Заседание Межправительственного совета ЕАЭС, где премьер-министр Казахстана передаст председательство в совете киргизскому премьеру, состоялось 24 февраля в Нур-Султане.
Глава Кабинета министров КР Акылбек Жапаров сообщил, что в рамках предстоящей встречи намерен обсудить с коллегами вопрос снятия в рамках Евразийского союза барьеров на пути передвижения товаров, услуг и рабочей силы.
По его словам, подобные ограничительные меры внутри Союза не должны существовать. «Это будет главный вопрос, который я буду обсуждать с коллегами, несмотря на повестку встречи», — заявил А. Жапаров во время пресс-конференции 15 февраля.
Ранее на сохраняющиеся в рамках евразийского объединения барьеры по передвижению товаров и услуг внимание глав государств ЕАЭС обратил президент Киргизии Садыр Жапаров. «В договоре прописаны четкие и понятные нормы, что государства-члены не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли, предоставления услуг и так далее. Этот базовый принцип, заложенный в основу функционирования свободного внутреннего рынка, должен четко соблюдаться и контролироваться ЕЭК», – сказал он на заседании Высшего Евразийского экономического совета 10 декабря 2021 года, после того как президент Казахстана передал главе Киргизии председательство в ЕАЭС.
В своем обращении к главам государств «пятёрки» С. Жапаров подчеркнул, что киргизская сторона приложит максимум усилий как для реализации текущей повестки ЕАЭС, так и для ее расширения. Он предложил сконцентрироваться на пяти основных направлениях, которые, по его словам, выведут интеграцию на долгосрочные темпы устойчивого развития.
Во-первых, это укрепление сотрудничества в инвестиционной сфере, развитие транспортных коридоров, а также расширение торгово-экономических связей и выход на новые перспективные рынки. Во-вторых, разработка совместных высокотехнологичных проектов, которые в будущем станут брендами ЕАЭС, а также внедрение «зеленых» технологий и реализация проектов в сфере электронной коммерции.
В-третьих, С. Жапаров отметил необходимость совместных усилий в разработке и применении действенных механизмов по поддержке кооперационных проектов, а также, в-четвертых, сконцентрироваться на развитии логистической инфраструктуры и товаропроводящих систем, что позволит нарастить объемы экспорта товаров и обеспечить рост экономик.
Наконец, глава Киргизии подчеркнул, что с целью повышения конкурентоспособности экономик, входящих в союз, в условиях влияния внешних инфляционных факторов необходимо активнее использовать во взаиморасчетах национальные валюты. Он отметил, что ЕЭК совместно с правительствами стран-участниц евразийской интеграции необходимо подготовить конкретные предложения по данному вопросу.
* * *
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством президента Киргизии состоится в мае в Бишкеке.
«За прошедшие годы Киргизия уже второй раз председательствует в ЕАЭС. Это значит, что в течение года наша республика будет модерировать заседания Высшего Евразийского экономического совета, Межправительственного совета и ЕЭК, а также различных подструктур. Несмотря на то, что решения в рамках Союза принимаются по принципу консенсуса, председательство дает нам возможность продвинуть свои интересы, т. к. позволяет формировать повестку дня с учетом предложений остальных участников», – рассказал в интервью «Ритму Евразии» замминистра экономики и коммерции КР Эльдар Алишеров.
Кроме того, глава председательствующего государства имеет возможность обратиться к своим коллегам за поддержкой его инициатив. «Наш президент этим правом воспользовался. В его речи было 10 основных посылов. Ключевые из них – необходимость сделать упор на инвестиционную активность, на промышленную кооперацию и совместные проекты в агропромышленной сфере и инфраструктуре, а также на локализацию производств, т. е. посмотреть на нашу интеграцию, как на единый организм», – отметил высокопоставленный управленец.
Он подчеркнул, что Киргизия крайне заинтересована в углублении интеграционных процессов в рамках евразийского объединения, которое рассматривается руководством республики как реальная перспектива для развития отечественной промышленности и роста экономики.
«До вступления в ЕАЭС в агропромышленном секторе у нас было два-три предприятия, сейчас их десятки, в единый реестр ЕАЭС также включены больше 80 предприятий, которые выпускают подлежащую ветеринарному контролю продукцию, это молочная продукция, продукция из рыбы и мяса, яйца, мед. Кроме того, за эти годы мы смогли создать около 20 торгово-логистических центров», – сообщил Э. Алишеров.
Список приобретённых Киргизией за годы членства в ЕАЭС выгод продолжил эксперт по международным отношениям, экс-руководитель отдела внешней политики аппарата президента КР Данияр Сыдыков.
«От евразийской интеграции наша страна получает только плюсы. Об этом говорят и цифры в экономике, и обновляемая инфраструктура, и беспошлинные поставки ГСМ, и развитие промышленности, и повышение качества нашей продукции. Кроме того, интеграция позволяет обеспечить более выгодные условия для наших соотечественников, работающих на территории стран Союза. И пусть в этом направлении пока остаются нерешенные вопросы, главное, они обсуждаются, и стороны готовы слышать друг друга», – отметил собеседник «Ритма Евразии».
Председательство Киргизии в ЕАЭС он рассматривает как возможность поднять вопросы, которые отвечают как национальным интересам республики, так и интересам всего объединения. «Я считаю правильным, что наш президент поднял вопрос об усилении наднациональной судебной власти в рамках интеграции, но я бы хотел видеть и усиление полномочий ЕЭК, чтобы она могла регулировать такие ситуации, как, например, та, что происходит на киргизско-казахской границе с прохождением наших грузов», – сказал Д. Сыдыков.
А вот исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», экс-советник премьер-министра КР, эксперт по вопросам интеграции Кубат Рахимов считает, что Киргизия должна сконцентрировать усилия на решении вопросов финансировании проектов, связанных с интеграцией и кооперацией, прежде всего, на агропромышленном рынке.
«В 2022 году нам нужно запустить 5-6 знаковых проектов. Важно, чтобы они получили должную финансовую протекцию как минимум на уровне Евразийского банка развития, где учредителями и акционерами помимо стран ЕАЭС являются также Узбекистан и Таджикистан. ЕАБР в ближайшие 5 лет готов потратить в зоне своего присутствия порядка 11 млрд долларов, которые и должны стать реальной финансовой поддержкой потенциальных проектов, в первую очередь в рамках евразийской интеграции. Пора перестать говорить о каких-то абстрактных евразийских технологических платформах и переходить от слов к делу», – отметил экономист.
Заслуживает внимания, по его мнению, и идея так называемой разноскоростной интеграции, которая позволит не «хоронить» те или иные инициативы, даже если отдельные члены пятерки против них, а продвигать их на уровне четырех, трех или даже двух стран из пяти.
«Союз России и Белоруссии – это пример разноскоростной интеграции. И этот опыт нужно экстраполировать на остальных членов ЕАЭС. Да, в какой-то мере это дискриминация остальных участников Союза, но, с другой стороны, это стимул. Многие процессы в рамках ЕАЭС идут очень медленно, поэтому пора уходить от говорильни, которой мы занимаемся уже почти 10 лет, и начать принимать нетривиальные решения. Сейчас необходимы волевые политические решения, способные разрубить гордиев узел бюрократических узелков, которые все эти годы завязывала каждая из стран», – отметил К. Рахимов.
Кроме того, он считает необходимым заняться развитием рынка труда, подчеркнув, что на данном этапе краеугольным камнем должно стать поднятие качества человеческого капитала, в том числе непрерывная профессиональная подготовка и переподготовка кадров в масштабах всего 180-миллионного рынка ЕАЭС.
«Неважно, откуда человек, важно чтобы он соответствовал ожиданиям работодателей, которые в свою очередь должны понимать, что необходимо не просто поддерживать некий квалификационный уровень работников, но и поднимать его. Кроме того, нужно решить вопрос о признании дипломов о высшем и среднем специальном образовании и других документов, связанных с профессиональной подготовкой и переподготовкой. В этой сфере мы должны научиться доверять друг другу, как мы это сделали по техническим регламентам, когда лабораторные испытания и соответствующие сертификаты одной страны признаются на территории всех пяти стран», – подчеркнул собеседник «Ритма Евразии».
В рамках председательства в ЕАЭС в 2022 году Бишкек должен озвучить и инициативы, связанные с горными странами.
«Евразийский банк развития выделяет три страны, которые, попадая в категорию горных стран, нуждаются в особом внимании – это Армения, Киргизия и Таджикистан. Т. е. есть понимание, что горные страны имеют свою специфику и нуждаются в подходах, отличных от общей модели развития. И если ЕАБР отдельно подходит к этим трем странам, мы должны этим воспользоваться. Нужно озвучить свои идеи и наработки в этом направлении, исходящие из того, что преобладание горного рельефа – это не всегда минус с точки зрения того же туризма, наличия водных ресурсов и гидроэнергетического потенциала», – отметил К. Рахимов.
Комментируя вопрос конкуренции ЕАЭС с другими интеграционными проектами, он подчеркнул, что реальной альтернативы в регионе евразийскому объединению не существует, учитывая, что в мировой иерархии интеграций оно занимает второе место. Ни ШОС, ни тем более Организация тюркских государств во главе с Турцией не имеют той организационной, методологической и идейной канвы, которая есть у Евразийского союза.
«Самый высокий уровень интеграции имеет Евросоюз, где она включает экономическую, культурную, социальную, трансграничную, а главное, политическую надстройку в виде парламентских структур, и предполагает обязательность исполнения директив ЕС. На втором месте стоит наша евразийская интеграция, которая достигла достаточно высокого уровня всего за 7 лет. И хотя, в отличие от европейской, она не имеет политической надстройки, я поднимаю тезис, что у нас все же есть военно-политическая интеграция, учитывая резкое возрастание роли ОДКБ, которую я считаю не просто неким конгломератом шести стран, а полноценным интеграционным объединением», – подчеркнул К. Рахимов.
Мысль о том, что Организация тюркских государств вряд ли может конкурировать с Евразийским экономическим союзом, поддержал экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества доктор экономических наук Кубат Умурзаков.
«Евразийский проект ушел вперед по крайней мере на 5-7 лет. И Киргизия, несмотря на свою активную позицию в вопросах объединения тюркских народов, не откажется от участия в евразийской интеграции, которая приносит республике реальные экономические выгоды. Перспективность же турецкого проекта пока под вопросом, учитывая нестабильность геополитической повестки и перераспределение сфер между различными центрами силы. Какая роль в будущем достанется Турции, пока не ясно. Кроме амбиций, которые движут Анкарой, нужны еще и экономические успехи, а их там как раз и нет, наоборот одни провалы», – отметил собеседник «Ритма Евразии».
Оценивая шансы Киргизии реализовать в нынешнем году хотя бы часть из поставленных в рамках ее председательствования в ЕАЭС задач, он отметил, что они достаточно велики. «Как сказал глава нашего кабмина, Киргизия постарается очень жестко поставить вопрос о соблюдении основных принципов ЕАЭС – четырех свобод передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сейчас наши грузы при проходе через границу Казахстана подвергаются практически таможенному досмотру, хотя это и противоречит правилам евразийской интеграции. И я считаю, мы обязательно должны выносить этот вопрос на уровень совещаний нашего объединения, чтобы решить его раз и навсегда и больше к нему не возвращаться. Тем более что сейчас казахская сторона, я думаю, будет более благосклонной», – пояснил эксперт.
Кроме того, Бишкек, по его мнению, должен поставить вопрос о применении механизмов целевого финансирования стран с отстающей экономикой, каковыми в ЕАЭС являются Киргизия и Армения.
«Киргизия и Армения должны получать существенную отдачу от интеграционных процессов, чтобы сократить отставание своих экономик от более успешных России и Казахстана. А для этого наши экономики должны развиваться быстрее. В стратегических документах развития евразийского объединения, которые были одобрены еще два года назад и сейчас потихоньку начинают исполняться, отдельный раздел посвящен именно тому, что нужно создавать механизмы конвергенции экономик и целевого финансирования для отстающих экономик. Этот вопрос и должен стать для нас ключевым, мы должны его поднимать на каждом совещании», – добавил К. Умурзаков.
* * *
В рамках пресс-конференции 15 февраля текущего года председатель Кабинета министров КР Акылбек Жапаров проинформировал, что вопрос о необходимости «выравнивания» экономик Армении и Киргизии за счет средств ЕАБР и Антикризисного фонда Бишкек планирует поднять в мае этого года в рамках саммита Высшего Евразийского экономического совета.
В этом году в Киргизии пройдут саммит ВЕЭС и Экономический форум стран ЕАЭС, заседание Межправсовета, два совещания ЕЭК, Евразийский климатический форум, а также совещание министров экономик, заседание Совета по агропромышленной политике ЕЭК, Международный форум «Антиконтрафакт-2022», заседание Делового совета ЕАЭС и Евразийский молодежный экономический форум. Иначе говоря, площадок, где можно поставить так волнующие Киргизию вопросы, будет вполне достаточно.