Центральноазиатскую «пятёрку» буквально рвут на части: не успели отгреметь праздничные фанфары в честь переизбравшегося на третий срок Реджепа Тайипа Эрдогана, как в ряде СМИ появилась информация о горячем желании нового/старого лидера страны провести в ближайшее время саммит с государствами Центральной Азии.
Представители оппозиционной прессы так и пишут, что тема Центральной Азии является одной из «фишек» Эрдогана, поэтому он будет продвигать ее и дальше под эгидой Организации тюркских государств (которая объединяет Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Узбекистан, а Туркменистан и Венгрия имеют статус наблюдателей).
Нa данный момент потенциал данного объединения невысок: совокупный ВВП ОТГ едва превышает рубежную планку в 1 трлн долларов и на тюркскую «семёрку» (по схеме 5+2) приходится всего 1,5% мировой торговли. Так, в 2021 году суммарный ВВП стран-членов и наблюдателей ОТГ составил около 1,4 трлн долларов (1,4% мирового). Для сравнения: ВВП России оценивался в 1,78 трлн долларов.
По оценке большинства экспертов, в экономическом плане страны ОТГ совсем не имеют серьезной прочной базы для динамичного сближения, к тому же некоторые из них являются членами такого продуктивно развивающегося интеграционного проекта, как ЕАЭС.
Учитывая, что сейчас Турция переживает тяжелые времена, связанные с ухудшением социально-экономического положения и восстановлением после страшнейшего землетрясения, ничего, кроме тюркской солидарности и перспективных транспортных коридоров в далеком будущем, Эрдоган пока не может предложить странам Центральной Азии.
Как, собственно, и США, которые, правда, располагают подобной возможностью, но совершенно не намереваются взаимодействовать с центральноазиатской «пятеркой» на взаимовыгодной основе. Согласно статистическим данным, доля США во внешнеторговом обороте государств Центральной Азии в 2021 году составила лишь 2,1%, а на страны региона во внешней торговле Штатов приходилось и вовсе меньше 0,1% объема.
Тем не менее Вашингтон не гнушается проводить саммиты «США + Центральная Азия»: последнее подобное мероприятие состоялось в конце февраля этого года. В ходе встречи в формате «С5+1» с участием государственного секретаря США Энтони Блинкена и министров иностранных дел центральноазиатской «пятерки» были рассмотрены, как обычно, «в глобальной и пространной плоскости», вопросы «экономического и энергетического сотрудничества, изменения климата, борьбы с терроризмом».
Конечно, за скобками (и не для официальных заявлений) осталось то, что Блинкен «обсуждал» со своими собеседниками из Центральной Азии совсем иные аспекты, ведь Вашингтон направил его в регион совсем в иных целях – надавить на руководство государств, чтобы они отказались от параллельного импорта в Россию товаров якобы двойного назначения.
После отъезда госсекретаря в страны центральноазиатской «пятёрки» наведывался еще один американский госчиновник с такими же задачами от руководства США: методами кнута и пряника отвадить дружественные страны от России.
Предлоги, как всегда, американцы выбирают самые что ни на есть благовидные: деньги выделяются ими для «проведения кампании по повышению уровня медиаграмотности», противодействию «дезинформации» и «ложным нарративам», взаимодействию с имеющими влияние на аудиторию пользователями соцсетей. Но на самом деле их цель – расшатать обстановку и организовать очередные «цветные революции», заодно ослабив и Россию.
Таким образом, все взаимодействие США со странами региона сводится к двум задачам: ограничению военно-политического присутствия России в Центральной Азии и сдерживанию экспансии китайского влияния.
Кстати, интерес Китая к странам центральноазиатской «пятёрки» неизменно растет: только по итогам 2022 года товарооборот между КНР и ЦА превысил 70 млрд долларов, а объём инвестиций – 1 млрд долларов. А совсем недавно, 18-19 мая состоялся двухдневный саммит «Китай – Центральная Азия» с участием глав Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
По результатам мероприятия было предложено восемь направлений развития сотрудничества: укрепление организационного потенциала, безопасности, потенциала развития и диалога между цивилизациями; расширение торгово-экономических и региональных связей, энергетического сотрудничества; продвижение зеленых инноваций. Китай также предоставит странам региона финансовую поддержку и гранты в размере свыше 3,5 млрд долларов.
Между тем, опасаясь огромного китайского инвестиционного потока в Центральную Азию, «на горизонте» внезапно возникает Евросоюз со свежей новостью об 11-м пакете антироссийских санкций, которые будут направлены против компаний и стран, помогающих России уклоняться от ограничительных мер.
При этом в списке кандидатов, достойных наказания, также упоминаются Китай и страны Центральной Азии. Китайский МИД уже отреагировал протестом против вмешательства в китайско-российские торгово-экономические отношения и «принуждения третьих сторон».
Однако, Евросоюз не желает останавливаться на достигнутом, и вот сегодня, 2 июня, в Кыргызстане в город Чолпон-Ате под председательством президента РК Садыра Жапарова стартует второй саммит «Европейский союз – Центральная Азия». В мероприятии принимают участие президенты: Кыргызстана – Садыр Жапаров, Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Узбекистана – Шавкат Мирзиеев, заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана Нурмухаммет Аманнепесов и президент Европейского совета Шарль Мишель. На повестке дня форума – обсуждение текущего состояния и перспектив политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества между двумя регионами, обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня и взаимодействия государств Центральной Азии и Европейского союза.
Но фактически очередной приезд еврочиновников высшего ранга означает новую волну давления на государства Центральной Азии, чтобы они перестали вступать в какие-либо торгово-экономические отношения с Россией. Тут ключевое слово – «совсем». В частности, 17 мая еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони уже выразил свое неудовольствие по поводу «подозрительного увеличения торговых потоков», которые Европейский союз фиксирует из стран блока в некоторые республики Центральной Азии, включая Казахстан и Киргизию, и из этих стран – в Россию. В качестве примера Джентилони указал на Казахстан, куда из ЕС наблюдается рост объема экспорта на 185 миллионов евро.
Хотя на самом сайте, посвященном Евросоюзу и Центральной Азии, очень красиво написано, что главным приоритетом для Брюсселя в странах-партнёрах является создание общего пространства демократии, процветания, стабильности и расширения сотрудничества, но, как представляется, основной «евромиссией» служит дестабилизация региона с последующим ослаблением России.
По словам премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, именно ЕС виноват в экономическом спаде, затронувшим большую часть земного шара: «Современная форма европейского сотрудничества была обусловлена двумя целями: миром и благосостоянием. Если ЕС не может выполнить свои две первоначальные миссии, тогда в чем его смысл?»
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram