ДУШАНБЕ — Sputnik. Президент России внес на рассмотрение проект нового закона о гражданстве, который определит категорию лиц, имеющих право на его упрощенное получение.
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий сокращение числа требований к ряду категорий людей.
Согласно документу, глава государства получит более широкие полномочия определять категории лиц, имеющие право на упрощенное получение российского гражданства.
В законопроекте также сохраняется концептуальный подход к пониманию института гражданства Российской Федерации.
«Положения законопроекта ориентированы на предоставление гражданства РФ лицам, которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноценными членами российского общества», — отмечается в проекте.
Уточняется, что передача полномочия главы государства по принятию решений по вопросам российского гражданства федеральным органам исполнительной власти также сократит срок рассмотрения вопросов гражданства с одного года до трех месяцев.
В соответствии с законопроектом, гражданство РФ может предоставляться лицам, владеющим русским языком, знающим историю России и основы российского законодательства.
Одновременно законопроект сокращает число требований более чем к 20 категориям лиц при приеме в гражданство и признании их российскими гражданами. Среди них:
соотечественники (граждане бывшего СССР и их дети, участники программы по добровольному переселению);
те, у кого в России живут близкие родственники — россияне (без прохождения процедуры признания их носителями русского языка);
потомки тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или СССР (в пределах границ РФ);
люди, родившиеся на территории РФ (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 года;
лица, один из родителей которых на момент их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории России (территории РСФСР);
военнослужащие, принесшие присягу на верность СССР или РФ и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств.
При этом уточняется, что, согласно законопроекту, наличие у этих лиц иностранного гражданства не является основанием для отказа в признании их российскими гражданами.
Президент также сможет признать категории лиц имеющими право на упрощенное получение российского паспорта не только в гуманитарных, но и в любых иных целях — к ним могут быть отнесены граждане Беларуси, Украины, Молдовы и Казахстана, указанные в действующем законе о гражданстве.
Кроме того, возможность упрощенного приобретения гражданства РФ теперь предусматривается для тех, кто до сих пор был вынужден использовать непростую процедуру восстановления сроков подачи заявлений о приеме в гражданство России через Комиссию по вопросам гражданства при президенте.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства наделяются МВД и МИД России.
Законопроект оставляет в ведении президента только прием в российское гражданство в исключительном порядке, а также распространяет такие нормы на:
ветеранов Великой Отечественной — граждан бывшего СССР;
людей, имеющих особые заслуги перед Россией;
тех, кто ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для России.
При этом категории лиц, которым в законопроекте будет дано право на упрощенное приобретение российского гражданства, не включены инвесторы, а значит, «купить» гражданство будет невозможно.
Проект
нового закона, наряду с упрощениями, также расширяет перечень преступлений, за которые предусмотрено лишение гражданства — наряду с террористическими в него войдут некоторые тяжкие преступления против государства и наркопреступления.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что с начала действия Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» в российское гражданство принято более 7,3 млн человек.
Однако изменения, внесенные в Конституцию РФ по результатам общероссийского голосования от 1 июля 2020-го, более остро поставили вопросы, накопившиеся со дня принятия этого федерального закона.
Так, законопроект направлен на последовательную реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.