Полупустые водохранилища вызвали в Кыргызстане дефицит электричества, зимой ожидаются веерные отключения. Если с поставками угля и газа больших проблем не предвидится, то с электроэнергией совсем беда. Что же стало причиной энергокризиса?
Населению уже начали постепенно отключать электричество, пока на несколько часов в неделю. Дефицит пытаются восполнить импортом, кроме Узбекистана и Казахстана, теперь будут проводить закупки в Туркмении. Власти призывают экономить электроэнергию, в столице уже стали устанавливать лимиты на потребление, если его превысить – электросчетчик будет автоматически отключаться.
9 ноября президент Кыргызстана Садыр Жапаров в соцсетях сообщил о проблемах в энергетике, обвинив в этом прошлые власти, которые много лет наживались на коррупционных схемах. «За последние десять лет не было построено ни одной гидроэлектростанции. Находясь в верховье водных ресурсов, мы зимой покупали электроэнергию в соседних странах. Разве это не позор для Кыргызстана. Ладно, если бы покупали по невысокой цене. Покупали один киловатт за пять сомов и продавали народу за 77 тыйынов. Конечно, реальная цена была дешевле, хотя на бумаге была указана стоимость в пять сомов. Остальное пошло в карманы «больших людей». Может быть, они и не строили новые ГЭС специально ради того, чтобы продолжать преследовать свои интересы и жить счастливо? Таким образом, они обанкротили энергосистему. В результате у них задолженность в более 130 млрд сомов. Сегодня Минэнерго задолжало эту сумму внутренним и внешним источникам. Это означает «банкрот». В прошлом году, когда я только начал работать, я был шокирован, увидев состояние энергосистемы», – написал президент.
В интервью «Ритму Евразии» эксперт по вопросам энергетики Эрнест Карыбеков рассказал о причинах кризиса в энергетической отрасли Кыргызстана.
– Эрнест Назарбекович, как для населения Кыргызстана пройдет этот зимний отопительный период?
– Зима пройдет с веерными отключениями электричества, другого выхода, к большому сожалению, просто нет. Об этом говорят цифры. Давайте посчитаем, сколько Кыргызстану понадобится электричества, чтобы пройти зимний отопительный сезон, который длится с октября по апрель. В этот отопительный период мы в сутки потребляем больше 60 млн кВт-ч электроэнергии. В месяц нам нужно минимум 1,8 млрд кВт-ч. Соответственно, за оставшиеся пять месяцев понадобится 9 млрд кВт-ч.
Где же взять эти миллиарды? ТЭЦ Бишкека в месяц вырабатывает 420 МВт, максимум можно будет поднять до 450 МВт. За пять месяцев это 1,5 млрд кВт-ч. Осталось найти еще 7,5 млрд кВт-ч.
Если быть очень оптимистичным, то за пять месяцев можно импортировать максимум 1,5 млрд кВт-ч. Почему не больше? Потому, что зимой у наших соседей (Узбекистан и Казахстан) тоже растет собственное энергопотребление. В результате их линии электропередач загружены под внутреннее потребление. И то электричество, которое будет идти к нам издалека, оно не сможет дойти сюда в большом количестве. Летом это можно сделать, а вот зимой, к сожалению, нет.
Получается, осталось найти 6 млрд кВт-ч. Где их взять? Единственный вариант – это гидроэлектростанции. Самая крупная Токтогульская ГЭС имеет мощность для выработки 4 млрд кВт-ч. Остальные ГЭС (Курпсайская, Шамалдысайская, Ташкумырская и др.) могут выработать еще 2 млрд.
В Токтогульском водохранилище воды остро недостает
Вот тут и начинаются проблемы. В Токтогульском водохранилище нет воды, чтобы выработать столько электричества в ближайшие пять месяцев. Сейчас в водохранилище меньше 12 млрд кубических метров воды. Это очень низкий показатель для такого время года. Согласно плановым показателям, должно быть около 16 млрд кубометров. Нужно также понимать, что чем ниже уровень водохранилища, тем больше воды нужно для выработки одной единицы электричества.
Чтобы выработать необходимые 4 млрд кВт-ч, Токтогульской ГЭС нужны все 12 млрд куб. м воды, а сейчас уже меньше. Пусть за зиму приток воды составит 4 млрд куб. м. Соответственно, к концу отопительного сезона в водохранилище должно остаться 4 млрд куб. м воды. Однако это невозможно. Потому что горизонт мертвого объема для Токтогульского водохранилища составляет 5,5-6 млрд куб. м воды – в этом случае останавливается работа ГЭС.
Получается, что на 1 апреля надо выйти с объемом в минимум 7-7,5 млрд куб. м воды в Токтогульском водохранилище. Чтобы этого достичь, надо беречь воду. Как следствие, из-за дефицита электричества начнутся массовые отключения. Где-то 20% страны должно непрерывно находиться в отключенном состоянии.
Сейчас уже отключают, но стараются делать это понемногу, поскольку идет предвыборная кампания. Я думаю, что после выборов с декабря начнутся уже массовые отключения. И это лишь для того, чтобы выйти из отопительного сезона без аварий и катастроф.
Вот уголь поставляется, несмотря на все проблемы на месторождении Кара-Кече, думаю, с ним проблем не будет. Газ тоже исправно поставляется. Нужно по максимуму использовать эти источники энергии, чтобы Токтогульское водохранилище не дошло до «мертвого объема».
Экономить воду и электричество
– Что нужно сделать, чтобы отопительный сезон прошел более или менее нормально?
– Вообще-то, об этом властям надо было думать раньше. Предупреждали же еще два года назад, особенно в последний год эксперты особенно громко предупреждали о грозящей ситуации. Призывали больше импортировать электричество и не тратить воду из Токтогульского водохранилища, чтобы максимально нагружать ТЭЦ Бишкека еще в позапрошлом году. Да и отключать электричество надо было еще летом, для людей это было бы не так болезненно.
Но все это стали делать только сейчас, с огромным опозданием, все возможности уже упущены. Причем за этот кризис никто ответственности не понес. Людей, которые довели Токтогульское водохранилище до плачевного состояния, не привлекают к ответственности.
Ведь есть инструкция, регламент Токтогулки, который грубо нарушают. Согласно этому регламенту, на 1 апреля объем воды должен быть – повторюсь – не менее 12 млрд куб. м воды, а на 1 октября перед отопительным сезоном – не менее 16 млрд. Уровень воды надо регулировать таким образом, чтобы к этим двум ключевым датам там был такой минимальный уровень.
В 2017 году Токтогульское водохранилище было полным. Однако власти экспортировали воду больше положенного в Узбекистан и Казахстан, причем по цене ниже рыночной.
Один из мониторов в диспетчерской Токтогульской ГЭС, позволяющих отслеживать почасовой приток и отток воды
Также за последние годы появилась еще одна проблема, сжирающая электричество – майнеры (люди, занимающиеся майнингом – процессом создания криптовалюты, требующим много электричества). Власти дали им возможность массово построить тут свои майнинговые фермы, выдали им лицензии и разрешительные документы.
Ключевая же проблема состоит в том, что в Кыргызстане реализуется программа приватизации, которая уничтожает энергетическую отрасль страны. Не нужно было принимать эту программу и давно следовало выйти из неё, когда стало ясно, что она идет во вред. Появилось много «управленцев», которые ни за что не отвечают, но сидят на хлебных должностях.
Результат налицо – ключевая для любой страны энергетическая отрасль фактически потеряла управление. Есть министерства, есть Нацэнергохолдинг, есть распределяющие компании. Есть также государственное Агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса, именно оно выдает разрешительные документы, а потом хитро-мудро считает тарифы. Но при этом каждый из них говорит, что за энергетику не отвечает. То есть майнерам они навыдавали лицензий, но за воду, уголь, за отопительный сезон в целом отвечать не хотят. Разгосударствили настолько, что никто никому не подчиняется и делает что не хочет.
Те же майнеры, которые работают подпольно, связаны с энергетиками и распределительными компаниями. Они сидят под их «крышей», майнят свои биткойны, а вода по экспоненте (с ускорением) спускается с гидроэлектростанций.
– В последние годы зима была малоснежной, чиновники говорят, что из-за этого все проблемы в энергетике…
– Госслужащие уже привыкли сваливать эти проблемы на природу, даже на Бога. Когда у них спрашиваешь о будущем, сможем ли без проблем пройти отопительный сезон, то говорят, что – да, даст Бог, всё будет хорошо… Разве это позиция госслужащего?
Проблема регулирования уровня воды в Токтогульском водохранилище носит не сезонный, а многолетний характер. Даже если выдался маловодный период, то ничего страшного не должно быть, если придерживаться правил, о которых я говорил выше. Надо телегу ставить позади лошади, а не наоборот. Если имеющуюся воду использовать рационально, то проблем бы не было.
И почему не строят дополнительные мощности для генерации, о которых упомянул и президент? Ведь могли же хотя бы поставить две турбины на ГЭС «Камбарт-Ата 2», они дополнительно дали бы 420 МВт.
Кстати, почему этой ГЭС никто не занимается? Создается впечатление потому, что там нечего красть. Там уже всё готово, начиная проектно-сметной документацией и кончая строительно-монтажными работами. И плотина там готова. Всё, что можно украсть, уже украли. Осталось поставить две турбины – и энергия пошла бы. Нет, чиновники предпочитают спихивать проблемы на природу, а самим ничего не делать. Это ведь не марсиане, не талибы пришли и слили воду из водохранилища. Всё наши граждане сами делают.
– Власти призывают экономить электричество, но энергопотребление не снижается. Почему не удается экономить?
– Если хотят экономить, пусть ищут и отключают майнинговые фермы. Также пусть посмотрят на стройки. Бишкек активно застраивается новыми многоэтажными домами, а чем они отапливаются? Электричеством, конечно же. Хотя могли бы трубу с горячей водой от ТЭЦ провести… но не хотят это делать.
Дома строятся, потребление электричества растет. Это же естественно. Почему застройщикам дают разрешительные документы на такую стройку? Опять же стоит напомнить, что лицензии на строительство дают одни, а за водохранилища отвечают другие.
Когда работала одна госкомпания «КыргызЭнерго», было одно управление – и был порядок. Сотрудников было в три раза меньше, там трудилось всего шесть тысяч человек. А сейчас в энергетической отрасли работают 15 или 16 тысяч человек, как они работают, вы сами видите. Пока не наведут порядок в этой сфере, проблемы не решить.