Узбекистан активно пользуется статусом наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Весной республика приняла дорожную карту по развитию сотрудничества с ЕАЭС, которая в том числе включает гармонизацию законодательства с нормами союза.
До конца года в Узбекистане может открыться и представительство Евразийского банка развития. А полноформатная интеграция в ЕАЭС, по словам российского премьер-министра Михаила Мишустина, даст дополнительные возможности для роста узбекской экономики и ощутимые плюсы для граждан. В чем они будут заключаться, проанализировал заведующий кафедрой «Международные отношения» Университета мировой экономики и дипломатии МИД республики Улугбек Хасанов.
Сотрудничество против коронакризиса
Некоторое ослабление активной фазы пандемии на фоне усилий стран по проведению массовой вакцинации способствовало заметному оживлению мировой экономики уже в начале нынешнего года. Именно совместные превентивные эпидемиологические усилия стран катализируют процесс постепенного выхода из возникшего застоя.
Еще в конце прошлого года Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации, совершил визит в Узбекистан именно в рамках договоренностей глав двух государств по вопросу совместной кооперации по исследованию и производству российской вакцины от COVID-19 «Спутник V». Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья республики в течение нескольких месяцев провела интенсивные лабораторные тесты полученных образцов российской вакцины для дальнейшего запуска ее производства на технологических мощностях национального концерна УзФармПрома. По оценкам национальных экспертов-эпидемиологов, эффективность российской разработки подтверждена на уровне 95%.
В рамках встречи министра здравоохранения России Михаила Мурашко с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым были согласованы объемы производства и условия локализации производства вакцины на территории республики. Население республики поддерживает усилия руководства республики по наращиванию сотрудничества в таких перспективных отраслях экономики как развитие биотехнологий, фармацевтики и цифровой медицины.
Следует отметить, что в довольно противоречивых условиях глобального развития узбекистанско-российские отношения характеризуются довольно позитивной динамикой базовых показателей во взаимной торговле и активизацией партнерства в ключевых отраслях экономики, таких как машиностроение, совместная добыча нефти и газа, производство металлургии, сельхозтехники, медицины и образования. Уровень такого взаимодействия был подтвержден еще в рамках прошедшего этапа председательства Узбекистана в СНГ и получения статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе.
Приоритеты участия республики в ЕАЭС в статусе наблюдателя были конкретизированы в выступлении президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на заседании Высшего Евразийского экономического совета 21 мая. Именно тогда были рассмотрены и приняты более десятка документов, определяющих основы новой дорожной карты развития Союза на период до 2025 г. Он обозначил в качестве важнейших такие из них, как наращивание торговых отношений, в том числе путем устранения барьеров и сближения нетарифных мер регулирования, углубление промышленной кооперации ведущих предприятий и регионов, продвижение проектов в отраслях реального сектора экономики, обеспечение продовольственной безопасности с привлечением Евразийского банка развития; решение актуальных вопросов в транспортно-транзитной сфере и расширение взаимных преференций в целях роста объемов грузоперевозок.
Отдельно определена значимость подключения республики к цифровым платформам управления налоговыми и таможенными системами, трудовой миграции и туризма в рамках деятельности ЕАЭС. По мнению многих международных экспертов, ожидания именно такого порядка, перечисленные руководителем страны, являются ключевыми в вопросах полноформатного вступления в данное интеграционное объединение.
Экономика ЕАЭС и связи с ним Узбекистана
Анализируя сложные процессы периода глобальной пандемии, которые пережили государства-члены ЕАЭС, не сложно заметить, что они в целом не оказались столь драматичными, и что восстановление их народно-хозяйственных комплексов наблюдалось на достаточно устойчивом уровне. В частности, как отмечают эксперты Центра странового анализа Дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития в своем коллективном исследовании, нынешний год станет периодом сильного восстановительного роста экономик участников ЕАБР.
Ослабление мер социальной изоляции и улучшение внешних условий станут ключевыми факторами усиления потребительского и инвестиционного спроса. В Армении, Кыргызстане и Таджикистане дополнительным фактором роста будет увеличение денежных переводов трудовых мигрантов.
ЕАБР прогнозирует повышение агрегированного ВВП стран региона на 3,3% в 2021 г. – после сокращения на 3% в 2020 г. Экономики Казахстана и России вырастут на 4% и 3,3% соответственно и выйдут на докризисные уровни в конце 2021 – начале 2022 г. В Армении и Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 г.
«Длительность процесса во многом объясняется глубиной спада в 2020 г., ограниченными возможностями бюджетного стимулирования и повышенными политическими рисками. Рост ВВП Армении в 2021 г. прогнозируется в размере 3,3%, Кыргызстана – 3,9%», говорится в докладе. Здесь же авторы исследования указывают на то, что «драйвером усиления экономической активности…остается промышленность, при этом сфера услуг продолжает испытывать трудности из-за сохраняющихся ограничений».
