Политика водных ресурсов. Над Центральной Азией нависают водные конфликты?

Амбициозный инфраструктурный проект в Афганистане грозит обострить дефицит воды в Узбекистане и Туркменистане.

Строящийся в Афганистане оросительный канал направлен на преобразование сельскохозяйственного ландшафта, обеспечивая водой миллионы граждан, страдающих от регулярных засух. По завершении строительства канал Куштепа протянется на 285 километров и поможет орошать засушливые северные провинции страны.

Соседние Узбекистан и Туркменистан, однако, чрезвычайно обеспокоены влиянием на их систему водоснабжения. Канал будет направлять ресурсы из реки Амударья и сократит поставки для двух стран, которые использовали воду из этого источника еще с советских времен. Узбекистан и Туркменистан могут потерять до 15 процентов текущего водотока после завершения водного пути в 2028 году, пишет Cabar.asia.

В апреле, во время визита в Кабул, узбекская делегация выразила беспокойство по поводу плана направить воду в северные регионы Афганистана. Представители «Талибана» ответили, что Кабул имеет такое же право на доступ к воде, как и его соседи и что у трех стран нет официальных соглашений о ее использовании.

Проект, оцененный в $684 млн, был в разработке на протяжении нескольких лет до захвата власти талиюами, при этом подготовительные исследования и изучение возможности начались при бывшем правительстве Афганистана с поддержкой Агентства США по международному развитию USAID.

“Это проект развития для Афганистана, который должен был быть реализован много лет назад. Понятно, что страны Центральной Азии пострадают от этого, но Афганистан имеет право использовать воду реки Амударья для своего развития”, – сказал Наджибуллах Садид, эксперт по воде и окружающей среде из Университета Штутгарта в Германии, заметив, что последовательные войны помешали проекту.

Подтверждая, что государства имеют право использовать транснациональные реки, Некруз Кадыров, профессор международного права Национального университета Таджикистана, отметил, что это относится как к верховьям, так и к низовьям.

“Вопрос распределения воды трансграничных рек регулируется на основе межгосударственных соглашений, – сказал он. — Например, Таджикистан не может нарушить права Узбекистана в этом вопросе. Более того, Афганистан не может игнорировать права стран низовья течения. Если Афганистан или Таджикистан принимают во внимание только собственные интересы, то что будет с интересами Узбекистана и Казахстана?”

Когда они пришли к власти в августе 2021 года, «Талибан» продолжил начатую предыдущим правительством работу; к тому времени было построено семь километров канала. Строительство ускорилось при их правительстве, и спутниковые изображения показывают, что примерно 100 километров канала были построены между мартом 2022 года и маем 2023 года.

Жажда Афганистана

Вода – критически важный ресурс для Афганистана, так как страна сталкивается с беспрецедентным гуманитарным кризисом: согласно данным структуры ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), почти 17 миллионов человек или 40 процентов населения, сталкиваются с серьезной нехваткой продовольствия. При том, что 80 процентов населения зависят от сельского хозяйства для пропитания, влияние изменения климата глубоко влияет на периоды роста урожаев и урожайность, усугубляя опасность продовольственного дефицита.

Среди пустынных территорий Афганистана лежат нетронутыми огромные запасы водных ресурсов. Более 80 процентов вод страны берут начало в горах Гиндукуш, которые обеспечивают непрерывное течение крупных рек в течение всего года, поскольку снег тает летом.

Тем не менее, неудовлетворительная инфраструктура водоснабжения представляет собой огромные проблемы в обеспечении беспрерывного доступа к воде. История конфликтов и оккупации в Афганистане препятствовала развитию обширных гидравлических структур и каналов.

Качество строительства – ключевая озабоченность. Спутниковые изображения указывают на то, что методы строительства являются элементарными, без какого-либо реального укрепления или облицовки для дна и берегов канала.

Это создает риск значительных потерь воды из-за просачивания в сухую песчаную почву, что усугубит и без того насущные проблемы засоления и заболачивания орошаемых земель. Действительно, по словам Садида, недавние события указывают на эрозию некоторых частей отводной дамбы канала.

Политика водных ресурсов

Река Амударья обеспечивает 80 процентов всех доступных водных ресурсов в регионе. По некоторым оценкам в течение пяти или шести лет, после завершения и начала работы канала, средний объем воды, текущей вдоль реки в Туркменистан и Узбекистан, упадет до 50 процентов от общей ее пропускной способности. Другие, как Садид, оценивают это примерно в 15 процентов.

В Узбекистане это означало бы нехватку важных водных ресурсов для орошения его хлопковых полей, основной сельскохозяйственной культуры, составляющей около 17 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). В целом сельское хозяйство играет центральную роль в средствах к существованию почти 40 процентов населения.

Согласно Комитету статистики Узбекистана, годовое потребление воды в стране составляет в среднем 51 миллиард кубических метров, причем сельское хозяйство участвует в этом на 90 процентов, в основном для орошения хлопковых полей. Выращивание хлопка уже привело к крупнейшей экологической катастрофе в регионе – высыханию Аральского моря.

Не менее остро проблема стоит и в Туркменистане, где Амударья впадает в Каракумский канал, обеспечивая орошение и судоходство на протяжении 1300 км и поддерживая около 1,25 млн гектаров орошаемых земель. Сельское хозяйство потребляет 91 процент всех водных ресурсов страны.

Изменения уровня реки уже вызывают проблемы. Например, в июне 2023 года фермеры в северо-восточной части Туркменистана, в провинции Лебап, испытывали трудности с орошением своих хлопковых полей из-за недостаточного количества воды в этом районе. Это представляет проблему для правительства, которое обещает фермерам орошаемую воду, удобрения, семена и сельскохозяйственную технику взамен на поставку определенного количества урожая по предварительно установленным ценам.

С усугублением дефицита воды вследствие изменения климата, любые сокращения в поставках могут нанести ущерб как сельскому хозяйству, так и продовольственной безопасности обеих стран.

Потребность в международных соглашениях о воде

Отсутствие устойчивых юридических механизмов, регулирующих процессы водопользования в регионе, которые влияют на водозабор и управление рекой, усложняет ситуацию.

Афганистан не является участником Конвенции по охране и использованию трансграничных вод 1992 г., которая служит краеугольным камнем управления трансграничными реками и озерами. Он также не является частью Алматинского соглашения 1992 года, регулирующего использование рек, а более раннее соглашение 1946 года с СССР больше не действует.

Безусловно, есть место для переговоров, поскольку Афганистан зависит от своих соседей в отношении других жизненно важных ресурсов. Например, Узбекистан обеспечивает Афганистан электроэнергией, а Туркменистан – газом.

Однако изменение климата, скорее всего, создаст дополнительное давление и правительства должны посмотреть за горизонты международных соглашений и принять устойчивые методы сельского хозяйства, такие как диверсификация культур и устойчивые методы орошения, такие как системы капельного орошения и повторное использование собранной и сточной воды.

Садид отметил, что из-за быстрого таяния ледников на Памире объем воды в реке Амударья увеличится до 2050 года. Однако это означает, что затем он начнет уменьшаться, усугубляя споры о воде.

Совершенствование систем орошения в более широком регионе имеет ключевое значение.

“Например, Узбекистан и другие страны региона должны работать над совершенствованием технологий орошения и их улучшением”, – продолжил Садид. “Если мы не модернизируем систему орошения, несомненно, в регионе возникнут больше конфликтов и споров из-за воды”.

asiaplustj.info

Вам может также понравиться...