Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, переживает непростые времена. Нагорнокарабахский конфликт и недавние военные действия на киргизско-таджикской границе дали злопыхателям повод утверждать, что ОДКБ себя исчерпала, т. к. не может защитить своих членов.
Безусловно, военные действия между союзниками не могут считаться нормальными и требуют усовершенствования организации, но не рано ли хоронить ОДКБ?
Зона турбулентности
Созданная в 1992 г. ОДКБ, как и прочие возникшие на пространстве экс-СССР интеграционные проекты, не в первый раз оказывается в зоне турбулентности. Еще на этапе формирования состав ОДКБ неоднократно менялся. К «отцам-основателям» в лице России, Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана в 1993 г. присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. В 1999 г. ДКБ не продлили Грузия, Азербайджан и Узбекистан, создавшие ГУУАМ, ориентированный на НАТО. Наиболее любопытны метания официального Ташкента, который в 2006 г. вернулся в ОДКБ, чтобы в 2012 г. снова его покинуть. Подобные кризисы каждый раз заставляли говорить о крахе постсоветской коллективной безопасности, но ОДКБ жива и продолжает свою работу.
Более того, в организации сформировалось прочное ядро, связанное широким спектром военного и военно-технического сотрудничества, органами по борьбе с терроризмом и экстремизмом, налаженной программой военных учений и общими средствами коллективной обороны. Тесна и договорно-правовая база взаимодействия с Узбекистаном, который, не входя в ОДКБ, является членом ШОС и связан с РФ договорами о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях. Казалось бы, все не так плохо.
Тем не менее именно сейчас ОДКБ как никогда проходит испытание на прочность. Причин тому несколько. Первая и главная, безусловно, это нарастание давления стран НАТО на Россию, в последнее время перешедшее в концентрацию войск альянса на границах РФ и объявление России военным противником. Это вызывает естественный страх союзников РФ быть втянутыми в войну.
Вторая напрямую проистекает из первой, поскольку США и их союзники в целях ослабления России напрямую атакуют страны ОДКБ, провоцируя в них политическую нестабильность, цветные перевороты, внутриполитическое противостояние, национализм, исламизм и терроризм. Эти идеи отображены, в частности, в докладе Rand Corporation «Истощая Россию через расширение ее вовлеченности: противоборство на лучших условиях», где говорится о планах США навязывать России затраты через увеличение своего влияния в странах Закавказья и Центральной Азии, предоставление Украине и сирийской оппозиции оружия и т. д. Еще более откровенен Stratfor, призывающий к увеличению нестабильности на границе РФ, что приведет к кризису в ОДКБ.
Но было бы ошибочным искать причины проблем ОДКБ исключительно вовне. Национальный эгоизм и пресловутая «многовекторность», нежелание государств ОДКБ поддерживать друг друга, попытки использования организации для решения внутриполитических проблем и призывы вступления ОДКБ в войну на стороне одной из стран-участниц подтачивают союз изнутри и создают питательную среду для воздействия противников.
Умные или красивые?
За примерами далеко ходить не нужно.
Достижение российско-армянско-азербайджанских договоренностей по итогам войны в Нагорном Карабахе не прекратило противостояния Еревана и Баку. При этом Н. Пашинян в попытках сохранить власть спекулирует на членстве Армении в ОДКБ, якобы не оказавшей поддержку союзнику. По заявлению и. о. армянского премьера, «скорость действий ОДКБ нас не устраивает, но мы продолжим последовательно работать в этом направлении, работать в направлении уточнения позиций партнеров по ОДКБ. Но хочу отметить, что до сих пор ОДКБ не выразила четкой позиции, не заявила, что Азербайджан должен вывести свои войска с территории Армении».
Речь идет об обращении в ОДКБ и к России в связи с работами Азербайджана в Сюникской области. Хотя министр обороны Армении В. Арутюнян в беседе со своим российским коллегой С. Шойгу был вынужден отметить, что «во всех местах, включая Черное озеро, вся территория, военнослужащие и пути их обеспечения находятся под полным контролем армянской армии». Т. е. ни о каком нападении на Армению речи не идет.
По мнению лидера партии «Армянские Орлы. Единая Армения» Х. Асряна, целью политики Пашиняна является дискредитация – при поддержке спецслужб США и Британии – как ОДКБ, так и России как надежного союзника. Это мнение разделяет и глава СВР России С. Нарышкин, заявивший, что США пытаются внести разлад в деятельность ЕАЭС, ШОС и ОДКБ и «нарушить ход процессов в странах, которые близки нам, которые вместе с нами составляют основы этих объединений, этих организаций».
