Проблемы в энергетической сфере по-прежнему не решены в Кыргызстане, а между тем начался отопительный сезон. Решения по строительству новых ГЭС и газификация способны лишь частично компенсировать энергетический дефицит.
В республике постоянно растет спрос на электроэнергию, однако генерирующие мощности не справляются с постоянно возрастающей нагрузкой. Власти запланировали строительство новых ГЭС, солнечных и ветряных электростанций, но всё это проекты на долгие годы вперед.
Со все остротой проблема всякий раз обозначается в зимний период, когда возникает пиковый спрос на электричество, при этом уровень воды в водохранилищах падает, и ГЭС не могут вырабатывать нужный объем электроэнергии. В попытках решить ситуацию с 1 августа текущего года в Кыргызстане введен режим чрезвычайной ситуации в сфере энергетики.
Зима близко
В интервью «Ритму Евразии» эксперт из Бишкека Эрнест Карыбеков рассказал о сложностях, с которыми Кыргызстану предстоит столкнуться этой зимой.
– Было ли оправдано введение режима ЧС в сфере энергетики, это поможет преодолеть энергетический кризис?
– Режим ЧС ввели для того, чтобы у правительства было понимание, как в кратчайшие сроки, без проволочек выделять земли, все разрешительные документы для строительства новых генерирующих мощностей – солнечных и ветряных электростанций, малых ГЭС и т. п. В общем, это сделали для зеленой энергетики, которая реальной пользы, вопреки завышенным ожиданиям, не приносит.
Я полагаю, что руководитель Кабинета министров изначально планировал списать все проблемы на министра энергетики. Поскольку кабинет в отставку в полном составе не ушел, Акылбек Жапаров подумал, что получивший дополнительные полномочия министр энергетики и будет вынужден отвечать за отключение электричества населению.
На мой взгляд, введение режима чрезвычайной ситуации не было оправданно, поскольку оно не решает ключевых проблем кыргызской энергетики.
Режим ЧС был бы оправдан в том случае, если бы начали ломать ту старую порочную систему, которая привела к сегодняшней кризисной ситуации, и в итоге создать новую. В первую очередь необходимо национализировать все посреднические компании, через которые идут поставки электроэнергии населению. Потому что они были созданы за счет государства, им давали льготные тарифы. Не только электроэнергетику, но и угольную отрасль тоже нужно национализировать.
Энергетическая отрасль напрямую влияет на безопасность страны, на её экономику, государство должно управлять ею как единственный хозяин. Должно быть не увеличение тарифов, а уменьшение, чтобы инвесторы захотели у нас открывать новые производства (которым всегда нужна энергия), чтобы мы сами себя кормили и наша экономика была бы конкурентоспособной. Однако для этого энергоресурсы должны быть дешевыми и доступными, но этого можно достичь только после национализации энергетики.
– Как обстоит дело с запасами угля, мазута и другого топлива в отопительный сезон?
– Согласно постановлению правительства, для осенне-зимнего отопительного периода 2023-2024 года запасов мазута, угля и природного газа достаточно. Но у нас большинство электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях, которые зависят от уровня воды в водохранилищах, а там уровень очень низкий. Поэтому я считаю, что обязательно будут веерно отключать электричество, уже сейчас в регионах частично идут отключения. С наступлением зимних холодов будет закупаться импортное электричество, иначе уровень Токтогульского водохранилища в результате сброса воды опустится ниже мёртвого объема (6 млрд кубических метров).
Воду можно было бы сэкономить, если бы отопление в Бишкеке дали раньше, используя мощности Бишкекской ТЭЦ. В этом случае люди бы не использовали обогреватели в холодный октябрь. Однако до того, как населению в столице включили отопление, в холодную погоду люди грелись обогревателями, тем самым приходилось еще больше сливать в воду из водохранилищ для работы ГЭС. Управленцы от энергетики в этом плане вынесли неправильное решение.
– В июле Минэнерго КР подписало соглашение по строительству Казарманского каскада гидроэлектростанций с китайской компанией мощностью в 1160 МВт. После реализации проекта дефицита электричества больше не будет?
– Во-первых, для его строительства нужно много времени. Соглашение подписано, но на каких условиях, еще не известно. Будут ли эти объекты собственностью китайской компании или станут принадлежать Кыргызстану, может, какие-то акции нам передадут, об этом никто не говорит. У нас часто чиновники любят пиарится на различных проектах, которые в итоге заканчиваются ничем.
В любом случае тот дефицит электроэнергии, который испытывает Кыргызстан, Казарманский каскад ГЭС не сможет покрыть, поскольку он относится к гидроэлектростанциям среднего уровня. В летнее время – да, ГЭС все вместе могут значительно увеличить генерацию. А зимой… Более того, я думаю, они строятся для того, чтобы поставлять электричество в Афганистан и Пакистан по проекту CASA-1000.
Зимой в Кыргызстане дефицит электроэнергии, особенно в пиковые периоды – утром и вечером, и вот этот зимний спрос Казарманские ГЭС не покроют, поскольку зимой значительно уменьшается водный сток, на котором они работают. Можно что угодно писать, обещать населению, но кардинально проблему это не решит. Как не решат проблему дефицита солнечные и ветряные электростанции.
Импортные поставки
– Недавно объявили, что в этом отопительном сезоне дефицит электроэнергии будет восполняться импортными поставками, в том числе из России. Разве это тоже не поможет пройти зиму без отключений?
– Во-первых, нужно иметь в виду, что электричество из РФ пойдет на север Казахстана, нам же электричество пойдет через своповые поставки (по обмену). Согласно этим операциям, Казахстан поставит нам свою энергию, прежде всего от Джамбульской ГРЭС и других станций на юге страны, неподалеку от кыргызской границы.
Напрямую из России поставлять электричество в Кыргызстан будет очень дорого, кроме того, нет свободных ЛЭП для этой транспортировки. Нужно учесть и то, что электричество с Джамбульской ГРЭС – не дешевое, половина станции работает на дорогом мазуте. В самом же Казахстане, на юге, тоже есть дефицит электричества.
Даже если казахи в морозы на полную мощность загрузят свои станции, наши сети не выдержат. Центральноазиатское энергетическое кольцо, состоящее из высоковольтных ЛЭП в 500 кВ, – все перегружены, они не рассчитаны на такую нагрузку. Да и самих генерирующих мощностей тоже не хватает у наших соседей.
Есть еще туркменская электроэнергия, но ее потребляет по пути Узбекистан, а последний должен выдать ее нам с Ташкентской ГРЭС, которая, в свою очередь, идет дальше в сторону Джамбульской ГРЭС и только потом идет к нам. Схема простая, законы физики никто не отменял.
Конечно, Россия может поставить большие объемы электричества, даже больше заявленных, но есть пока нерешенные проблемы с доставкой в Центральную Азию.
– Из России также планируются поставки природного газа, это сможет в итоге обеспечить ТЭЦ Бишкека или объемов поставок для этих целей будет недостаточно?
– Я не думаю, что кто-то начнет газифицировать столичную ТЭЦ, поскольку цена за природный газ в два раза больше, чем за уголь. Один кубометр газа стоит 19 сомов, на границе в долларах получится очень дорого. Тысячу кубометров газа дает столько килокалорий, сколько выдает две тонны угля, которые обойдутся в 100 долларов. Стоимость газа для Кыргызстана, насколько мне известно, сейчас составляет около 200-250 долларов. При такой арифметике тарифы тоже должны будут вырасти вдвое, что, конечно же, недопустимо.
Также у «Газпрома» могут возникнуть проблемы с физической транспортировкой газа в Кыргызстан. Текущие поставки идут из Бухарского газоносного района (Узбекистан), которые идут вначале в Ташкент и потом в Алматы, с ответвлением на Бишкек.
Нужно учитывать, что зимой на месторождениях природный газ в морозы уходит на глубину, соответственно, добыча падает и узбекские газовики начинают у себя отключать газ. Сейчас вот из России «Газпром» будет поставлять в Узбекистан 3 млрд кубометров газа, транзитом через Казахстан. Но я считаю, что физически этот газ уйдет в трубу, которая идет на экспорт в Китай. Нужно помнить, что у Узбекистана есть обязательства перед Пекином по экспорту газа в зимнее время. Этот объем газа до Бишкека не дойдет, не факт, что даже до Ташкента дойдет.
Природный газ – это, конечно, хорошо, но для экономики Кыргызстана он слишком дорог. Я всегда говорил, что дело не в том, что мы должны отказаться от российского газа, а в том, чтобы строить новые мощности, новые линии для транспортировки. Нужно договариваться. И туркменский газ тоже можно было бы получать, но для этого нужно строить новый газопровод.
Для покрытия энергетического дефицита в Кыргызстане, я об этом давно говорю, необходимо строить базовую угольную ТЭС, только она сможет давать стабильно высокую генерацию по низкой цене.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram