. Они знают реальный политический вес своих феодов, долю их в мировой экономике, технологический уклад и прочее, что принято вкладывать в категорию «геополитический код страны».
Россию на саммит демонстративно не пригласили, Китай отказался участвовать, как и подавляющее большинство стран мира. Вашингтон, Брюссель, Лондон и Киев очень просили прислать хоть кого-нибудь из «официалов». Они щедро оплатили проезд даже делегациям островных бантустанов. Была задействована местная сеть агентуры влияния и клиентов – от «лидеров мнений» до представителей бизнеса и чиновников.
Си Цзиньпин никого в Швейцарию не послал – это был очень важный знак для элит стран ЦА. МИД Казахстана в лице официального представителя Айбека Смадиярова буквально накануне русофобского саммита не исключал участия. Уговаривать Токаева приехал лично южнокорейский президент Юн Сок Ёль. Он же в те же дни на переговорах пытался соблазнить и президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
Однако ничего не помогло. Токаев 16 июня был не в швейцарском Бюргенштоке, а в астанинской мечети. Там, как сообщила президентская пресс-служба, был «совершен обряд жертвоприношения от имени главы государства».
Официальное издание «Туркменистан: Золотой век» ни словом даже не обмолвилось о саммите на швейцарском курорте. Не дождались там и президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
Благоразумие проявили все центральноазиатские лидеры. С оглядкой на Пекин и Москву, с учётом торговых и прочих обстоятельств, но всё же. Центральная Азия ясно дала понять коллективному Западу тщетность вовлечения её в политические авантюры. Национальные интересы – и не только меркантильные – были поставлены во главу угла. Азия оказалась мудрее Европы, и, похоже, именно она станет могильщиком эпохи постмодерна на просторах Евразии.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram