Начиная с 2018 года, столица Киргизии ежегодно ставит антирекорды по качеству воздуха. Причинами являются использование столичной теплоцентралью, котельными и частным сектором низкокалорийного высокозольного угля, увеличение количества автотранспорта в Бишкеке и др.
Проблему смога столичный муниципалитет и государственные структуры пытались решить несколько лет и в нынешнем отопительном сезоне достигли определенного успеха – воздух в Бишкеке стал значительно чище.
Как сообщил начальник отдела по охране атмосферного воздуха Министерства природных ресурсов, экологии и технадзора КР Нурлан Шаршеев, замеры воздуха, проведенные ведомством в январе, показали, что по сравнению с данными аналогичного периода прошлого года вредные выбросы сократились в 9 раз. Об этом чиновник рассказал в рамках круглого стола «Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
По его словам, добиться результатов удалось во многом благодаря реализации специального плана мероприятий по улучшению качества воздуха. Также представитель ведомства пояснил, почему правительство Киргизии сегодня выбирает путь зеленой энергетики: «Сейчас во всем мире идет финансирование зеленых программ, и мы надеемся списать внешний долг республики в обмен на широкое распространение чистых технологий в нашей стране. Но для этого мы должны исполнять определенные обязательства в рамках международных конвенций, которые мы подписали».
Однако директор Регионального горного центра ЦА Исмаил Даиров выразил сомнения по поводу того, что Киргизии обнулят кредиты в обмен на зеленый энергопереход: «Никто не собирается прощать нам долги, все это не более чем политический процесс». Эксперт также уверен, что получаемые от международных структур кредиты и гранты не решают проблем экологии в республике.
Напомним, осенью прошлого года в рамках зеленого энергоперехода Киргизия подписала соглашение со Всемирным банком на получение кредита в размере $50 млн на реализацию проекта по улучшению атмосферного воздуха в Бишкеке. На что будут потрачены средства, участникам круглого стола рассказала замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Асель Раимкулова.
«Проект рассчитан на 7 лет. Он состоит из трех компонентов. Первый – управление качеством воздуха, т. е. мы будем вести работу по улучшению мониторинга. Второй компонент – это озеленение, третий – отопление. Проект получил одобрение со стороны администрации президента. Сейчас он находится на обсуждении в Жогорку Кенеше, его уже поддержали три комитета. После он должен будет пройти ратификацию депутатами. Мы надеемся, что проект найдет поддержку со стороны законодательной власти и будет реализован», – отметила замминистра.
Между тем депутат Бишкекского горкенеша Рысбай Аматов выразил озадаченность очередным кредитом: «Насколько я знаю, на проблемы экологии выделяются многомиллиардные гранты. Может быть, можно было получить эти $50 млн в виде гранта? Я переживаю, что мы берем кредиты чуть ли не каждый месяц, а погашать их придется нашему будущему поколению».
На это директор Центра климатического финансирования при Кабинете министров КР Азамат Темиркулов ответил, что «к сожалению, данный проект не предусматривает грантового компонента, т. е. вся сумма – кредит, но льготный, что уже хорошо». Он также рассказал, что это инвестиционный проект со ставкой 0% и с 10-летним льготным периодом. $18 млн будут затрачены на строительство лаборатории для Министерства природных ресурсов КР, создание дополнительных пунктов мониторинга воздуха для «Кыргызгидромета», на зеленый пояс в Бишкеке и операционные расходы по проекту, а $32 млн из 50 будут направлены на переход от угля к чистым технологиям – примерно 25 тысяч домохозяйств перейдут на отопление тепловыми насосами через револьверное кредитование.
«Кредиты будут выдаваться через коммерческие банки, а возвращенные средства снова направляться на кредитование населения. Таким образом, деньги будут крутиться в нашей экономике», – пояснил чиновник.
По его словам, Центр не намерен ограничиваться только частным сектором. «Сейчас разрабатывается проектная концепция для государственных учреждений – школ, больниц, детских садов и других объектов», – добавил А. Темиркулов.
Между тем ряд экспертов придерживаются мнения, что эти деньги ВБ выделил с целью снизить присутствие России в энергосекторе республики. Вызвал вопросы и непосредственно проект по оснащению домохозяйств тепловыми насосами. Например, непонятно, как будут отапливаться пользователи теплонасосов, если отключится электричество, что в Киргизии в последнее время случается довольно часто.
«Я полагаю, что когда говорят о тепловых насосах или тепловентиляторах, то забывают, что работают они за счет электричества. Соответственно, чтобы внедрять такие технологии, нужно решить вопрос электрогенерации. При этом очевидно, что с учетом активной деградации ледников и учащающихся с каждым годом маловодий скоро нам не будет хватать даже питьевой и поливной воды. Поэтому наши чиновники должны понимать, что надеяться на то, что гидроэлектростанции нас спасут и дадут большую генерацию электричества, ошибочно», – отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев.
При этом он уверен, что общим трендом развития должна стать газификация, а в идеале – электрификация. «Однако, учитывая водные проблемы, которые нас ожидают в обозримом будущем, решением вопроса электрогенерации могут стать атомные электростанции. Сегодня «Росатом» предлагает легкие передвижные закрытого типа мини-АЭС: они устанавливаются на атомные ледоколы и через несколько десятков лет их можно демонтировать и заменить. Это в разы дешевле, чем стационарные полноцикличные станции, которые хотят строить в Казахстане и Узбекистане», – поделился мнением эксперт.
Как отметил вице-мэр г. Бишкека Жыргалбек Шамыралиев, «мы пока не победили смог, но есть динамика по снижению загрязнения воздуха, и это уже хорошо». По его словам, ситуация меняется в лучшую сторону, во многом благодаря мерам, принятым со стороны госструктур и муниципалитета: «Например, обновляется общественный транспорт. В конце прошлого года прибыло 744 автобуса, работающих на газе. В этом году мы ожидаем прибытия еще порядка 700 таких автобусов. По предварительным данным, благодаря таким мерам потребление пассажирским транспортом столицы дизельного топлива уже сократилось примерно на 100 тонн в сутки».
Он также проинформировал, что в рамках поставленной правительством задачи и в соответствии с подписанным между мэрией Бишкека и «Газпромом» соглашением закончена газификация девяти бишкекских жилмассивов. Сейчас ведется активное подключение абонентов к новым газовым сетям.
«В прошлом году Кабмин КР одобрил документ на выделение специальной субсидии в 1 млрд сомов для льготного кредитования и стимулирования подключения населения к газу, благодаря чему подключились 10 тыс. новых абонентов. В 2024 году данная инициатива будет продолжена. Принятые меры ведут к тому, что сокращается потребление угля, которое в отопительный сезон в среднем составляло порядка 140 тыс. тонн. Сейчас мы можем говорить о сокращении на 12 тыс. тонн. Кроме того, в прошлом году переведены на природный газ 22 котельные. Тем самым мы сминусовали еще 3,6 тыс. тонн угля», – проинформировал Ж. Шамыралиев.
Он подчеркнул, что мероприятия по улучшению качества воздуха будут масштабироваться. Прежде всего, это касается газификации. Также в рамках проекта ВБ планируется поэтапно внедрять тепловые насосы.
В свою очередь, эксперт по вопросам безопасности, аналитик Нурлан Досалиев выразил сомнения в целесообразности использования в Киргизии западных зеленых технологий. Он напомнил, что ЕС давно отказался от использования целого ряда из них: во-первых, они дорогостоящие, во-вторых, имеют низкий коэффициент полезного действия. Кроме того, они могут быть опасны для здоровья человека. Например, ветряки негативно влияют на психическое состояние людей.
«В прошлом году крупнейшие угольные компании Германии расконсервировали свои месторождения. То же самое происходит в Англии. А вот использование тепловых насосов в Евросоюзе признано нерентабельным», – напомнил эксперт.
Говоря об обновлении столичного автобусного парка, он задался вопросом, почему выбор был сделан в пользу китайских автобусов, если сегодня самыми экологически чистыми признаны автобусы российского и белорусского производства, работающие на газе и водороде: «Даже Евросоюз, несмотря на санкции, планирует закупить их у России и Беларуси. Почему же мы закупаем транспортные средства у КНР, несмотря на то, что у них КПД ниже, а выбросы больше? Еще одна спорная инициатива – электромобили. Говорят, что это экологически чистый транспорт, но через несколько лет мы столкнемся с проблемой, с которой уже сейчас столкнулся Китай, где огромные площади забиты автомобилями и батареями, которые невозможно утилизировать».
Против использования в Киргизии зеленых технологий высказался и председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков. По его словам, зеленая энергетика – это глобальный финансовый проект западных стран, который нацелен на то, чтобы «втюхать аборигенам стеклянные бусы», т. е. реализовать за счет развивающихся стран свои собственные как экономические, так и геополитические интересы. «Во-первых, заработать деньги за счет продажи своих технологий, а также за счет обслуживания таких установок. По сути, продвигаемые США и их союзниками программы обслуживают интересы западного бизнеса и втягивают развивающиеся страны в долговое рабство. Во-вторых, поставить эти страны в энергозависимость от западных стран. И третья задача – минимизировать взаимодействие этих стран с их традиционными партнерами в сфере энергетики, прежде всего с Россией», – пояснил спикер.
Решением проблем, по мнению эксперта, может стать газификация и электрификация. «Нам нужно переходить на электричество и для отопления, и для приготовления пищи, но его нужно где-то брать. Гидроэлектростанции не дают необходимой мощности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, решением может стать угольная электростанция, построенная непосредственно на месторождении Кара-Кече. Это позволит обеспечить всю страну дешевой электроэнергией», – поделился своим видением спикер.
Стоимость же зеленой электроэнергии будет достаточно высокой. При этом внедрение таких технологий не решит проблему загрязнения воздуха в Бишкеке, более того усугубит экологическую ситуацию в Киргизии за счет складирования зеленых отходов, которые не подлежат утилизации.
Поддержал эту мысль директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков. По его словам, сегодня даже зарубежные специалисты, отмечающие определенную эффективность использования зеленых технологий, указывают на связанные с ними экологические риски, например трудности с утилизацией деталей и механизмов, которые используются для выработки энергии из возобновляемых источников. Прогнозируется, что страны, сделавшие ставку на ВИЭ, в скором времени ожидает цунами зеленого мусора. Согласно прогнозам, к 2050 году количество выброшенных солнечных панелей может составить 78 млн тонн, а ветряных турбин, которые окажутся на свалках к 2040 году только в США, – более 720 тыс. тонн.
«В случае если Киргизия отдаст приоритет зеленой энергетике, то республике понадобится построить специальный полигон для складирования или захоронения их неразлагаемых отходов. Сомневаюсь, что Евросоюз и другие западные доноры будут выделять нашей республике гранты или инвестиции для решения данных проблем. Но парадокс заключается и в том, что мы берем кредиты на зеленые технологии в надежде, что за их счет западные доноры спишут нам другие кредиты», – отметил эксперт.
Также он обратил внимание, что даже, несмотря на беспрецедентные антироссийские санкции, страны Евросоюза продолжают закупки российского газа для нужд своего населения, отопления и решения проблем промышленного производства. Соединенные Штаты Америки также не отказываются от использования нефти и газа. «Это показывает, что США и ЕС прибегают к двойным стандартам в вопросах борьбы с изменением климата. Тогда как их экономика продолжает активно использовать нефть и газ, развивающимся государствам Запад навязывает форсированный зеленый энергопереход, чтобы закрепить их в орбите своего политического и технологического влияния», – добавил И. Шестаков.
Экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова, в свою очередь, также отметила, что Запад переводит проблемы изменения климата и ухудшения экологии в политическую плоскость, используя их как рычаги давления на развивающиеся страны. «Технологии, которые в «цивилизованном мире» оказались невостребованными, наши западные «партнеры» экспортируют в развивающиеся страны, в том числе в Киргизию, при этом загоняя их в долговую яму. Сами же они активно используют углеводородные энергоносители. Поэтому нам нужно быть внимательнее, когда мы берем на себя какие-то обязательства, учитывая, что международные финансовые институты, действуя в интересах США и их союзников, навязывают нам то, что выгодно им, а не то, что нужно нам», – подчеркнула спикер.
Экспертами было отмечено, что около 60% от суммы любого гранта приходятся на операционные расходы, т. е. остается у доноров. Соответственно, выделяемые средства практически не решают тех задач, на которые, согласно громким лозунгам, они выделяются.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram