В первых числах июня стало известно, что Казахстан начал поставки своей нефти в Германию через нефтепровод «Дружба». Пока в ФРГ отправилось лишь 90 тыс. тонн, однако, как завил казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев, его страна обладает достаточным потенциалом, чтобы довести объем экспорта чёрного золота до 1,2 млн тонн ежегодно. По мнению ряда экспертов, начало поставок, как и последние заявления из Астаны, можно назвать знаковыми, так как свидетельствуют о грядущих переменах на нефтяном рынке евразийского пространства.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: – каковы перспективы у казахстанской нефти на европейском рынке и насколько происходящее выгодно России?
Стоит напомнить, что Казахстан в силу географического положения в основном поставляет свое сырье на внешние рынки по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до Новороссийска. В прошлом году из общего экспорта страны в 64,8 млн тонн нефти на долю КТК пришлось около 81%. Вместе с тем Астана на протяжении многих лет считала необходимым диверсифицировать свои поставки, но вплоть до начала специальной военной операции на Украине сделать это у нее не получалось. Проблема в данном случае заключается в том, что все альтернативные пути для казахстанской нефти выглядят менее привлекательными по ряду причин, главной из которых являются деньги. Даже к «Дружбе» казахстанские производители всегда относились настороженно, опасаясь, что данный канал экспорта в итоге окажется менее прибыльным, чем другие направления.
Например, Астана не первый год планирует наладить поставки в обход России по так называемому Транскаспийскому международному транспортному маршруту через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию в страны ЕС. В данном случае планируется использовать нефтепровод Баку – Тбилиси – турецкий Джейхан (БТД), разговоры о чем ведутся еще с 2005 года. Правда, все предыдущие попытки использовать БТД неизменно заканчивались провалом из-за множества проблем, связанных с логистикой и высокими расходами на транспортировку: железной дорогой до порта Актау на Каспии, потом танкерами в азербайджанский терминал в Сангачалах, откуда в БТД или нефтепровод Баку – Супса. Кроме того, всегда возникал вопрос о качестве нефти в данном нефтепроводе, так как по нему перекачивается азербайджанская легкая нефть, которая отличается от казахстанской и стоит дороже, а Астана и Баку всегда неохотно шли на компромиссы по данной теме.
Ситуация резко изменилась в последние годы в связи с антироссийской кампанией Запада. В Астане испугались осложнения транзита своей нефти через КТК по политическим мотивам и снова реанимировали идеи по диверсификации поставок. В очередной раз всплыл БТД, но уже с более конкретными планами. В частности, в конце 2022 года между казахстанским «КазМунайГаз» и азербайджанской SOCAR было подписано соглашение о транзите нефти по маршруту Актау – Баку – Джейхан в ежегодном объеме 1,5 млн тонн, а в марте 2023 года даже были начаты отгрузки по этому направлению. В апреле стало известно, что Азербайджан и Казахстан готовы наращивать объемы сотрудничества в нефтяной сфере. При этом подчеркивалось, что потенциал БТД раскрыт в настоящее время лишь на 40%, а страны нацелены на увеличение совместных поставок по нему до 20 млн тонн в год.
Правда, пока реальность далека от политических заявлений, в том числе от планов Астаны нарастить свой экспорт через данный нефтепровод до 6–6,5 млн тонн в год. За первый квартал казахстанский транзит через Азербайджан составил всего около 27 тыс. тонн, что даже меньше объявленного ранее объема транспортировки нефти по «Дружбе». И этому есть вполне простое объяснение – стоимость альтернативных путей для Казахстана все еще выше, чем через КТК, а в самой стране наблюдаются проблемы с наращиванием добычи нефти, которую можно было бы направить на мировые рынки в обход России.
Впрочем, ситуация с «Дружбой» выглядит для Астаны немного иначе, чем с БТД или иными альтернативными путями. Дело в том, что в данном случае сходятся интересы Казахстана, ЕС и даже России. Известно, что в Москве ранее неоднозначно относились к возможности появления казахстанской нефти в «Дружбе», а потому все прошлые попытки наладить поставки по данному нефтепроводу так и не стали масштабными. Только начало СВО и антироссийская политика стран Запада кардинальным образом изменили ситуацию. В первую очередь, это связано с введением ЕС запрета на закупку российской нефти. Сначала речь шла о транспортировке чёрного золота танкерами, а теперь и о трубопроводном транспорте.
Причем к настоящему времени полностью прекратить поставки российской нефти по трубопроводу Брюссель все еще не может из-за позиции Венгрии. Однако Польша и Германия уже объявили об отказе покупать сырье из РФ, фактически остановив работу северной ветки «Дружбы». Южная часть нефтепровода в направлении Венгрии, Словакии и Чехии все еще функционирует, но в мае стало известно, что в ЕС снова рассматривают вопрос об окончательной блокировке трубопровода. В результате уже к февралю поставки российской нефти по «Дружбе» в Европу сократились в три раза по сравнению с показателями 2022 года – до 939,3 тысячи тонн, а в Берлине и Варшаве радостно отчитались о своей независимости от сырья из России.
Вместе с тем отказ от российского чёрного золота поставил перед Германией серьезный вопрос: где брать сырье для нефтеперерабатывающих заводов, так как многие их них рассчитаны на получение нефти именно по «Дружбе»? В этой связи в Берлине и было решено обратить свое внимание на Казахстан. При этом еще в прошлом году Германия не являлась серьезным импортером казахстанской нефти: по итогам одиннадцати месяцев 2022 года из этой страны в ФРГ было поставлено около 141,5 тыс. тонн. Для примера, за этот же период только в Италию из Казахстана ушло 17 млн тонн.
В конце года на основе переговоров с Берлином в Астане заявили, что готовы направить на немецкие НПЗ 1,2 млн тонн и ждут только разрешения на это от российской «Транснефти», которое неожиданно для многих последовало очень быстро. В результате 25 февраля 20 тыс. тонн казахстанской нефти поступило в систему российских магистральных нефтепроводов по направлению пункта сдачи нефти «Адамова застава» на границе с Белоруссией для дальнейшей отправки на нефтеперерабатывающий завод Rosneft Deutschland GmbH, расположенный в немецком Шведте.
Однако после этого ситуация затормозилась: из запланированных ежемесячных 100 тыс. тонн в марте в «Дружбу» Астана направила только 20 тыс., в апреле еще 50 тыс. тонн. Только в конце весны в «Транснефти» сообщили, что «с 22 мая Казахстан начал подавать нефть в российскую систему нефтепроводов для поставки в Германию по «Дружбе» в объеме 100 тыс. тонн в соответствии с утвержденной ранее ежемесячной заявкой». При этом уже сегодня понятно, что ни о каких 1,2 млн тонн казахстанской нефти для Германии речи быть не может, а ситуация с поставками гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Необходимо понимать, что, объявляя о желании резко нарастить свой экспорт нефти, Казахстан немного лукавит, так как сделать это Астана физически не может, либо это потребует серьезного изменения всей нефтяной отрасли страны. Это стало понятно и по началу поставок по «Дружбе», которые не соответствовали заявленным планам. Дополнительно ко всему в апреле в казахстанском Минэнерго сообщили, что с мая до конца текущего года сократят добычу нефти на 78 тыс. б/с, а в самой стране уже давно наблюдаются проблемы с нехваткой топлива.
Таким образом, в сложившихся условиях говорить о резком увеличении экспорта, мягко говоря, преждевременно, а наполнение «Дружбы» казахстанской нефтью в заявленных ранее объемах, как считают аналитики, возможно только, если перебросить их с других транзитных направлений, например через российский порт Усть-Луга, откуда сырье в Германию везут танкеры. Или же Казахстану необходимо будет пересмотреть свое сотрудничество с Азербайджаном в раках увеличения поставок по БТД. И первое, и второе сегодня крайне невыгодно Астане, так как накладывает на нее дополнительные расходы, а также грозит навредить сотрудничеству с иностранными компаниями, с которыми у страны уже заключены долгосрочные контракты. Поэтому и возникает вопрос: откуда в «Дружбе» появятся заявленные ранее объемы нефти?
Как считают некоторые эксперты, ответ на него довольно прост: в реальности Германия, скорее всего, под видом казахстанского сорта KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), который химически аналогичен российской марке Urals, будет получать сырье, добытое в РФ. Именно потому Россия, которая ранее не приветствовала в «Дружбе» нефть из Казахстана, довольно быстро согласилась с предложением Астаны.
По всей видимости, такая схема выгодна всем участникам сделки. Казахстан получит формальную возможность, пускай и ограниченном объеме, поставлять нефть по «Дружбе» в надежде в будущем использовать свое положение для расширения сотрудничества с «Транснефтью». Россия, в свою очередь, сможет продолжить участвовать в поставках своего сырья в Европу через северную ветку нефтепровода, пусть и под брендом KEBCO, а также будет извлекать дополнительную прибыль от транзита. Одновременно операции обмена, когда российская нефть будет поставляться на НПЗ Казахстана, а казахстанское сырье в освободившихся объемах пойдет в Германию через «Дружбу», позволят снизить потери от введенных против страны санкций в нефтяной отрасли.
Берлин же формально сохранит свое эмбарго на закупку российской нефти по нефтепроводу, но продолжит это делать, дополнительно не позволяя «Дружбе» перестать полностью работать, на чем настаивают некоторые страны ЕС. Это позволит Германии загрузить, пусть и минимально, свои НПЗ и сохранить контроль над трубопроводными поставками, не дав себе окончательно попасть под энергетический контроль США. В выигрыше может оказаться даже Белоруссия, которая получает средства за транзит нефти по своей территории. Неслучайно в конце мая оператор белорусского участка нефтепровода «Гомельтранснефть Дружба» подал заявку в «Транснефть» на повышение тарифов на транспортировку с 1 июля на 84%. Впрочем, последнее может стать причиной того, что Астана не будет направлять заявленные ранее объемы из-за высоких расходов. Однако даже в таком случае в выигрыше снова окажется Россия, так как Казахстан будет вынужден продолжить работать с КТК и Усть-Лугой, как и прежде.
Продолжение работы северной ветки «Дружбы» потенциально может сохранить функционирование и всего нефтепровода вне зависимости от желания США и его сателлитов заставить ЕС разорвать всяческие энергетические отношения с Россией. Об этом, например, свидетельствует желание Чехии наладить поставки чёрного золота из Казахстана в страну по нефтепроводу, о чем заявил чешский премьер-министр Петр Фиала во время апрельского визита в Астану. Причём с учетом уже обозначенных выше проблем в Казахстане нетрудно догадаться, по какой схеме и чья в реальности нефть будет поставляться чехам.
Поэтому и относиться к происходящему сегодня вокруг «Дружбы» нужно именно в таком ключе – никто в ЕС на самом деле не готов отказывать от российских углеводородов, какие бы русофобские заявления ни звучали из европейских столиц. По крайней мере в обозримом будущем, пока либо рецессия не добьет экономику Евросоюза и потребление нефти и газа резко снизится, либо будут найдены альтернативные источники сырья для нефтехимической и иной промышленности ЕС. Второе с учётом нынешнего положения дел в нефтяной и газовой отрасли Европы выглядит крайне маловероятным. Это означает, что «Дружбу» пока рано списывать со счетов, а Россия все еще может рассчитывать на то, что ситуация рано или поздно снова повернется в её сторону.