АЛЕКСАНДР ШУСТОВ — «Ритм Евразии«. Инициатива строительного блока правительства России по массовому привлечению в страну трудовых мигрантов грозит кардинально изменить этнический состав населения. Причем произойти эти изменения могут в сравнительно короткие сроки.
С начала этого года, когда эпидемиологическая ситуация в стране улучшилась, а экономика вошла в стадию роста, инициативы по упрощению привлечения трудовых мигрантов выдвигались курирующими строительство ведомствами неоднократно. 27 марта вице-премьер правительства РФ М. Хуснуллин сообщил журналистам, что дефицит трудовых ресурсов на строительных площадках России составляет 1,5-2 млн человек, в связи с чем зарплаты рабочих поднялись на 50%, а где-то и в два раза. И это несмотря на то, что в конце 2020 г. правительством был организован упрощенный порядок завоза трудовых мигрантов на стройки, который при условии соблюдения законодательства и санитарных мер осуществлялся по заявкам работодателей.
29 марта М. Хуснуллин в программе «Познер» на Первом канале заявил, что приток мигрантов на стройки может не компенсировать дефицит рабочей силы из-за большого объема работ в строительной отрасли даже в том случае, если вернутся те иностранцы, которые уехали из России в период действия карантинных ограничений.
Спустя два месяца оценка количества трудовых мигрантов, которых не хватает на российских стройках, стала еще выше. 24 июня М. Хуснуллин на совещании по вопросу достижения национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов сообщил, что до 2024 г. на российские стройки необходимо привлечь 5 млн трудовых мигрантов, в связи с чем прорабатывается вопрос о том, как именно это сделать. На этом же совещании он обратился к губернаторам с просьбой решить вопрос о привлечении на стройки трудовых ресурсов, включая их обучение и мобилизацию неработающих пенсионеров.
Ранее, 3 июня на Петербургском международном экономическом форме вице-премьер заявлял о проработке правительством, помимо авиаперевозок, возможности завоза в страну мигрантов железнодорожными поездами. Как уточнил 15 июля на совещании с застройщиками в Петербурге замминистра по строительству и ЖКХ Никита Стасишин, каждый из таких чартерных рейсов позволит доставлять до 1 тыс. мигрантов.
Численность трудовых мигрантов в России за время эпидемии COVID-19 действительно сократилась, правда, отнюдь не катастрофически. По данным МВД РФ, с 1 марта по 8 апреля 2020 г., когда карантинные ограничения в связи с началом эпидемии еще только вводились, из России выехали 1,2 млн иностранцев. В декабре 2020 г. М. Хуснуллин оценил отток мигрантов с российских строек за прошлый год в 1,5 млн человек.
Вместе с тем со времени начала пандемии из страны не смогли выехать 1,6 млн иностранцев, у которых закончились легальные сроки пребывания в РФ. В соответствии с указами президента, продлившими им срок легального пребывания, они сохранили право находиться в России и работать. По оценкам президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, в общей сложности в России во время эпидемии осталось около 8 млн иностранцев, включая 2-3 млн нелегалов, которые не регистрируются и в статистику не попадают. В 2,5 млн человек оценил численность иностранцев, работающих без регистрации и оформления трудовых договоров, и председатель Совета при Президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев.
Оценки В. Коженова, скорее всего, все же завышены. Озвученная им методика подсчета числа «реальных» мигрантов основана на опыте столичной миграционной службы и предполагает, что число фактов постановки на миграционный учет следует делить как минимум на три. Связано это с тем, что иностранцы до закрытия границ активно пользовались возможностью находиться в России 90 дней в течение полугода без оформления документов, пересекая для продления этого срока границу с одной из стран СНГ.
Применительно к 2019 г., когда число регистраций иностранных граждан достигло 19,5 млн чел., такая методика дает 6,5 млн «реальных» мигрантов. Но в марте 2020 г. возможность многократно пересекать границу и въезжать в Россию исчезла, в связи с чем число регистраций за год составило всего 9,8 млн. На сколько надо делить число регистраций иностранцев в 2020 г., непонятно. Если минимум на 2, то число «реальных мигрантов» составит около 4,9 млн. При этом 1,5-2 млн иностранцев за год покинули РФ, и еще минимум 1 млн не смогли въехать.
Так или иначе, в России осталось достаточно большое количество трудовых мигрантов, многие из которых в период пика пандемии оказались без работы. Дефицит мигрантов на стройках, в ЖКХ и аграрном секторе, видимо, связан с отсутствием сезонного притока иностранных рабочих в весенне-летний период, когда активизируются строительные работы, проекты городского благоустройства, идет уборка урожая и т. п. Не случайно о дефиците трудовых мигрантов Минстрой РФ начал активно заявлять именно с началом весны. Большинство из мигрантов, судя по всему, как раз и составляли те иностранцы, которые нелегально трудились в России как сезонные рабочие без оформления документов. Об этом говорит тот факт, что число фактов постановок иностранных граждан на миграционный учет за год сократилось вдвое, а количество выданных патентов – только в 1,5 раза (с 1,8 до 1,1 млн). В Россию, судя по всему, не попали как раз те иностранцы, которые документы не оформляли.
То есть бизнесу, и прежде всего строительному, не хватает, если говорить напрямую, как раз нелегально работающих мигрантов. Его мотивы в этом отношении вполне понятны – бизнес ведется для зарабатывания денег, а трудовые мигранты, большинство которых являются выходцами из стран Средней Азии, плохо или вообще не говорят по-русски и своих прав не знают. Они не только согласны на тяжелую и сверхурочную работу, но и позволяют экономить большие деньги на фонде оплаты труда и обязательных страховых взносах, не обременяя предприятия больничными, декретами, ежегодными отпусками и т. п. В случае завершения проекта, сокращения объемов строительства и других подобных проблем иностранных работников, с которыми фирма не имеет никаких договоров, можно просто распустить, не уведомляя их по закону за два месяца или же не выплачивая положенные при сокращении два-три ежемесячных оклада. Такая система позволяет легко масштабировать бизнес, нанимая в случае необходимости сотни и тысячи новых мигрантов. Не случайно наиболее активными лоббистами открытия границ для трудовых мигрантов выступают именно строительные компании.
Оборотная сторона заинтересованности бизнеса, а отчасти и госсектора (сфера ЖКХ) в иностранной рабочей силе – вытеснение из таких секторов экономики коренного населения, нанимать которое оказывается делом просто невыгодным. Такие истории далеко не редкость – «неудобное» в правовом и финансовом отношении местное население работодателям гораздо проще заменить на мигрантов.
По состоянию на март этого года уровень безработицы в России оценивался Росстатом в 5,4%, а общее количество безработных составляло 4,1 млн человек. При этом строительные компании настаивали именно на возобновлении широкого найма иностранной рабочей силы, а отнюдь не создании механизмов внутренней трудовой миграции, которые позволяли бы привлекать рабочих из других регионов России. Причем её резервом могли бы стать не только безработные: во многих регионах РФ, особенно удаленных от региональных центров районах, уровень зарплаты крайне невысок и люди нередко получают «минималку».
Помимо негативного влияния на занятость и уровень доходов коренного населения, массовое привлечение иностранной рабочей силы будет иметь и негативные этнодемографические последствия, обернувшись, говоря словами В.В. Путина, «размыванием государствообразующего этнического ядра» (эти слова прозвучали не далее как 30 июня в ходе ежегодной прямой линии). Импорт 5 млн мигрантов до 2024 г. можно обеспечить только за счет Средней Азии – трудовая миграция с Украины уже в значительной мере переориентирована на Польшу и другие страны ЕС, а Закавказье, Белоруссия и Молдавия обеспечить такие объемы не в состоянии. В 2020 г. 3/4 всех трудовых мигрантов прибыли в РФ именно из Средней Азии.
Если эта ситуация сохранится, то около 4 из 5 млн запланированных к ввозу мигрантов составят выходцы из этого региона. Поскольку более половины трудовых мигрантов, как показало прошлогоднее исследование ВШЭ, хотят остаться в России навсегда, около 2 млн из них являются кандидатами на переселение. Их приезд повлечет за собой и миграцию семей. Средний размер семьи в Узбекистане составляет около 5 человек, в связи с чем потенциально число переселенцев из Средней Азии может составить до 10 млн человек.
Последствия реализации в интересах бизнеса планов по массовому завозу трудовых мигрантов предсказать нетрудно. В течение двух-трех десятилетий в России появится крупнейшая по численности среднеазиатская, преимущественно узбекско-таджикская диаспора, которая вполне может превзойти по численности второй этнос страны – татар. Перерастание временной трудовой миграции в постоянную, первым шагом к которой станет получение вместо патента постоянного вида на жительство, приведет к резкому усилению в жизни страны демографического веса, а значит – социальной, религиозной и политической роли тюрко-мусульманского фактора. Его значение будет возрастать по мере продолжения депопуляции русского и другого коренного населения.
Одним из наиболее вероятных вариантов дальнейшего развития страны в таких условиях станет усиление межэтнических противоречий, внутриполитической напряженности и центробежных тенденций, что поставит под угрозу не только внутреннюю стабильность, но и территориальную целостность РФ.