Калужский губернатор В. Шапша в интервью интернет-ресурсу MEDIA-MIG 10 марта рассказал о первых результатах тех мероприятий, которые власти региона были вынуждены предпринять год назад в связи с назревающим миграционным кризисом. Опыт Калужской области представляет особый интерес в связи с тем, что аналогичные проблемы сегодня наблюдаются в целом ряде других регионов России.
Напомним, что в начале 2022 г. Калужская область, а точнее ее северные районы, примыкающие к Московской области, неожиданно оказались эпицентром миграционного кризиса. Его причиной стал неконтролируемый приток мигрантов из азиатских стран СНГ, по которому область оказалась в числе «регионов-лидеров». Но если в Москве и С.-Петербурге большой приток мигрантов отчасти сглаживался благодаря более высокой численности населения, то Калужская область с ее 1 млн жителей таких преимуществ не имела. Как следствие, концентрация не адаптированных к местным условиям, а зачастую и вообще не знающих русского языка мигрантов в отдельных населенных пунктах привела к резкому обострению межэтнических отношений. По свидетельствам с мест, ситуацию едва удалось удержать от социального взрыва. Похожая ситуация сложилась в некоторых районах Подмосковья, где этот взрыв фактически произошел (народный сход в Бужаниново).
В качестве антикризисных мер власти Калужской области 11 февраля прошлого года приняли решение о приостановлении участия в госпрограмме содействия переселению соотечественников, которая превратилась в основной канал упрощенного получения гражданства выходами из Средней Азии. Одновременно губернатор области В. Шапша своим постановлением запретил привлекать работающих по патентам иностранцев в сферу розничной торговли, пассажирских перевозок, общественного питания и кадровые агентства. В конце декабря этот запрет был продлен на 2023 г. Кроме того, были усилены меры по контролю приема документов, предоставляемых иностранцами для получения патента на право ведения трудовой деятельности в РФ. В частности, была введена аудио- и видеозапись процедуры приема документов, позволяющая выявить факты выдачи сертификата о знании русского языка тем мигрантам, которые им на самом деле не владеют. За 2022 г. был выявлен 501 такой случай.
Как следствие, количество выданных в прошлом году иностранцам патентов удалось заметно снизить, причем еще на стадии приема заявлений. Многие из их подателей, как выяснилось, русским языком не владели. Если за 2021 г. в Калужской области, по словам В. Шапши, было принято 37 195 заявлений на выдачу патента, то в 2022 г. – 26 560, или на 29% меньше. Сократилось и число самих патентов, выданных гражданам «безвизовых» стран СНГ. Большинство из них являются выходцами из Узбекистана и Таджикистана, которые в отличие Казахстана и Киргизии в ЕАЭС не входят, а потому преимуществами единого рынка труда не пользуются (Туркмения с 1999 г. ввела визовый режим с РФ в одностороннем порядке). Причем количество выданных патентов сократилось больше, чем принятых заявлений. В 2021 г. в Калужской области было оформлено 35 тыс. 424 патента, а в 2022 г. – 23 тыс. 237 патентов, что более чем на треть (-34,4 %) ниже показателей предыдущего года.
В то же время, по данным МВД, миграционная ситуация в Калужской области выглядит далеко не столь однозначно. Так, число фактов постановки на миграционный учет, по сведениям ведомства, за прошлый год выросло с 201,2 до 243 тыс. (+20,7%), в том числе регистраций по месту пребывания, которые и отражают текущую миграцию из стран ближнего зарубежья – с 184,3 до 225,3 тыс. (+22,2%). То есть выходцев из стран СНГ, поставленных на миграционный учет в Калужской области, стало на 1/5 больше. В таких же пропорциях (+22,6%) выросло и число снятий с миграционного учета, которое происходит автоматически по мере истечение сроков регистрации. Синхронизация темпов роста числа регистраций и снятия с учета на фоне увеличения первого из этих показателей также свидетельствует об увеличении притока мигрантов. Возможно, отчасти на этот процесс повлияли предпринятые МВД в 2021 г. усилия по возвращению мигрантов после окончания эпидемии COVID-19 в правовое поле, заставившие многих из них зарегистрироваться. Однако ни к какому сокращению объемов текущей иммиграции из стран СНГ эти меры пока не привели.
По числу регистраций иностранных граждан Калужская область в прошлом году по-прежнему занимала третье место в Центральном федеральном округе после Москвы (3,8 млн) и Московской области (2,2 млн), где также сохранялась напряженная миграционная ситуация. «Конкурировать» с ней по этому показателю могли лишь Тульская (205,5 тыс.) и Воронежская (175 тыс.) области. Однако численность населения этих регионов в 1,5-2 раза больше, и соотношение мигрантов и местных жителей пока не достигло той черты, за которой наступает миграционный кризис.
Рост числа иностранцев, зарегистрированных по месту пребывания, наблюдался по всем видам миграции, кроме деловой, которая показала небольшой спад. Более двух третей всех зарегистрированных в Калужской области мигрантов указали в качестве цели прибытия на работу, а число их регистраций по сравнению с 2021 г. выросло на 16,7%, достигнув 166 тыс. Что еще более интересно: в полтора раза выросло число приехавших в Калужскую область для учебы (с 4 до 5,8 тыс.) и с частными целями (с 30,4 до 45,5 тыс.).
Наблюдался приток и «долговременных» мигрантов, что предполагает их переселение в регион на постоянное жительство. Так, число решений о выдаче видов на жительство, предшествующих получению гражданства, за 2022 г. увеличилось в полтора раза (с 5,2 до 7,9 тыс.), а количество иностранцев, имеющих действительные виды на жительство, – более чем на четверть (с 5,4 до 6,9 тыс.). Более чем на 1/5 за прошлый год увеличилось в области и число случаев предоставления на территории Калужской области российского гражданства (с 15,9 до 19,2 тыс.).
К сожалению, данных по национальности или гражданству стран исхода как «временных», так и «постоянных» мигрантов статистика МВД в разрезе регионов не раскрывает, что не позволяет проанализировать миграционные потоки более детально. Часть новых обладателей видов на жительство или российских паспортов в Калужской области вполне могли оказаться выходцами с Украины или других европейских республик бывшего СССР. Но в предыдущие годы большая часть миграционного притока в этот регион обеспечивалась именно странами Средней Азии, и прежде всего Таджикистаном и Узбекистаном. Учитывая инерционность миграционных потоков, обусловленную в том числе сроками выдачи видов на жительство и предоставления гражданства, можно предположить, что ситуация не изменилась и в 2022 г. Изменения структуры миграционных потоков можно было бы ожидать в связи с притоком беженцев с Украины. Но статистика МВД резкого увеличения числа регистраций украинских граждан в целом по России не фиксирует, а количество случаев предоставление им гражданства в прошлом году вообще сократилось на четверть.
Таким образом, запретив прием на работу по патентам иностранцев из «безвизовых» стран СНГ в отдельные отрасли экономики, власти Калужской области смогли лишь частично повлиять на приток трудовых мигрантов, причем ту его часть, которая ранее относилась к легальной миграции. Не исключено, что сокращение числа выданных патентов означает вовсе не сокращение числа самих иммигрантов, а их переток в сферу неформальной занятости, где патенты не нужны. Приостановка участия в программе переселения соотечественников на выдаче российских паспортов вообще пока не сказалась, что, по-видимому, связано с рассмотрением поданных ранее заявлений.
Возможностей для того, чтобы как-то влиять на все прочие миграционные потоки, у региональных властей попросту нет. Не случайно В. Шапша в качестве главной проблемы указал на отсутствие у субъектов РФ полномочий по регулированию миграционных потоков, что ведет к неконтролируемому притоку мигрантов и росту социальной напряженности во всех сферах жизни. В сущности, это означает, что решить миграционные проблемы субъекты РФ не могут и реформировать систему регулирования и контроля над миграционными потоками надо на федеральном уровне.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram