После 25 лет работы в Таджикистане институт «Открытое общество», финансируемый известным «заклятым другом» России миллиардером Соросом, 26 ноября внезапно объявил о решении закрыть свое местное отделение – Фонд Содействия в Таджикистане, прекратив прием заявок и запросов на грантовые проекты.
Основной причиной «ухода» из республики, по словам руководства, явился результат трансформации, начатой в 2021 году по пересмотру приоритетов деятельности и реструктуризации своих более чем 20 полуавтономных национальных фондов по всему миру с применением нового регионального подхода.
На самом деле американский финансист и инвестор Сорос, неоднократно обвинявшийся во вмешательствах во внутренние дела в ряде стран в целях организации «цветных революций» с последующим государственным переворотом, по сути, признал «недееспособность» своей НПО на территории Таджикистана.
Изрядно потратившись на расшатывание ситуации в стране, хотя Таджикистану и выделялось на это в 5-10 раз меньше, чем, например, Казахстану, и не добившись при этом нужного результата, миллиардер посчитал, что лучше ему направить все свои усилия на государства, которые «принесут» быстрый результат. Сорос счёл нецелесообразным продолжать затрачивать ресурсы на слишком «долгосрочный проект», в котором он не добьётся своих целей.
Вместе с тем есть вероятность, что подобным «громким» уходом НПО из страны, в которой шла неустанная работа по «демократизации общества» более четверти века, американский миллиардер пытается «усыпить бдительность» местных властей и в скором времени начнёт вкладывать колоссальные финансовые средства в геополитические проекты других, «не набивших оскомину» НПО и подконтрольных СМИ.
Данная мысль подтверждается ещё одним интересным совпадением: в эти же дни (28 ноября) о завершении дипломатической миссии в Таджикистане заявил посол США Джон Марк Поммершайм, которым Вашингтон совсем не удовлетворен. Возможно, столь сильное недовольство американских властей связано с большой любовью дипломата ко всему славянскому, начиная от борща с пампушками и заканчивая женщинами.
Успев поработать во Владивостоке и Минске, Поммершайм женился на уроженке Белоруссии, создав с ней крепкую семью и родив в браке трёх детей. Посол никогда не скрывал, что он очень любит русскую культуру и литературу, особенно зачитывается произведениями великого Толстого.
Понимая, что у США недостаточно финансовых, административных и иных ресурсов, чтобы «выдавить» Россию и Китай, которых связывает с Таджикистаном тесное продуктивное взаимодействие в разных сферах деятельности, Вашингтон направил Поммершайма в республику «смотрящим». При этом ключевой задачей американского посла должен был стать контроль за российско-китайской деятельностью и их намерениями в целях дальнейшей разработки стратегического плана США на долгосрочную перспективу по устранению своих основных конкурентов из Центрально-Азиатского региона.
Похоже, любитель пейзажей Амурского залива не справился и с применением «мягкой силы» и, по сути, завалил «работу» с прогрессивной молодежью, а также представителями политических и интеллектуальных элит, способных в будущем продвигать американские внешнеполитические интересы.
Но зато как замечательно он выступил на таджикском языке по случаю 31-й годовщины независимости Таджикистана.
Несмотря на его отличные лингвистические способности, ряд СМИ называют Поммершайма одним из самых слабовольных послов за всю 30-летнюю историю дипломатических отношений Вашингтона и Душанбе, не завоевавшим особого авторитета и уважения ни у властей Таджикистана, ни среди дипломатического корпуса западных стран. Он так и не смог стать ключевой фигурой англосакского мира, продвигающей «конструктивные» инициативы, в том числе по вопросам «развития общечеловеческих и демократических ценностей», поскольку полностью сосредоточился на аспектах сотрудничества с органами безопасности.
Поммершайма даже обвиняют в том, что посольство США при нём превратилось в «денежный мешок» для финансирования органов безопасности Таджикистана.
Кроме того, правозащитники, активисты гражданского общества разозлились на американское посольство, так как оно не выступило в защиту арестованных журналистов Далери Имомали и Абдулло Гурбати.
По мнению экспертов, Поммершайм сконцентрировался на таких сферах, как защита прав человека и свободы СМИ, поддержка «безопасных» неполитических «лайт-прожектов» и даже вебсайтов, которые освещают новости шоу-бизнеса.
После подобного провала Вашингтон «усиливает» свое посольство в Душанбе и направляет туда прямиком из Непала опытного дипломата Мануэля Микаллера, уже работавшего в Таджикистане в качестве советника посла по экономическим вопросам.
Представляется, что новое направление, которое будет «очерчено» этому послу, очевидно…