Следственный комитет России фиксирует неуклонный рост преступлений мигрантов.
В последние месяцы буквально на глазах в России обострилась проблема с мигрантами в связи с совершаемыми ими преступлениями. Теракт в «Крокус Сити Холле» 22 марта, в ходе которого погибли 145 человек и еще более 500 получили ранения, стал самым резонансным терактом за последние годы. Его совершила группа из четырех человек – граждан Таджикистана, которым помогали другие мигранты, некоторые из которых уже стали к этому моменту гражданами России.
Характерно, что предыдущий громкий теракт – в метро Санкт-Петербурга в 2017 году совершил также мигрант родом из Узбекистана. С российским паспортом. Тогда погибло 16 человек. И если совершивший это оказался смертником, т. е. скорее всего религиозным фанатиком, то в «Крокусе» действовали гастарбайтеры, которые повелись на возможность быстрой и легкой наживы.
Какими бы ни были мотивы преступников, кто бы ни стоял за ними, важно одно – их преступления стали возможны в т. ч. из-за отсутствия должного контроля за миграционными процессами в России.
Еще один недавний резонансный случай – авария автобуса в Санкт-Петербурге, который рухнул в Мойку, утопив семь человек. Водитель – мигрант из Таджикистана, ныне гражданин России. Выяснилось, что ранее он неоднократно нарушал ПДД и получал штрафы, причем в 2022 году скрылся с места ДТП и не оплатил штраф. Кроме того, ставший гражданином РФ лишь два года назад он всего за один месяц прописал у себя по месту жительства десять своих соотечественников.
Наверняка у многих возникает естественный вопрос, как такие люди легко получают российские паспорта, зачастую даже не зная русского языка, при том что множество русских из бывших союзных республик не могут годами стать гражданами РФ? Недавно на всю страну прогремел случай многодетной семьи из Екатеринбурга, живущей в России уже семь лет, которую планируют депортировать в Казахстан за «нарушение миграционного законодательства»…
Между тем случаи, когда бесконтрольная выдача паспортов чуть ли всем подряд приводт к трагедии, далеко не единичны. Многие читатели наверняка с энтузиазмом восприняли новости о том, что правоохранительные органы время от времени устраивают рейды, отправляя новоявленных россиян в армию, мол, паспорт не должен даваться просто так, его нужно заслужить. Но как тут можно не вспомнить историю, произошедшую на одном из полигонов Белгородской области осенью 2022-го, когда двое уроженцев Таджикистана открыли огонь по своим сослуживцам? Правильно ли призывать на службу с оружием в руках людей, не доказавших свою лояльность иным способом?
Это лишь несколько резонансных случаев с участием мигрантов – неважно с российским гражданством или без оного, которые привели к большому количеству жертв. Но есть множество преступлений, жертвами которых становились отдельные граждане. Так, в прошлом месяце нелегальный мигрант из Азербайджана, находившийся на территории РФ незаконно, зарезал москвича из-за конфликта на парковке.
Если говорить о статистике преступлений, мигранты также часто устраивают массовые драки, препятствуют осуществлению правоохранительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел, оказывают им сопротивление, в том числе опасное для жизни, участвуют в сбыте наркотических средств. Отдельно стоит отметить преступления, связанные с легализацией нелегальных мигрантов, подделкой документов, а также вовлечение мигрантов в организованную преступную деятельность.
Разумеется, особого внимания заслуживает риск проникновения в страну членов террористических и экстремистских организаций, и это, пожалуй, самая серьезная опасность.
Вот цифры, озвученные в прошлом месяце главой СКР Александром Бастрыкиным: «Сейчас наблюдается их рост (преступлений мигрантов. – Ред.). В 2022 году поступило 4729 сообщений о таких преступлениях, рассмотрев которые, следователи СК России возбудили 4231 уголовное дело. Это почти в три раза больше, чем в 2021 году.
И здесь особую тревогу вызывает статистика по тяжким и особо тяжким преступлениям. В прошедшем году возбуждено 893 уголовных дела о таких преступлениях, как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Это в пять раз больше, чем в 2021 году. Значительно возросло и количество уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности: в прошлом году их возбуждено 737, в позапрошлом 520. В суды в 2022 году направлено более 2 тысяч дел».
Несмотря на различия всех этих случаев, у всех одна первопричина – провалы в миграционной политике, которая заточена на привлечение максимального числа мигрантов в страну, бесконтрольную раздачу разрешений на работу без подтверждения квалификации, бесконтрольную раздачу паспортов, отсутствие контроля за перемещениями и деятельностью мигрантов внутри страны.
В РФ грядет новая миграционная реформа. Насколько учтен опыт предыдущей? |
Говоря о том, что толкает мигрантов на преступление, следует назвать неадаптированность к российской культурной среде (вплоть до незнания языка), низкий уровень образования, а также ненадлежащая организация работодателями социально-бытовых условий для своих работников. Особенно это касается нелегальных мигрантов, которые в силу своего выбора не защищены по закону ищут защиты у диаспор и легко становятся орудием преступных группировок.
Можно бесконечно рассуждать о том, чего больше в этой проблеме: неподготовленности к жизни в России самих мигрантов или неготовности России создавать условия для их пребывания, безопасных для них и окружающих. Важно понимать, что рост числа преступлений, совершаемых мигрантами, не только приводит к ухудшению криминогенной обстановки, но и порождает социальную и межэтническую напряженность в обществе. Все это требует от государства немедленного наведения порядка.
Уже хорошо, что на проблему начали обращать внимание на самом верху. Тот же А. Бастрыкин взял на личный контроль ряд резонансных дел, выступил с инициативами по совершенствованию миграционного законодательства.
Реагировать начали не только в СК. В конце апреля стало известно, что на контрольно-пропускном пункте «Сагарчин» на границе Уральского региона Казахстана и Оренбургской области России скопились десятки автомобилей с таджикскими номерами, которые не пропускали российские пограничники, сотни таджикских граждан не могли въехать на территорию РФ.
Не очень похоже, что речь идет о каких-то кардинальных изменениях миграционной политики, тем более что подобными мерами проблему не решишь, скорее, речь идет о показательной реакции государства на возмущение общества, которая сойдет на нет, как только ситуация успокоится. Между тем подобные меры, как и рейды силовиков по рынкам и стройкам, – это классический пример борьбы со следствием, вместо причины.
Необходимо создать, наконец, четкую концепцию миграционной политики, которой у России, к сожалению, все годы новейшей истории не было. Были лишь лежащие в основе капитализма интересы крупного бизнеса, которые заключаются в массовом завозе дешевой рабочей силы и которые лоббируют влиятельные лица во власти.
Такая четкая концепция была в СССР, она хорошо выражена во фразе героя одного из советских фильмов: «А товарищ Ленин хочет видеть тебя в родном кишлаке». После распада СССР республики столкнулись с масштабной деиндустриализацией и экономическим упадком, что подстегнуло масштабную миграцию в Россию, где возникла благодатная почва в виде потребности в дешевой и бесправной рабсиле.
И тут нужно четко осознать, что выход из положения заключается не только в ущемлении деятельности промигрантского лобби и интересов стоящего за ним крупного бизнеса, но и в наведении порядка в отношениях со странами Средней Азии и Закавказья. Следует признать, что Москва, пытаясь собрать вокруг себя бывшие республики в рамках евразийского интеграционного проекта, все эти годы, по сути, шла на поводу у местных элит, закрывая глаза на их попытки сидения на нескольких стульях и откровенно потребительское отношение к России. В итоге политика «расширенной многовекторности», осуществляемая властями союзников, никак не способствует интеграции, а ведь именно её необходимостью в РФ оправдывают свободное передвижение по России мигрантов из этих стран.
Характерный пример: когда начались проблемы с проездом в Россию у граждан Таджикистана, МИД Таджикистана вызвал российского посла и заявил решительный протест. И это – тот самый МИД, который ранее до последнего отрицал участие своих граждан в теракте в «Крокусе». Не хочется пользоваться недипломатическими эпитетами, но столь наглое и самоуверенное поведение не должно было быть проигнорировано.
Поэтому, помимо того, что нужно осуществлять конкретные действия по снижению уровня преступности среди мигрантов, постановку их на контроль, борьбу с влиянием диаспор и мигрантского лобби, необходимо решать и вопросы геополитики. Хотим ли мы продолжения интеграции, которая делает возможной нынешнюю ситуацию с миграционной преступностью, или нам нужно выходить на новый уровень, подразумевающий в том числе адаптацию к жизни в России будущих мигрантов еще на их родине, недопущение распространения в этих странах любых форм русофобии и переписывания истории, увеличение масштаба изучения русского языка, истории и литературы?
Очевидно и то, что власти тех стран, откуда в Россию едут мигранты, не торопятся создавать у себя благоприятные социально-экономические условия, чтобы у людей не было стимула ехать на заработки в Россию. «Горючий» материал в лице бедных и неквалифицированных соотечественников они предпочитают «сплавлять» в Россию.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram