Накануне праздника Наурыз 16 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился с внеочередным посланием к народу.
Время обращения было выбрано неслучайно. Наурыз – восточный Новый год, отмечаемый в день весеннего равноденствия, праздник весны и обновления. Поэтому то, что программа политических реформ была представлена в преддверие Наурыза, несет в себе четкий символизм.
Само обращение была весьма ожидаемым. Ранее глава государства обещал, что представит информацию о заказчиках, исполнителях и бенефициарах январских событий. Вторым моментом, который большинство хотело услышать, был анонсированный президентом план по политическому реформированию страны.
Переформатирование касты неприкосновенных
Фон, на котором было озвучено послание, также был достаточно ярким. За два дня до послания в г. Алматы был задержан племянник первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалды. Ему вменяют злоупотребление должностными полномочиями, хищение средств в особо крупном размере, а также проверяют на «причастность к преступлениям, направленным на подрыв безопасности государства». Задержанный входит в топ-50 самых богатых бизнесменов страны. В разные времена работал на государственной службе, в квазигосударственном секторе, бизнесе. По слухам, оказывал покровительство нетрадиционным религиозным течениям – с его именем связывают укрепление салафизма в Казахстане. Позже по обвинению в рейдерстве была задержана бывшая супруга К. Сатыбалды Гульмира.
Практически одновременно с этим в стране закрылось примерно 50 майнинговых ферм, работавших «по серым схемам», с благоприятным режимом оплаты счетов за электроэнергию и налогообложения. Их деятельность связывают с компаниями, принадлежащими людям, которые близки к семье Елбасы, а также бывшим высокопоставленным чиновникам и бизнесменам. По итогам возбуждено 25 уголовных дел, стоимость изъятого оборудования составила около 100 млрд тенге (1$ = 494 тенге).
Также в стране заработала комиссия по демонополизации экономики Казахстана, созданная по поручению президента К.-Ж. Токаева. Основная задача комиссии – возвращение в государственную собственность «необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и в других отраслях».
Такое показательное «обезжиривание» представителей «старой элиты» создало достаточно благоприятный бэкграунд для внеочередного обращения президента к народу.
Трагический январь – плод союза заговорщиков и террористов
За два дня до послания, на заседании парламента чиновники силового контура обнародовали предварительные итоги расследования январской попытки государственного переворота. Поскольку сразу было заявлено, что следственные действия не окончены, стало понятно, что ожидать каких-либо сенсаций от этого мероприятия не стоит.
Силовики дали статистику по уголовным делам, в том числе против сотрудников полиции, подозреваемых в применении запрещенных методов дознания – всего таких дел 234, а также представили уточненную хронологию январских событий. Ответа на вопросы, кто был конечным бенефициаром январских событий и каков был их окончательный план, не прозвучало.
Не прозвучало их в Послании президента, озвученном 16 марта. Между тем часть комментаторов жаждала «срыва покровов» с представителей прежней власти. Но надежды не оправдались. Президент К.-Ж. Токаев очень дипломатично оценил заслуги своего предшественника: «Под руководством первого президента Нурсултана Абишевича Назарбаева мы прошли большой путь, добились значимых успехов, но можем потерять все, если не сохраним единство. Потрясения начала года со всей очевидностью подтвердили это». Не менее дипломатично были оценены и недостатки: «…но я твердо убежден: нашей стране все же нужны кардинальные реформы. В противном случае – застой. Его разрушительные последствия мы видели из недавней советской истории. Да и январские события в некоторой степени стали следствием отечественного застоя».
Впрочем, особых откровений о январских событиях президент не озвучил, но распределил вину между абстрактными зарубежными террористами и внутренними мятежниками. «…В последние годы Казахстан встал на путь коренной модернизации и трансформации. В различных сферах начались масштабные преобразования. Некоторым влиятельным лицам это не понравилось. Они рассчитывали продолжить свою многолетнюю незаконную деятельность. Более того, они жаждали получить власть… Заговорщики сформировали подпольную группу из профессиональных наемников, вооруженных бандитов и предателей из числа чиновников. Внутренние и внешние враги нашего государства объединились для захвата власти. Они направили мирные протесты в деструктивное русло, использовали народ в своих преступных целях» – сказал К.-Ж. Токаев.
Реформы без фанатизма
Что касается второй части послания, то она содержала в себе политический и территориально-административный блок.
Раздел, обозначенный как «программа комплексной реформы политической системы страны», включает в себя меры по «последовательной модернизации». Причем часть из них несет на себе печать умеренного популизма, а другая часть направлена, условно говоря, «на создания условий» для дальнейшей модернизации.
Что касается части популистской, то президент К. Токаев ограничил себя в отдельных полномочиях. Например, в скором времени ему нельзя будет совмещать посты главы государства и члена какой-либо политической партии. Также будет введен конституционный запрет для родственников президента на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Также будет введена норма, запрещающая президенту отменять или приостанавливать решения органов исполнительной власти на уровне областей и снимать с должности глав районных и сельских администраций. При этом за ним сохраняется право освобождения от должностей руководителей регионов волевым решением. Все эти инициативы заявлены как «сокращение сверхполномочий президента».
Предполагается, что сократившиеся полномочия президента перейдут к парламенту. Объяснить логику предлагаемых изменений довольно сложно, поэтому мы просто их перечислим. Сокращается с 15 до 10 депутатов президентская квота в сенате – верхней палате парламента, половину из них будет рекомендовать Ассамблея народа Казахстана (АНК). Из состава мажилиса – нижней палаты – депутаты от АНК выводятся.
Также сенат потеряет право принимать или не принимать одобренные мажилисом законопроекты. Вскоре он будет лишь их одобрять или не одобрять. Что будет происходить дальше с неодобренными законопроектами, осталось за кадром послания.
Потерю полномочий сенату компенсировали правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета.
Мажилису в качестве «плюшек» досталось право дважды в год заслушивать отчет об исполнении республиканского бюджета от председателя Высшей аудиторской палаты – преемницы Счетного комитета.
Что касается представительной власти на местах, то в маслихатах введут должность председателя, а сами маслихаты начнут выбрать главу региона из нескольких кандидатур, представляемых президентом. Также маслихатам предстоит в будущем стать основой для местного самоуправления, получив соответствующие финансовые и правовые полномочия.
Основное новшество избирательной системы – 70% депутатов мажилиса будут избираться по пропорциональному методу, а 30% – по мажоритарному. Такая же модель будет введена и для депутатов местной представительной власти. Также возвращается такой механизм контроля избирателей за депутатами, как императивный мандат.
Из неимитационных шагов можно назвать снижение регистрационного порога для политических партий с 20 до 5 тысяч человек, а также ряда технических требований по числу региональных представителей и членов инициативной группы. Пожалуй, это единственная озвученная в рамках послания инициатива, способная придать импульс политической жизни страны. Всё остальное носит настолько технический характер, что уместно будет говорить не о демонтаже политической системы, а её перенастройке.
Еще одним итогом послания стало объявление о завершении деятельности Национального совета общественного доверия (НСОД). Ему на смену придет «Улттық қурылтай» («Национальный курултай»). По сути, это будет тот же самый консультативно-совещательный орган, но более масштабный. И, самое главное, он будет исключительно детищем президента К.-Ж. Токаева. Кстати, не исключено, что в будущем он сыграет какую-либо значимую роль в политической жизни страны. История Казахстана знает несколько подобных прецедентов.
И, наконец, очень позитивно воспринятое широкой общественностью новшество касается административно-территориальной реформы – в стране станет на три области больше.
В целом, несмотря на количество предлагаемых изменений – а только в Конституцию придется внести около 30 правок, качественно политическая модель остается прежней. Но, выступив с таким посланием, президент К.-Ж. Токаев выиграл для себя главный ресурс, которого ему очень не хватало, – время.
Время, чтобы осмыслить произошедшее, не отвлекаясь на вызовы, время определить риски и подготовить на них ответы.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram