Узбекистан в последние годы сократил экспорт природного газа и в 2022 году полностью прекратил поставки на внешние рынки, в т.ч. в Китай. Из экспортёра постсоветская республика стала импортёром, стремительно наращивающим объёмы на фоне впечатляющего экономического роста, сказавшегося на повышении социальных стандартов. Россия протянула руку помощи официальному Ташкенту, оказавшемуся в непростой, хотя и вполне прогнозируемой ситуации.
Для удовлетворения спроса населения и предприятий, в т.ч. генерирующих электричество и тепло, в 2022 году узбекистанский экспорт газа был сокращён в три раза. При этом республика с теоретически возможными объёмами добычи 70 млрд кубометров продолжала её сокращать. Сказались и истощение месторождений, и большие технологические потери, и в целом недоинвестирование отрасли.
В итоге сформировался дефицит, оценивавшийся на конец прошлого года около 20 млн кубометров в сутки. Возникло широкое недовольство работой коммунальных служб, которые, в свою очередь, перекладывали вину на поставщиков.
В условиях энергетического кризиса 16 января президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провёл широкое совещание по проблемам бесперебойного обеспечения населения энергоресурсами в зимний период. Он резко раскритиковал энергетиков и коммунальщиков, отправив ряд из них в отставку. Лишились своих должностей глава администрации Ташкента, замминистра энергетики и ряд других чиновников. Главы компаний – поставщиков газа, электричества и коммунальных услуг отделались должностными взысканиями.
Незадолго до этого Узбекистан не только приостановил экспорт электроэнергии и газа, чтобы обеспечить энергоресурсами внутренний рынок, но и тщетно пытался закупить энергетические товары в других странах. Туркмения в декабре подписала контракты, по которым экспорт узбекским партнёрам газа и электричества должен был вырасти. Однако случился форс-мажор, о котором Минэнерго Узбекистана сообщило общественности: «Чрезвычайная ситуация, возникшая 12 января на месторождениях природного газа соседней страны из-за аномальных холодов, привела к полной остановке импорта природного газа и сокращению импорта электроэнергии на 20%».
Комплекс объективных и субъективных причин привёл правительство Узбекистана к непопулярным решениям. Начались плановые отключения электроэнергии, усугубившие перебои с другими видами снабжения населения и предприятий.
Закономерно взоры обратились в сторону соседей. С богатой газом Туркменией ситуация была ясна, Казахстан же демонстрировал готовность экспортировать свои энергоресурсы в Евросоюз, обещая заместить российские углеводороды.
Одновременно с этим казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев со ссылкой на Владимира Путина продвигал идею «тройственного газового союза» с участием России, Казахстана и Узбекистана. Однако в Ташкенте не спешили поддерживать токаевскую идею, как до этого и идею ЕАЭС.
Правительство РУз в итоге вышло на прямой диалог с Москвой. В 2023 году «Узгастрейд» и «Газпром экспорт» заключили двухлетний договор о поставках 2,8 млрд кубометров российского газа ежегодно. Эксперты сразу же спрогнозировали возможность продления договора с перспективой снижения контрактных цен при увеличении объёмов. Вскоре появилась информация о новом контракте, по которому «Газпром» сможет поставить Узбекистану 6 млрд кубометров ежегодно.
«Газпром» на полях состоявшегося в середине июня Петербургского международного экономического форума подписал договор с казахстанской QazaqGaz о транспортировке российского газа через территорию РК в Узбекистан.
16 июня председатель правления ПАО «Газпрома» Алексей Миллер и узбекистанский министр энергетики Журабек Мирзамахмудов подписали контракт на поставку российского газа в Узбекистан, а также план действий по подготовке узбекистанской газотранспортной системы к приёмке, транспортируемого через Казахстан газа в IV квартале текущего года.
«Газпром» теперь может полностью закрыть газовый дефицит Узбекистана. Однако он не сможет решить внутренних проблем постсоветской республики без приглашения к масштабному взаимовыгодному сотрудничеству. Модернизация инфраструктуры, геологоразведка и доразведка, ряд других неотложных вопросов явно не могут быть решены Ташкентом с опорой лишь на собственные силы. Однако он не спешит делать интересные предложения с соответствующими гарантиями.
Вероятно, Шавкат Мирзиёев имеет некие виды на участие в восстановлении и модернизации газовой отрасли Узбекистана компаний из третьих стран. Между тем опыт соседнего Казахстана (не говоря уж о России) наглядно свидетельствует об огромных рисках и несостоятельности либеральных мифов.
На упомянутом ПМЭФ глава «Роснефти» Игорь Сечин и узбекистанский вице-премьер Жамшид Ходжаев обсудили возможность увеличения поставок нефтепродуктов в Узбекистан. На долю России приходится почти треть узбекистанского импорта энергоресурсов. «Роснефть», как и другие российские компании, готовы наращивать двустороннее сотрудничество в энергетической сфере, о чём в начале года договорились Ш. Мирзиёев и В. Путин.
Узбекистан в целом справился с проблемами зимнего периода. Однако фундаментальные вопросы не решены. Безусловно, похвальны усилия узбекистанских энергетиков в достижении новых рекордов в генерации электроэнергии, более 85% которой приходится на тепловые электростанции, работающие на газе. Однако это никак не способно заретушировать износ инфраструктуры, низкую эффективность имеющихся мощностей и ряд других проблем.
Узбекистан нуждается в технологическом перевооружении. К июльскому финалу досрочных президентских выборов Ш. Мирзиёев приурочил выступление на съезде предпринимателей, заявив: «Валовый внутренний продукт страны будет удвоен до $160 млрд ВВП на душу населения будет увеличен с нынешних $2200 до $4000».
Он пообещал реализовать крупные проекты с зарубежными компаниями на $115 млрд. По итогам, сообщил он, кратно вырастет производство продукции сырьевых отраслей. В частности, выплавка меди увеличится в 3,5 раза до 500 тыс. т, золота — в 1,5 раза до 155 т, серебра — в 3 раза до 500 т, урана — в три раза до 10 тыс. т. Сборку автомобилей из импортных комплектующих запланировано нарастить до миллиона единиц с перспективой сбыта в России.
Всё это замечательно. Однако реализация заявленных Мирзиёевым амбициозных планов в экономике и социальной сфере потребует напряжения не только чиновников. Чем подкрепить эти амбиции в практической реализации – вопрос, который далеко не все внешние наблюдатели считают решённым.
Так или иначе, по факту руководство Узбекистана сделало шаги в верном направлении. Специфика постсоветской республики, её внутренних проблем и геоэкономического кода не позволяют прыгнуть выше головы. При этом есть нереализованный потенциал сотрудничества с традиционными партнёрами. Об этом официальный Ташкент, похоже, давно размышляет с присущей ему неспешной рассудительностью и взвешенностью решений.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram