Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на прошедшем на этой неделе заседании межправсовета в армянском Цахкадзоре начал обсуждение стратегических планов развития организации до 2030 и 2045 годов. Среди общих приоритетов – развитие транспортно-логистической связанности, финансовых рынков, промышленной кооперации, а также продовольственная безопасность.
Урегулировать подходы страны-члены намерены к декабрю этого года, когда приоритетные направления планируется представить на утверждение президентов и после этого перейти к детализации заявленных планов. А как же Узбекистан, который с 2020 года является наблюдателем в организации? Все приоритеты, озвученные на заседании, не раз высказывал в своих выступлениях президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Нужна ли нашей стране дальнейшая интеграция с этой организацией, в чем ее преимущества и может кто-то этому помешать, корреспонденту Podrobno.uz рассказал политолог и историк Шерзод Мажидов.
«Евразийский экономический союз – это организация региональной экономической интеграции, в которую входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Узбекистан является наблюдателем в ЕАЭС с 11 декабря 2020 года. В Договоре о Евразийском экономическом союзе, являющимся основополагающим документом данной организации, недвусмысленно закреплено, что это именно экономическая организация, где обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики», – отметил эксперт.
По его словам, в современных условиях региональных конфликтов, усиления борьбы между центрами сил за экономическое и политическое доминирование участие Узбекистана в экономических союзах подобного рода более чем целесообразно. К тому же сейчас для этого имеются возможности, и, самое главное, политическая воля руководства республики.
«Узбекистан с 2016 года в своей внешней политике придерживается традиционных подходов, в том числе фундаментальных – невмешательства в дела других стран, признания неприкосновенности сложившихся политических границ, решения конфликтов мирным путем. При этом внешняя политика республики формируется как продолжение внутренней. Здесь налицо выросший здоровый прагматизм, когда посольства и представительства за рубежом занимаются не просто политикой, то есть информированием руководства о положении дел в том или ином регионе, а решением в первую очередь экономических задач. Это юридическая и иная помощь бизнес-проектам граждан, содействие в нахождении партнеров и рынков сбыта, презентация экономических возможностей областей, а также другие задачи», – поделился собеседник.
Мажидов заметил, что полноценное членство в ЕАЭС откроет для Узбекистана новые возможности по привлечению инвестиций стран-членов организации, облегчит транспортировку товаров на экспорт и ввоз их по импорту.
«В последнее время сфера предпринимательства в республике переживает настоящий бум. Этому способствовали как льготы и преференции со стороны государства, так и открывшиеся возможности по аккумуляции и использованию больших финансовых ресурсов частным капиталом. Членство в ЕАЭС, конечно же, откроет новые окна возможностей по привлечению инвестиций, транспортировке, экспорту и импорту национальной продукции в страны-члены союза. Открытые таможенные границы потенциально могут негативно отразиться на отдельных производителях, но в целом мы, то есть потребители, от этого останемся только в конечном выигрыше», – подчеркнул он.
Шерзод Мажидов также добавил, что повышенная конкурентная среда, которая сформируется благодаря вступлению в ЕАЭС, будет способствовать росту качества национальной продукции и определенному снижению цен на товары и услуги.
При этом эксперт считает, что Узбекистану не нужно бояться политического давления в рамках организации.
«Интеграция – это прежде всего объединение ресурсов и борьба за лидерство. Как говорится, волков бояться, в лес не ходить. Конечно, определенные риски по поводу возможного политического давления имеются, но у нашей республики есть наработанный опыт противодействия имперским замашкам, чтобы уже больше никогда не быть в роли младших братьев. Это уже в истории. Мы самодостаточная и динамичная страна с большим потенциалом развития, один демографический фактор чего стоит, проводящая равноудаленную внешнюю политику, имеющая хорошо налаженные связи и отношения со странами практически со всех континентов. Поэтому нам не нужно бояться, а просто быть бдительными, вовремя и адекватно реагировать на вызовы и угрозы», – сказал политолог.
Собеседник добавил, что Узбекистан в отношении вопроса вступления в ЕАЭС должен руководствоваться только своими интересами.
«Узбекистан имеет хорошо налаженные связи и отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. США, страны Евросоюза, Китай, Индия, Пакистан, арабские страны, Иран, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также других регионов одобряют проводимые в республике реформы и преобразования, заявляют о своей поддержке проводимой республикой внутренней и внешней политике. Поэтому участие республики в экономических союзах и организациях, в том числе ЕАЭС, должно быть правильно истолковано всеми союзниками нашей страны», – подчеркнул он.
По словам Шерзода Мажидова, в конце 70-х годов прошлого века «отец китайских реформ» Дэн Сяопин на замечание одного западного журналиста о том, что в Китае не совсем правильный коммунизм, ответил фразой из тысячелетней конфуцианской мудрости – «какая разница какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей…».
«Главная задача, стоящая перед нашей страной, – это повышение благосостояния народа и построение для него достойного будущего. Ради этих целей оправдано участие страны в любых союзах и коалициях, не ущемляющих политическую независимость республики», – заключил эксперт.