Анализируя вопросы вхождения в те или иные экономические межгосударственные институты, нужно помнить, что такие решения относятся к категории жизненно-важных национальных интересов любого государства, и поэтому исходят из сложного комплекса факторов позитивного и негативного порядка.
Сегодняшний уровень отношений Узбекистана с Россией имеет стратегический и вместе с тем системный характер, вне зависимости от того, строятся ли они на двусторонней или многосторонней, институциональной основе, и традиционно охватывают довольно широкий спектр вопросов.
Данные, содержащиеся в докладе Государственного комитета республики по статистике, хорошо иллюстрируют базовые их аспекты. В частности, в нем констатируется: «Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан со странами СНГ составил $2 861,1 млн. Из них объем экспорта составил $939,9 млн, а объем импорта – $1 817,3 млн. Наибольший объем внешнеторгового оборота со странами СНГ зафиксирован с Российской Федерацией (44,7%), Казахстаном (30,3%), Кыргызстаном (6,6%), Украиной (4,5%) и Таджикистаном (3,6%). Её внешнеторговый оборот с ЕАЭС составил $2 392,2 млн, из них объем экспорта – $766,1 млн, объем импорта – 1 626,1 млн».
И это статистика лишь в разрезе первых трех месяцев нынешнего 2021 г. Здесь же говорится: «Доля внешнеторгового оборота стран СНГ, по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., увеличилась на 4,8%. За этот же период 2019 г. увеличение было отмечено на 6,5% и их доля во внешнеторговом обороте, по итогам января-марта 2021 года, составила 40,3%». Все это довольно отчетливо подтверждает мысль о том, что узбекистанско-российские отношения базируются на прочной и обоюдовыгодной основе.
Что приносит объединение
С другой стороны, как бы ни была богата та или иная страна собственными ресурсами, в современных условиях она не может успешно развиваться в условиях самоизоляции. Классическим средством усиления собственных экономических (как и политических) возможностей во все времена было образование союзов государств, в том числе и союзов экономических. Благодаря им одни государства могут компенсировать свои экономические недостатки и слабости за счет сильных сторон других и, объединяя свои усилия, создавать выгодный для себя баланс сил как в политике, так и в экономике.
Баланс экономических сил и возможностей в отношениях не только с ведущими странами Запада, но и в рамках СНГ складывается сегодня явно не в пользу каждой отдельно взятой страны Содружества, ведь Евразийский экономический союз возник на политическом пространстве СНГ. Думается, что здесь всякая политика «опоры на собственные силы» может привести к серьезным потерям в экономической эффективности, а, следовательно, и в обеспечении экономической безопасности, что неизменно лежит в центре внимания многих государств мира.
В экономике, как известно, эффективность является одним из важнейших показателей силы. Поэтому преимущество в распределении выгод от экономического сотрудничества с другими государствами рассматривается одновременно и как явное преимущество в обеспечении собственной экономической безопасности.
В системе, в которой действует принцип «каждый сам за себя», никто не может заставить того или иного субъекта поставить интересы системы выше интересов собственных, хотя все субъекты могут при этом понимать, что для их же блага было бы лучше поступиться частью своих интересов. Этого не происходит главным образом потому, что ни у одного из них нет уверенности в том, что другие последуют за ним. Лучший тому пример сегодня – СНГ и отношение к нему большинства стран-членов.
Негативное воздействие протекционизма на мировую экономику давно уже вынудило государства принимать коллективные меры против «экономических», «таможенных» и прочих подобных войн и с этой целью создавать соответствующие международные организации типа ВТО, ОЭСР, СНГ, ЕАЭС, АСЕАН и так далее. Такие подходы приобретают особую актуальность в год, когда многие государства Содружества, в том числи и Республика Узбекистан, отмечают важную веху в истории их национального суверенитета – 30-летие независимости.
Мировой рынок разделен государственными границами, и в рамках этих границ действуют разные по уровню развития, самообеспеченности и целевым установкам национальные экономики. Уже по этой причине и глубокому сожалению не существует для всех равных условий. Отсюда понятно, что принцип свободы торговли, с которым выступают некоторые государства, как и в прежние времена, играет на руку сильным и развитым в экономическом отношении странам.
В этом смысле есть основание утверждать, что наращивание технологического потенциала республики в партнерстве с ведущими экономиками и институциональными структурами формата ВТО и ЕАЭС, где во главу угла ставятся более сложные формы промышленно-технологической кооперации и усиления инвестиционной конкурентоспособности, будет определять перспективу развития национальной экономики.
Улугбек Хасанов, завкафедрой «Международные отношения» Университета мировой экономики и дипломатии МИД Узбекистана.