Москва сосредоточенно наблюдает за заметно оживившимися проектами создания среднеазиатских транспортных коридоров в обход России. Одним из таковых является Lapis Lazuli, получивший название от редкого (в том числе и по части красоты) лазурита из Бадахшана.
Проект «Ляпис-Лазули», известный у нас также как «Лазуритовый коридор», с предметного обсуждения в 2012 году выходит на стадию активной практической реализации. Изначально он задумывался для большего обособления подконтрольных США стран в «мягком подбрюшье» России.
Вашингтон желал связать оккупированный Афганистан с обособленной и чрезвычайно зависимой от КНР газоносной Туркменией, а также Грузией с тогда ещё Михаилом Саакашвили на президентском посту. В пул участников проекта вошли также Турция и фактически союзный с ней Азербайджан.
Начало строительства «Лазуритового коридора» было заявлено в конце 2016 года президентами Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым и Афганистана Ашрафом Гани. Их поспешность была подобна забегу впереди паровоза.
В 2017 году на ашхабадской седьмой региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану пятёрка учредителей подписала соглашение о транзитном и транспортном сотрудничестве. Оно предусматривало создание нового «лазуритового» транспортного коридора, призванного не только увеличить объёмы грузоперевозок, но и, как отметили в МИД Туркмении, «способствовать укреплению сотрудничества на широком геоэкономическом пространстве, включающем регионы Центральной и Южной Азии, Каспийского и Черноморского бассейнов, Средиземноморья».
Изначально мыслилось создать полноценный железнодорожный и усовершенствованный автомобильный маршрут от афганской провинции Герат до туркменского Ашхабада. Два крупных города потенциально могли нарастить авиасообщение вдобавок к железнодорожному и шоссейному. Затем туркменская часть маршрута выходила к каспийскому порту Туркменбаши и соединялась морем с азербайджанским Баку. Через порты также связывались грузинские Поти и Батуми, а сухопутные участки маршрута связывали Тбилиси, Анкару и Стамбул.
Почти 10 лет ушло на осмысление целесообразности реализации этого проекта с учётом немалых объёмов предполагаемого финансирования. В официальных комментариях фигурировала сумма $2 млрд. Однако эксперты обоснованно указывали на перспективы гораздо больших вложений с учётом необходимости создания логистических центров и сопутствующих проектов.
Весьма затратны и обновления инвентарных парков железнодорожных компаний, и модернизации портовых мощностей. Известно, что построенные Россией железные дороги с шириной колеи 1520 мм несовместимы со стандартами колеи в Афганистане, Китае и Турции.
При этом ни Турция, ни Азербайджан не горели желанием инвестировать в развитие инфраструктуры за рубежом. Остальные участники банально не имели ни средств, ни сил для самостоятельного освоения своих участков.
Окно возможностей открылось с изгнанием США и других оккупантов из Афганистана. Китай наблюдал за развитием ситуации и очень вовремя предложил мечтавшим о «Лазуритовом коридоре» принять участие в своём мегапроекте «Один пояс – один путь».
Особенность китайского предложения была подкреплена обещаниями связанных кредитов. Освоить их могли крупные китайские компании с огромным опытом масштабных инфраструктурных проектов по всему миру. Пекинские товарищи готовы были сделать всё – от проектирования до сдачи «под ключ» вместе с китайским подвижным составом на китайских же рельсах.
Нюанс заключался в сопряжении «Лазуритового коридора» с китайским новым «Шёлковым путём». Производители КНР высказали заинтересованность в наращивании экспорта через новые коридоры, в том числе более затратные сухопутные. Способствовали этому не только пандемия, но западные санкции, в том числе вторичные.
На дорожную карту проекта правительства Афганистана, Азербайджана и Туркмении вышли в 2021 году. Одновременно шли переговоры с Турцией, заинтересованной в реализации своих национальных интересов. Геополитический вес Анкары существенно вырос с началом российской СВО на Украине. Турция стала крупным торговым хабом, извлекающим выгоды от всех участников санкционной войны. США и другим членам НАТО выгодно её участие в развитии экономических и иных проектов, минимизирующих влияние России и Ирана.
«Ляпис-Лазули» уместно рассматривать вкупе с другими «альтернативными» проектами, направленными на так называемую диверсификацию с ключевой составляющей – минимизацией связей с Россией. В этом контексте «лазурит из Бадахшана» играет своими естественными оттенками и смотрится органично, как естественное дополнение параллельно продвигаемых инициатив.
Решение ряда практических вопросов упирается в легитимизацию фактически правящего в Афганистане движения «Талибан»*. Впрочем, и без этого участника квартет во главе с Турцией вполне способен реализовать задуманное. Открыто ориентирующимся на Анкару азербайджанским и туркменским партнёрам Грузия полезна исключительно из-за портовых мощностей, способных продолжить транзит грузов самым привлекательным по себестоимости транспортом по Чёрному морю.
Наибольшую заинтересованность в «Лазуритовом коридоре» проявляет Туркмения. В начале мая туркменский президент Сердар Бердымухамедов в поздравлении по случаю открытия II Международной конференции и выставки «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие – 2023» особое внимание уделил сопряжению туркменских автомагистралей с каспийским портом, «а оттуда – на Кавказ, в Европу, на юг России и север Ирана, к Персидскому и Оманскому проливам по морским путям».
«Прокладка автомагистрали и моста через Гарабогаз по маршруту Туркменбаши–Казахстан позволит существенно нарастить транспортно-торговое партнёрство и увеличить грузооборот между двумя странами. В перспективе будет запущен транспортный коридор Восток–Запад, который объединит Туркменистан, Иран, Ирак и Турцию, – уверен С. Бердымухамедов. – Вопросы дальнейшей активизации международного транспортного коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман, создания коридора по маршруту Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия находятся в фокусе внимания всех стран региона. Реализация пятистороннего соглашения о создании международного транспортного коридора Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция («Ляпис Лазули») позволит вывести на новый уровень региональную транспортную систему».
По периметру России создаётся несколько транспортных коридоров без её прямого участия. Авторство большинства этих проектов имеет непростую предысторию с участием представителей США и западноевропейских столиц. В практической реализации ключевые роли разделили между собой Пекин и Анкара.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram