Россия и Китай во главе многополярного миропорядка

Визит председателя КНР Си Цзинпина в Москву для переговоров с президентом России Владимиром Путиным ознаменовал неизменность курса двух стран на построение многополярного мироустройства. 

«Мы с президентом Путиным вместе подытожили результаты развития двусторонних отношений за последние десять лет и сошлись во мнении, что китайско-российские связи далеко вышли за рамки двусторонних отношений и имеют жизненно важное значение для современного миропорядка и судьбы человечества», – заявил китайский лидер.

Москва и Пекин бросают вызов несправедливой политической системе, выстроенной Западом полтысячелетия назад. Эпоха доминирования Запада началась с открытия Колумбом Америки в XV в. и с тех пор шла по нарастающей вверх. Достигнув пика в период саморазрушения Советского Союза, эта эпоха постепенно идёт к закономерному упадку. Центр тяжести мировой политики уверенно смещается на Восток.

Это видно по многим признакам, в том числе по тому, что государства Южной Америки, Азии и Африки практически в полном составе отказались вводить санкции против России по указке США. Это заставило одного из американских журналистов признать: исход войны на Украине решается не в Вашингтоне и Брюсселе, а в азиатских и африканских столицах. Журналист имел в виду, что экономическое сотрудничество Москвы с внешним миром продолжается, российскую экономику не удалось поставить на колени, значит, невозможно ожидать от Кремля унизительных уступок по украинскому вопросу.

Владимир Путин по итогам переговоров заявил, что в основу урегулирования ситуации на Украине может лечь мирный план, предложенный китайской стороной: «Безусловно, мы не обошли вниманием и ситуацию вокруг Украины. Полагаем, что многие из положений выделенного Китаем мирного плана созвучны российским подходам и могут быть взяты за основу для мирного урегулирования, когда к нему будут готовы на Западе и в Киеве. Однако пока такой готовности с их стороны мы не наблюдаем».

Важно понимать, что российско-китайское партнёрство не является блоковым. В китайской геополитической традиции вообще отсутствует понятие союза или блока с другим государством в том смысле, как это понимаем мы. Китайцы называют свою страну Поднебесной империей и считают, что единственный раз, когда они заключили союз с другой страной, был советско-китайский союз 1950-х. И считают, что закончилось это плохо — охлаждением отношений при Хрущёве и конфликтом на о. Даманский в 1968 г.

Пекин предпочитает ситуативные союзы со стратегическими партнёрами, и Россия является таковым для Пекина. Это не значит, что та или другая страна пожертвует национальными интересами ради тезисов о российско-китайской дружбе. Но это значит, что в рамках двустороннего союза Москва и Пекин готовы к дальнейшему углублению сотрудничества не только в экономике, но и в военно-политической сфере. О том свидетельствует предложенный Пекином план урегулирования украинского кризиса.

Даже если взгляды России и Китая на некоторые аспекты украинских событий будут различаться, это не сорвёт их сотрудничества. Обе державы понимают, что выстоять под давлением коллективного Запада и его азиатских союзников (Японии, Южной Кореи и др.) они могут только сообща.

Патриарх американской политики бывший госсекретарь Генри Киссинджер предостерегал Вашингтон от шагов, толкающих Москву и Пекин навстречу друг другу. Нынешняя политика Запада дошла до точки, когда любой шаг Запада способствует укреплению российско-китайских связей. Введение потолка цен на российские энергоресурсы обернулось увеличением объёмов поставок газа и нефти из РФ в Китай. Санкции против российского ВПК открывают возможности для диалога в этой области между российскими и китайскими коллегами. Такая же ситуация в сфере поставок продуктов питания, сельхозпродукции, электроники и т. п.

Российско-китайское партнёрство опасно для Запада не только тем, что Китай обладает высоким промышленным потенциалом, а Россия – энергоресурсами, необходимыми для его функционирования. Это партнёрство опасно сторонникам однополярного мира тем, что обе державы обладают ключевым стратегическим положением в Евразии. 

Россия – её интеграционное ядро, геополитически упорядочивающее пространство от Карпат до Курил. Китай по своим геополитическим характеристикам – это «береговая зона» не в том смысле, что обладает выходом в Мировой океан (хотя и в этом тоже), а в смысле функционирования как промежуточный плацдарм на линии соприкосновения ареалов влияния двух цивилизаций – нашей, евразийской, и западной, евроатлантической. Тайвань, Япония, Южная Корея, а также на данном этапе Филиппины – это союзники Запада у китайских границ.  

Американский геополитик голландского происхождения Николас Спикмен в 1970-х предложил рецепт удушения сухопутной Евразии евроатлантической цивилизацией. Надо взять под контроль «береговые зоны», т. е. страны по периметру евразийских границ. На тот момент такими зонами считались государства Восточной Европы и Китай. Сегодня, когда Восточная Европа давно в ЕС и НАТО, «береговыми зонами» считаются постсоветские республики, окружающие Россию, – Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Казахстан. 

Китай – тоже «береговая зона», но он дружит не с Западом, а Россией. Рецепт Спикмена невозможно реализовать без участия Пекина. И это значит, что изоляция России для Запада – заведомо невыполнимое дело. Как страна с дуальной геополитической идентичностью, Китай может легко оборачиваться как лицом к Западу, так и лицом к России. На данном историческом этапе ему выгодно быть с Россией, ибо в одиночку бороться с гегемонией Запада сложно.

В отличие от США, Пекин выступает за переговоры между Москвой и Киевом с учётом сложившихся реалий. Китайское руководство понимает, что война против России на Украине – это война и против Китая. Дело в том, что Вашингтон, разжигая пожар войны у западных рубежей Евразии, воздвигает огненный вал на пути китайских товаров в Европу в рамках инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Вашингтон опасается экономического сближения Европы и Китая через территорию России. Войной на Украине Запад подрывает перспективы экспорта китайских товаров в Европу.

Пекин, в свою очередь, надеялся на запуск товарных маршрутов через Россию, Украину, Белоруссию в ЕС. Сухопутный путь более безопасен для Китая, в отличие от морского, который может быть заблокирован ВМФ США и НАТО. Особенно Пекин беспокоит малаккская проблема – способность иностранного флота перекрыть Малаккский пролив, через который Китай получает и отправляет львиную долю товаров, в том числе нефть. В самом узком месте пролив имеет всего 2,5 км.

Он прилегает к акватории Южно-Китайского моря, а кто контролирует Южно-Китайское море, тот контролирует морские пути из Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в Восточную Азию. Спровоцировав конфликт на Украине, то есть на стыке Евразии и Европы, США снова обострили для Пекина малаккскую проблему. Таким образом, война на Украине – это вовсе не про Украину как таковую.

Россия и Китай находятся в схожем геополитическом положении. России Запад хочет перекрыть выход в Европу через Балто-Черноморский коридор. Китаю Запад хочет перекрыть выход в Мировой океан через цепь островов от Курил до японского Хоккайдо и далее через Филиппины и Тайвань до Индонезии. Тут всплывают территориальные претензии Токио на Курилы, и неспроста одновременно с приездом Си Цзинпина в Москву премьер Японии Фумио Кисида отправился в Киев. 

В мире происходит серьёзная геополитическая рокировка: США и ЕС уступают место на мировой арене Китаю, России и их союзникам. Мир отказывается от убогой однополярности в пользу геополитической полифонии как более взвешенной системе международных отношений. Москва и Пекин возглавляют этот исторический процесс.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.