В 2022 г. Узбекистан по притоку населения из России занял второе место, уступив лишь Армении. Правда, касается это лишь постоянной миграции, а реальной численности релокантов, перебравшихся в республику после начала СВО, не отражает.
В отличие от Грузии, Армении или Казахстана, Узбекистан среди стран бывшего СССР является не самым популярным направлением для российской «антивоенной» эмиграции. Сказывается территориальная удаленность от российских столиц и крупных городов, а также отсутствие членства в ЕАЭС, позволяющее гражданам государств-участников Союза находиться на территории друг друга 90 дней без регистрации, а при наличии трудового договора – работать неограниченный период времени на тех же условиях, что и местное население.
Тем не менее после начала СВО и объявления частичной мобилизации российские релоканты появились и в Узбекистане, откуда часть из них транзитом направилась далее. Их численность была меньше, чем в Казахстане и, судя по всему, Киргизии. Однако на фоне миграционных потоков предшествующих лет, главным направлением которых была Россия, «обратный» приток российских релокантов в города Узбекистана сделал их весьма заметным явлением.
Сколько-нибудь внятная статистика насчет количества перебравшихся в РУз после начала СВО граждан России отсутствует, а данные по пересечению границ в обоих направлениях проливают свет на эту проблему лишь отчасти. Поэтому приходится ориентироваться на официальные данные по постоянной миграции, а также оценки наблюдателей и экспертов. По данным Росстата за январь-ноябрь 2022 г., Узбекистан по притоку населения из РФ занял второе место среди государств СНГ. За 11 месяцев из России в Узбекистан выехали почти 58,3 тыс. чел., обратно из республики прибыли почти 48 тыс., а отрицательное сальдо миграционного обмена составило 10,4 тыс. чел. По этому показателю Узбекистан занял второе место после Армении, с которой чистая миграционная убыль у России за этот период составила 12,2 тыс. чел. Третье место по этому показателю заняла Киргизия (-10 тыс.), за ней следовали Казахстан (-6,8 тыс.), Азербайджан (-5,2 тыс.) и Туркменистан (-5 тыс.), с последним из которых миграционный обмен в «обычное» время был не особо интенсивным.
Примечательно, что, по данным Росстата, за весь 2022 год миграционный отток в Армению еще более увеличился (до -12,7 тыс.), тогда как в Узбекистан, напротив, сократился (до -8,5 тыс.), что было связано с увеличением числа прибывших из этой республики. Сократилась также миграционная убыль в обмене населением с Казахстаном, Киргизией, Азербайджаном и Туркменией. Возможно, причиной этого была возвратная эмиграция в Россию, затронувшая, прежде всего, южные страны СНГ.
Частичное возвращение релокантов после спада охватившей их с началом СВО паники отмечалось некоторыми экспертами. При этом с Молдавией, Таджикистаном и Украиной по итогам 2022 г. было зафиксировано положительное сальдо миграции, перекрывшее отток населения во все прочие страны ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее значительный миграционный приток в Россию наблюдался из соседнего с Узбекистаном Таджикистана (+87,3 тыс.), что заметно обострило миграционные проблемы в наиболее привлекательных для мигрантов регионах России.
Судя по данным узбекистанской статистики, прошлогодний наплыв российских релокантов какого-то заметного влияния на миграционную ситуацию не оказал. В течение 2022 г. из республики выехали за рубеж всего 8,8 тыс. чел., прибыли из иностранных государств – 2,3 тыс., а отрицательное сальдо миграционного обмена составило 6,5 тыс. То есть смены трендов, как это произошло в Казахстане и Киргизии, где миграционный отток населения впервые за долгое время сменился его притоком, в Узбекистане не произошло. Косвенно это свидетельствует о том, что для релокантов эта страна действительно оказалась не столь привлекательной. Напротив, Узбекистан продолжил терять уезжающее за рубеж население, хотя и в крайне незначительных на фоне его 36-милионного населения объемах. Большинство иммигрантов в прошлом году прибыли в Узбекистан из России (35%) и почти в таком же числе – из Казахстана (32,8%). Кроме того, в Узбекистан ехали из Таджикистана, Киргизии, Туркмении и других стран. Выбывшие же ехали главным образом в Казахстан (79,5%) и в гораздо меньшем числе – в Россию (16,4%) и государства Средне-Азиатского региона.
В статистику постоянной миграции, согласно стандартной для стран СНГ методике учета, попадают те, кто регистрируется по месту жительства в случае убытия или прибытия. Тем не менее многократное расхождение с российскими данными, полученными по той же методике, выглядит довольно странно. Во многом, по-видимому, эти расхождения связаны с простотой оформления в Узбекистане регистрации по месту пребывания. В случае аренды квартиры или съема гостиничного номера иностранцам оформляется регистрация на полгода, которую каждые шесть месяцев можно за 5 долл. продлевать неограниченное число раз. Регистрации достаточно для медицинского обслуживания, а также записи ребенка в детский сад или школу. При этом оформлять вид на жительство, который требует гораздо более серьезных оснований (трудоустройство в госорганы, инвестиции в недвижимость и т. п.) не нужно. Очевидно, что большинство российских релокантов, никакой недвижимости в республике не имевших, пошли именно по этому пути, что и сказалось на статистике.
Вопрос об объемах российской «автивоенной» эмиграции в Узбекистан остается до конца неясным. В начале октября узбекский экономист Отабек Бакиров привел в своем телеграм-канале данные о прибывших из России, согласно которым в январе-марте их число составило 55,4 тыс., в апреле – 29,3 тыс., в мае – 47% тыс., в июне – 53,4 тыс., в июле – 61,6 тыс., а августе – 69,7 тыс., а в сентябре – 78,2 тыс. Сведения по выбывшим, в том числе транзитом в другие страны, он при этом не приводит. Косвенно об увеличении русской общины в стране говорит тот факт, что количество резюме от граждан других стран после объявления частичной мобилизации, по данным Headhunter, увеличилось на 205%. Наиболее популярные специальности соискателей — руководитель проектов, программист, менеджер по продажам и по работе с клиентами. По данным МВД Узбекистана, опубликованным 27 октября 2022 г., необходимую для длительного проживания в стране регистрацию оформили 318,2 тыс. российских граждан. Однако сколько из них в конечном счете осталось в республике – неизвестно.
По оценке узбекского Института прогнозирования и макроэкономических исследований, изучившего 750 резюме релокантов из России, их средний возраст составляет 32 года. То есть в массе своей это достаточно молодое население, особенно на фоне среднего возраста по России в целом (40,5 года). Уровень образования релокантов достаточно высок – 93% из них имеют вузовский диплом. Средний стаж работы составляет 8 лет, что, учитывая наличие высшего образования и сравнительно молодой возраст, вполне закономерно. Большинство из них имеют технические и управленческие специальности — инженеры, компьютерщики, менеджеры, маркетологи и т. п.
По данным Headhunter, с 1 января по 31 октября в республике было размещено 3615 резюме с указанием российского гражданства. Затем этот показатель почти утроился: с начала ноября по конец января количество соискателей с российским гражданством составило 9638. В основном это мужчины (78%) в возрасте 22-55 лет, имеющие высшее образование: 44% имеют диплом бакалавра, еще 20% — магистра. В то же время 24% имеют неоконченное высшее, 3% — среднее специальное, а 8% — среднее образование. Лишь 1% имеет ученую степень кандидата наук.
Судя по количеству резюме, число российских релокантов в Узбекистане оказалось не столь уже значительным. Большинство из них транзитом отправились в другие страны или же вернулись в Россию. По данным платформы для сотрудничества с внештатными специалистами «Консоль.Про», которые приводит «Коммерсант», за год в РФ вернулись 20% самозанятых, вынужденных это сделать из-за семейных обстоятельств, проблем со здоровьем, нарушения правил пребывания за рубежом и т. п.
При этом почти половина тех россиян, кто остается за границей, готовы вернуться из-за проблем со здоровьем или с документами. В случае с Узбекистаном, где доля русского населения по сравнению с Казахстаном и Киргизией и так была невелика, это означает, что релокация вряд ли окажет на его динамику существенное воздействие.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram