Карина Розетдинова. Пожалуй, 2021 год стал рекордсменом по количеству громких политических задержаний. В этом материале мы вспомним самые резонансные из них и расскажем, кому удалось выйти из СИЗО, а кто до сих пор находится под стражей.
Бывшие премьер-министры, депутаты Жогорку Кенеша, экс-кандидаты в президенты, экс-таможенники… — кого только не задерживали в минувшем году. Предлагаем вспомнить, кто из известных политиков и чиновников оказывался под стражей в 2021 году и какие промежуточные итоги подведены в каждом деле.
Отметим, что список составлялся в хронологическом порядке. В материал вошли далеко не все задержания, которые широко обсуждались в социальных сетях.
Депутат Дуйшон Торокулов
В середине января Госкомитет национальной безопасности
опубликовал видео задержания депутата Жогорку Кенеша Дуйшона Торокулова. На кадрах видно, как силовики поднялись на борт самолета в аэропорту «Манас» и вывели парламентария. Затем его доставили в ГКНБ.
Как рассказали в госкомитете, депутата задержали в рамках дела о коррупции и рейдерском захвате завода по переработке кожи, который находится в Оше. Первомайский райсуд Бишкека избрал для Торокулова меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца.
11 марта депутат явился на заседание ЖК. По его словам, накануне райсуд
изменил ему меру пресечения на домашний арест. Торокулов заявил, что его оклеветали. На ноябрьских выборах 2021 года он баллотировался по списку партии «Альянс».
Экс-глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев
Бывшего главу ГКНБ и экс-кандидата в президенты Абдиля Сегизбаева задержали 25 января, через 15 дней после выборов главы государства. Вскоре его водворили в СИЗО госкомитета. На Сегизбаева возбудили шесть уголовных дел, одно из них засекречено. Многие дела связаны с его деятельностью на посту председателя ГНКБ, есть дело по подозрению в коррупции при трансформации земель.
Экс-премьер Мухаммедкалый Абылгазиев
Экс-главу правительства задержали 26 января
по подозрению в коррупции и незаконном обогащении. ГКНБ заявил, что в целях легализации активов он приобрел движимое и недвижимое имущество в Бишкеке, Чуйской и Иссык-Кульской областях, а также инвестировал в строительство. 28 января Абылгазиева водворили в СИЗО.
В августе его отпустили под домашний арест. В ГКНБ отметили, что Абылгазиев
выплатил 50 миллионов сомов в качестве возмещения ущерба. Теперь он будет находиться под домашним арестом до окончания следствия.
Экс-замглавы МВД Курсан Асанов
Впервые бывшего замминистра внутренних дел задержали осенью 2020 года по уголовному делу об организации массовых беспорядков в столице 5 октября. Позже Асанова отпустили под домашний арест. Он также является фигурантом дела о событиях в селе Кой-Таш в августе 2019 года.
В январе Асанов баллотировался на выборах президента Кыргызстана. После выборов, 26 января,
его вновь задержали — уже в рамках дела по статье 245 «Захват зданий и сооружений» Уголовного кодекса КР. Вскоре генерал-майора милиции водворили в СИЗО № 1.
В апреле Асанова перевели под домашний арест, но в сентябре снова задержали и
водворили в СИЗО № 50, где содержат особо опасных преступников. На этот раз его подозревают в том, что в сговоре с другими лицами он вел подготовку к захвату власти.
По этому делу также был задержан и водворен в СИЗО-1
член совета директоров коммерческого банка «Толубай» Алмаз Сарыбаев.
Экс-премьер и депутат ЖК Кубанычбек Жумалиев
Парламентария и бывшего премьер-министра задержали и водворили в СИЗО ГКНБ в начале февраля. Дело завели по
статье 319 «Коррупция» УК КР.
В апреле стало известно, что бывший премьер добровольно передал в пользу государства деньги, коммерческие активы и недвижимое имущество
более чем на 1 миллиард сомов. В связи с возмещением ущерба, а также с учетом преклонного возраста и состояния здоровья решением суда он был выпущен под подписку о невыезде. В том же месяце Жумалиева лишили депутатского мандата на основании его заявления.
Экс-замглавы ГТС Райым Матраимов
Первый раз бывшего заместителя председателя Государственной таможенной службы задержали 20 октября 2020 года по подозрению в коррупции. Матраимов заявил, что готов сотрудничать со следствием и полностью возместить ущерб в размере 2 миллиардов сомов. Впоследствии 1,4 миллиарда он вернул деньгами, а 600 миллионов — в виде недвижимости (торговый центр и девять квартир).
18 февраля его вновь задержали в рамках уголовного дела по факту легализации (отмывания) преступных доходов и водворили в СИЗО ГКНБ. Спустя два месяца, 15 апреля, Матраимова отпустили, а уголовное
дело в его отношении прекратили. Следствие не нашло доказательств, что у бывшего таможенника и членов его семьи есть имущество за границей. При этом Матраимов добровольно передал государству квартиру стоимостью свыше 20 миллионов сомов.
Экс-гендиректор «Кыргыз темир жолу» Василий Дашков
Дашков был уволен с должности главы госпредприятия 31 марта распоряжением премьер-министра. Меньше чем через два месяца его задержали по подозрению в коррупции и
водворили под домашний арест. В начале июня ГКНБ заявил, что Дашков не возместил ущерб, также были установлены факты дополнительного вывода бюджетных средств. Бывшего главу «КТЖ» вновь задержали и
водворили в изолятор временного содержания СИЗО ГКНБ.
Министр цифрового развития Азамат Дыйканбаев
Дыйканбаева задержали 20 мая — спустя 15 дней
после назначения на должность заместителя председателя кабинета министров — министра цифрового развития. До этого он работал заместителем председателя Госслужбы цифрового развития.
Экс-мэр Азиз Суракматов
Экс-градоначальника задержали 26 мая по подозрению в коррупции и незаконном обогащении
в бытность мэром столицы. ГКНБ сообщал, что была создана коррупционная схема приобретения муниципальных земельных участков с правом строительства коммерческих зданий и многоэтажных жилых домов.
Дело Кумтора
Самым громким разбирательством этого года стало дело о коррупции при реализации проекта «Кумтор». Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на список задержанных по этому делу:
Омурбек Бабанов — экс-премьер-министр КР. Его задержали 31 мая. Сидя в СИЗО, политик написал письмо,
в котором опроверг обвинения. В конце июля Бабанова освободили из-под под стражи: ГКНБ заявил, что ему требуется лечение за пределами страны. В сентябре бывший глава правительства
вернулся из-за границы. Тогда источник из близкого окружения политика заявил, что Бабанов находится дома и ему требуется восстановление.
Талантбек Узакбаев — экс-депутат Жогорку Кенеша. Бывшего парламентария также задержали 31 мая и заключили под стражу, но после заключения соглашения о сотрудничестве отпустили под домашний арест. В августе Первомайский райсуд признал его виновным по факту коррупции при реализации проекта «Кумтор» и назначил
штраф в 300 тысяч сомов.
Исхак Пирматов — экс-депутат Жогорку Кенеша. Его задержали в один день с Узакбаевым и Бабановым, после чего также водворили в СИЗО ГКНБ. Бывшего парламентария отпустили в июле под подписку о невыезде, так как он пошел на сотрудничество со следствием. В сентябре Первомайский райсуд также признал его виновным и назначил штраф в размере
300 тысяч сомов в доход государства.
Асылбек Жээнбеков — депутат, экс-спикер ЖК, брат экс-президента Сооронбая Жээнбекова — и
Торобай Зулпукаров — депутат, экс-вице-спикер. ЖК. Политиков арестовали 1 июня и поместили в СИЗО ГКНБ, где они пробыли до декабря минувшего года. Суд решил, что депутаты пробудут под стражей до 30 января, однако депутатская комиссия не дала генпрокурору согласия на привлечение парламентариев к ответственности. Парламент поддержал заключение комиссии, после чего Жээнбекова и Зулпукарова
освободили из-под стражи.
Алмазбек Баатырбеков — экс-депутат Жогорку Кенеша и бывший первый вице-премьер-министр. Его задержали и водворили в
СИЗО ГКНБ в начале июня. В конце декабря Первомайский райсуд признал его виновным по части 2 статьи 319 («Коррупция») УК КР и приговорил к штрафу в размере 280 тысяч сомов в доход государства.
Данияр Нарымбаев — экс-руководитель аппарата президента КР и бывший полномочный представитель президента в парламенте. Его также задержали в начале июня и заключили под стражу. В ноябре райсуд решил, что он останется в СИЗО ГКНБ до 30 января 2022 года.
Динара Молдошева — глава Кыргызпатента, бывший полпред правительства в Жогорку Кенеше. Ее задержали в один день с Нарымбаевым и Баатырбековым. С учетом семейного положения и несовершеннолетних детей ее не стали помещать под стражу, а избрали меру пресечения
в виде подписки о невыезде. В августе Молдошеву освободили от должности директора Кыргызпатента.
Тайырбек Сарпашев — бывший первый вице-премьер-министр. Был задержан 17 июня и вскоре водворен в СИЗО ГКНБ. Спустя десять дней его отпустили под подписку о невыезде, поскольку Сарпашев согласился сотрудничать со следствием. Однако в середине октября его вновь водворили в СИЗО ГКНБ, где он пробудет
до 30 января 2022 года.
Темир Сариев — экс-премьер-министр КР. Пополнил ряды задержанных политиков и чиновников 3 августа. 20 ноября Сариева
освободили из СИЗО ГКНБ под подписку о невыезде.
Джоомарт Оторбаев — экс-премьер-министр КР. Его
задержали 16 сентября и поместили в СИЗО ГКНБ. В ноябре бывшему главу правительства изменили меру пресечения на подписку о невыезде.
Экс-замглавы аппарата президента Алмамбет Салиев
Салиев работал заместителем руководителя аппарата президента с 2017-го по 2020 год. Его задержали 17 июня по подозрению в незаконном обогащении и водворили в СИЗО ГКНБ. По версии госкомитета, Салиев пользовался покровительством Жээнбекова и
вмешивался в работу судебной системы и госорганов.
В сентябре в госкомитете заявили, что следствие по делу Салиева завершается,
материалы будут переданы в суд. В декабре, по данным СМИ, его выпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
Депутат Бакытбек Жетигенов
Парламентария задержали в ноябре по подозрению в планировании дестабилизации общественно-политической обстановки в стране с последующим
насильственным захватом власти. 22 декабря парламент отказал генпрокурору в согласии на привлечение Жетигенова к ответственности. Депутатская комиссия не нашла доказательств того, что он готовился к захвату власти, и посчитала содержание под стражей незаконным.
Экс-депутат Бактыбек Калмаматов
Бывшего парламентария и кандидата в президенты на январских выборах 2021 года задержали в аэропорту «Манас» 22 декабря, когда он собирался вылететь из страны. По данным ГКНБ, его подозревают в
разжигании межрегиональной вражды. Вскоре Калмаматова водворили в СИЗО № 1 до 9 февраля.
Напомним, на парламентских выборах 2021 года Калмаматов баллотировался от партии «Азаттык», на президентских выборах того же года участвовал в борьбе за пост главы государства.
Отметим, что в минувшем году задерживали не только политиков и высокопоставленных чиновников. Список могли бы дополнить:
Активисты (Мелис Аспеков, Улан Джураев, Жениш Молдокматов). Первых двух задержали в январе
по подозрению в вымогательстве денег и водворили в СИЗО ГКНБ. Позже Джураева отпустили под домашний арест, а Аспекова перевели в СИЗО № 1. Молдокматова
задержали в мае, он проходит по части 1 статьи 264 «Организация массовых беспорядков» УК КР.
Криминальные авторитеты (Кадырбек Досонов по прозвищу Дженго, Камчы Кольбаев, Алтынбек Ибраимов по прозвищу Алтуха).
Последнего спецназ задержал в январе: Ибраимов находился под домашним арестом, после ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Досонова задержали в феврале и водворили в СИЗО ГКНБ. При этом его адвокат ранее заявила, что он сам явился в Управление ГКНБ по Ошу и Ошской области. В конце декабря кримавторитета Ошский горсуд отпустил под домашний арест, но в тот же день ГКНБ сообщил, что это решение отменили и
Досонов остался под стражей.
Кольбаева задержали еще в октябре 2020 года и водворили в СИЗО ГКНБ. В ноябре его по состоянию здоровья перевели в ИК № 47, а в марте минувшего года отпустили из-под стражи
под подписку о невыезде. Тогда же в ГКНБ заявили, что он должен вернуть государству 250 миллионов сомов до конца апреля.
Блогер Гульзат Алымкулова, более известная как Гульзат Мамытбек. Ее задержали 26 октября
по подозрению в мошенничестве и водворили в СИЗО № 1.
Экс-муфтий Максатбек Токтомушев. 10 февраля он покинул пост верховного муфтия после заявления ГКНБ о возбуждении уголовных дел в отношении руководства ДУМК. Вечером сотрудники госкомитета задержали его по подозрению в причастности «к корыстному использованию средств, внесенных паломниками для хаджа, путем предоставления частным финансовым структурам займов более чем на 100 миллионов сомов и получения ежемесячных процентных надбавок». 12 февраля экс-муфтия
отпустили под подписку о невыезде.