Обвалится ли экономика Узбекистана и сум? Есть ли поводы для паники? Разберемся

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В последнее время в отечественных и зарубежных СМИ появляется все больше статей, анализирующих экономику Узбекистана и прогнозирующих будущее национальной валюты – сума. Мнения самые разные – от пикирующего обвала до динамичного роста.

На днях в издании Anhor.uz появилась статья Тиллаходжи Алимухамедова, который выразил беспокойство по поводу будущего нацвалюты – сума и заодно экономики Узбекистана в целом. По предположению автора, анализ финансово-экономических показателей страны за последние годы позволяет прогнозировать значительный обвал сума, а умеренная инфляция может смениться галопирующей, а в перспективе и гиперинфляцией. По словам автора статьи, «что в свою очередь приведёт к суверенному дефолту, когда государство не сможет отвечать по своим обязательствам перед кредиторами».

Разберемся, насколько обоснованы опасения автора? Давайте рассмотрим доводы господина Алимухамедова по порядку. Но для начала заметим, что автор намеренно или по незнанию путает некоторые экономические показатели. Например, он пишет, что «экспорт в 2021 году составил $36,3 млрд, значит потенциально импортеры смогут приобрести $18,15 млрд. Но, чтобы снова закупить в других странах товары и услуги хотя бы в том же объёме, даже при неизменной цене, не хватает ещё $18,15 млрд, которые экспортёры не будут продавать. К этой сумме надо прибавить объем внешнеторгового дефицита – $8,85 млрд. Итого, чтобы удовлетворить потребности импортеров при неизменных объемах и ценах не хватает уже минимум $27 млрд».

Это не совсем так. По данным Госкомстата, внешнеторговый оборот Узбекистана по итогам 2021 года увеличился на 16% по сравнению с 2020 годом и составил $42,1 млрд. Из них на экспорт пришлось $16,611 млрд, который за год вырос на 10%. В прошлом году объем импорта в страну составил $25,461 млрд. Откуда автор статьи взял цифру $36,3 млрд – непонятно.

Понятно, что отрицательное сальдо внешней торговли оказывает давление на экономику и нацвалюту, но к этому есть объективные предпосылки. Например, Узбекистан, как интенсивно развивающаяся за последние годы страна, естественно, закупает больше, чем производит. Впрочем, это характерно для многих стран. Но давайте посмотрим, что мы импортируем. Если посмотреть на структуру импорта, основная ее часть по итогам 2021 года приходится на машины и оборудование ($9,45 млрд). Кроме машин и оборудования (37,1%), в тройку ведущих статей импорта в прошлом году также вошли химическая продукция и изделия из нее (16,7%) и продукты питания (11,5%).

То есть, крайне важно отметить, что на вырученные деньги мы не закупаемся шоколадом или мерседесами, а вкладываем их на строительство заводов, новых фабрик, школ, дорог, электростанций и линий газо- и электропередач.

В другом месте автор опасается, что страна направляет значительные средства на погашение внешнего долга ($3,5 млрд в 2020 году). Да, это немало, учитывая объем всего экспорта ($16,6 млрд), но вполне посильная сумма для страны с золотовалютными резервами в более $35 млрд. На самом деле, размер внешнего долга страны находится на приемлемом уровне, а законом «О госбюджете Республики Узбекистан», ежегодный размер новых внешних заимствований в 2022 году ограничен на уровне $4,5 млрд. Для сравнения, в прошлом году из-за пандемии этот объем был увеличен на $1 млрд до $5,5 млрд. Ожидается, что к концу года государственный внешний долг составит $30,4 млрд, а общая сумма госдолга, включая внешний, не превысить 60% ВВП, что соответствует уровню, рекомендованному международными организациями для развивающихся стран.

Учитывая рост объемов экспорта Узбекистана за последние годы, а также стабильные цены на основные экспортные позиции страны на мировом рынке, в частности, на золото, погашение долгов не должно составить такую большую проблему, какую видит автор вышеуказанной статьи.

В конце хотелось бы отметить, что серьёзных предпосылок для резкого обвала нацвалюты, а тем более, гиперинфляции, нет. Курс сума стабильно держится за последние годы, ВВП страны растет, несмотря на пандемию. В структуре экспорта Узбекистана за последние годы также происходят позитивные изменения. К примеру, если в 2016 году 12,1% всего экспорта приходилось на хлопок, то к 2021 году этот показатель снизился до 0,8%. При этом доля некоторых важных сфер, наоборот, растет. Например, если в 2010 году доля экспорта услуг была равна 10,3%, то по итогам прошлого года составила 15,3%, что свидетельствует о важных положительных изменениях в экономике.

По данным Госкомстата, хотя в структуре экспорта все еще превалирует золото и энергоносители, но наблюдается стабильный рост поставок текстильной продукции ($1,9 млрд), продовольственных товаров ($1,3 млрд) и услуг ($2 млрд) – то есть товаров с более высокой добавленной стоимостью. Узбекистан полностью обеспечивает себя продовольствием.

Показывает рост и объемы золотовалютных резервов, например, они выросли с $26,4 млрд в 2016 году до $35 млрд по итогам 2021 года.

Страна также вступила в активную фазу приватизации государственных активов, поступления от которых также станут хорошим подспорьем для решения проблем дефицита бюджета и погашения внешнего долга. Согласно программе приватизации, только в 2022 году планируется продать инвесторам 32 крупных госактивов, а также выставить на продажу 368 непрофильных и неэффективных активов госпредприятий. Также будут проданы частному сектору 770 активов в регионах. Ожидается, что за счет этого в бюджет поступит более 10 трлн сумов.

Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором насыщения денежного рынка иностранной валютой в Узбекистане служат денежные переводы от трудовых мигрантов за рубежом. Так. По данным Центробанка Узбекистана, объём поступлений через системы международных денежных переводов за 2021 год составил $8,1 млрд, что на 34% больше показателей 2020 и 2019 годов ($6 млрд). Из них $7,1 млрд продано физлицами через обменные пункты, что послужило дополнительным источником предложения на внутреннем валютном рынке. Полученные средства потрачены на покупку товаров и услуг в стране, что в свою очередь стимулирует развитие внутреннего рынка.

Как следует из данных Госкомстата республики, инфляция в Узбекистане за 2021 год составила 9,98% впервые с 2017 года оказалась ниже 10%. Для сравнения, в 2017 году годовая инфляция была на уровне 14,4%, а в 2018 году – 14,3%. В 2019 году этот показатель был равен 15,2%. Ожидается, что уровень инфляции за 2021 год составит около 9%, а в последующие годы должная снизиться до 5%.

Учитывая все вышеприведенные аргументы, можно сказать, что фатального обвала сума и падения национальной экономики Узбекистана в ближайшее время не предвидится.

Латофат Буриева

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.