Как сообщил экс-президент Армении Р. Кочарян, Пашинян предложил план «выхода из конфликтной ситуации на границе с Азербайджаном» путем размещения наблюдателей от Минской группы, т. е. России, США и Франции. Это является откровенной провокацией, учитывая агрессивные планы НАТО по отношению к РФ, что, по мнению оппозиционного блока «Честь имею», может превратить Армению в арену геополитического противостояния. Но для накрепко связанного с Дж. Соросом Пашиняна, который в 2018 г. заявлял о желании вступить в НАТО и выйти из ОДКБ, это именно то, что нужно. Своей политики он не изменил, несмотря на пророссийские заявления последнего времени.
Недавний же приграничный конфликт Киргизии и Таджикистана лежит в другой плоскости. Будучи союзниками по ОДКБ, Бишкек и Душанбе не гнушаются применением военной силы друг против друга. И это могло бы остаться их внутренней проблемой, если бы ситуация не была использована для дискредитации ОДКБ. Со стороны Бишкека тут же прозвучали призывы о военной поддержке организации против другого ее члена – Таджикистана, что является явно неуместным. Конфликтом не преминула тут же воспользоваться оппозиция. На заседании комитета Жогорку Кенеша по международным делам, обороне и безопасности ряд депутатов предложил пересмотреть членство в ОДКБ и «присоединиться к другой организации». Понятно, что речь идет о НАТО.
Крайне противоречивой является и позиция Казахстана, который в последние месяцы откровенно дрейфует в сторону Запада и «Великого Турана». Нагнетание националистической истерии, культивирование мифа о «голодоморе-геноциде», латинизация казахского языка и сокращение использования русского планомерно уничтожают доверие между странами-партнерами.
В сфере международной безопасности ситуация также далека от благополучия. В Казахстане продолжают работать биолаборатории США, с которыми официальный Нур-Султан носится как с писаной торбой. О чем говорить, если соглашения о защите биологической безопасности подписаны Россией даже с нейтральным Туркменистаном, но никак не с союзником по ОДКБ? Одновременно Казахстан является одним из главных партнеров США в формате С5+1, к созданию которого приложил немало усилий, постоянно проводит с НАТО военные учения на своей территории без участия союзников по ОДКБ, массово обучает своих военных и сотрудников спецслужб в странах НАТО, а «миротворческий» батальон «Казбат» был увеличен до бригады и т. д.
За серыми идут черные
Прямым продолжением «многовекторности» является полная вольница западных НПО, которые подтачивают стабильность в странах ОДКБ изнутри и в данный момент бросили свои силы на разрушение евразийской системы безопасности.
Например, НПО «Центр поддержки джамоата Варух», который финансируется правительством Норвегии, много лет «помогает» формированию «благоприятных условий для приобретения новых возможностей самовыражения в процессах принятия решений». В переводе с «грантоедского» на русский это означает создание «лидеров», полностью зависимых от финансирования западных кураторов, которые будут продвигать их повестку, т. е. создавать конфликты в двух странах ОДКБ.
В свою очередь, Deutsche Welle в 2019 г. организовала конкурс для журналистов Таджикистана и Кыргызстана «на лучшее освещение приграничных вопросов». Стоит ли удивляться, что в нужный момент на границе полыхнуло, аккурат сразу после проведения заседания секретарей Совбезов стран ОДКБ.
Как отметил гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» А. Малькевич, «анализ соцсетей показывает, что в рамках информационной войны идет искажение фактов, распространяются фейки. Это все делается для раздувания конфликта между жителями Кыргызстана и Таджикистана, вовлечения в это противостояние других стран, в том числе Турции, а также с целью дискредитации России как партнера Кыргызстана». Об этом свидетельствует и волна комментариев в соцсетях, призывающих Киргизию выйти из ОДКБ и открыть на территории страны базы НАТО.
В Армении ситуация и того хуже. Как пишет армянская газета Iravunk, все упреки в адрес России и ОДКБ исходят от многочисленных НПО, которые под видом «развития демократии» работают на дальнейшее ослабление Армении. На этот факт обращает внимание и армянский журналист А. Гегамян, подчеркнувший, что «четко вырисовывается новая гнусная по своему замыслу тактика соросовских массмедиа. Все болезненные вопросы, связанные с продвижением азербайджанских военных вглубь территории Армении, будь то в Сюникской, Вайоц-Дзорской или Гегаркуникской марзах РА, в обязательном порядке увязываются не с фактической бездеятельностью Вооруженных сил Армении, а с нашим стратегическим союзником – Россией». Именно они спекулируют на теме, что ОДКБ не оказала поддержку Армении. К вступлению России в войну против Азербайджана более всего призывает Радио «Свобода».
Крайне знаково, что именно в период досрочных выборов, сложного процесса разблокирования коммуникаций в Закавказье и снижения градуса армяно-азербайджанского противостояния в Ереване 22 мая Армянский центр американских исследований при финансовой поддержке посольства США в Армении провел форум о роли США в вопросе региональной безопасности на Южном Кавказе. Как заявил учредитель центра С. Саркисян, «мы попытаемся понять, что интересует США в регионе с политической и геополитической точек зрения. Мы попытаемся понять, чем мы можем быть интересны США в регионе и чего мы ждем от Соединенных Штатов».
Он же на днях с радостью сообщил, что 9 июня Армению посетит помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Ф. Рикер. Вашингтон спешит на «помощь», как в случае ЦА, когда он вместе с Анкарой тут же предложил «помощь» в урегулировании таджикско-киргизского конфликта. Подобная заинтересованность объясняется просто. Выводя войска из Афганистана, США судорожно ищут возможности перенести свои базы в страны Центральной Азии, прежде всего в Киргизию и Таджикистан.
Адепты американского присутствия в регионе, правда, «умалчивают» о том, что боевиков ДАИШ*, разгромленных в Сирии при поддержке российских ВКС, на север Афганистана забросили именно вашингтонские «борцы с терроризмом». А чтобы внедрить их в государства региона, активно продавливают программы «реинтеграции» исламистских боевиков в общество стран ЦА.
Стратегии же США в отношении Каспийского региона также не могут быть неизвестны властям тамошних государств. Это изоляция Ирана, срыв планов по строительству коридора «Север-Юг», проектов «Один пояс – один путь», создание баз НАТО, контроль над энергетическим сектором и создание «Великого Турана». Как последнее соотносится с безопасностью Армении, вопрос, полагаю, риторический.
Реформа ОДКБ нужна
Несмотря на то, что ОДКБ удалось стать эффективной и работающей организацией, повышение ее функциональности явно назрело. В этом контексте совершенно справедлив призыв киргизской стороны о необходимости реформ. Можно сказать, что в своем нынешнем виде ОДКБ достигла пределов роста, сталкиваясь с медлительностью в принятии решений, отсутствием двустороннего диалога между государствами-членами и единых целей.
Прежде всего, обновления требуют стратегические подходы к обеспечению безопасности стран ОДКБ. С момента принятия в 2016 г. «Стратегии развития ОДКБ до 2025 года» ситуация в мире значительно изменилась. Как отметил генеральный секретарь ОДКБ С. Зась, идет «нарастание негативных процессов в сфере обеспечения военной безопасности как на глобальном, так и региональном уровнях. Фактически осуществляется слом существующей архитектуры международной безопасности, созданной после Второй мировой войны».
На западных границах ОДКБ усиливается военная группировка НАТО, разрушается система международных договоренностей в сфере разоружения, Белоруссия подвергается гибридной агрессии США и их сателлитов, Россия и Китай, являющийся важным партнером государств ОДКБ, объявлены военными противниками НАТО. Между тем в Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 г. в перечне внешних вызовов и угроз НАТО вообще не упоминается. Было бы наивным полагать, что далеким от западного театра военных действий Армении и странам ЦА удастся «отсидеться». Вашингтоном сделана ставка на создание дуги нестабильности вокруг России и Китая, а также провоцирование прокси-войн.
И здесь мы подходим к главному «тормозу» формирования евразийской системы безопасности в виде «национальных суверенитетов». С одной стороны, государства ОДКБ упрекают организацию в отсутствии помощи, с другой – отказываются замечать, что ей явно недостаточно полномочий. Рост нестабильности в странах ОДКБ показал нехватку механизма урегулирования споров между странами-членами, прав организации на введение наблюдателей и миротворческих сил в зоны конфликтов, «распорошенность» договорно-правовой базы в сфере безопасности, отсутствие посреднических групп и недостаточность взаимно обязывающих процедур. В частности, законодательные акты ПА ОДКБ до сих пор являются модельными, т. е. не обязательными для исполнения, что в процессе работы над ними национальных парламентов способно выхолостить документы.
Необходимо и создание объединенной группы войск, которая могла бы эффективно предотвратить угрозы суверенитету и территориальной целостности стран ОДКБ. Наличие углубленного военного сотрудничества между Россией и Белоруссией сыграло стабилизирующую роль во время попыток государственного переворота и внешнего вмешательства в РБ.
Кроме того, ОДКБ может оказывать своим членам помощь в делимитации и демаркации границ, защите киберпространства, оборудовании техническими средствами спорных участков границ и зон конфликтов, охране стратегических объектов, ликвидации последствий катастроф, природных катаклизмов и эпидемий.
Подобные вещи не могут быть сделаны в одностороннем порядке и навязаны странам ОДКБ сверху. Им самим необходимо определиться, кто является их военным союзником, в чем состоят угрозы их национальной безопасности, что их объединяет, в какой степени они готовы к диалогу между собой, а не только с Россией. Пока же, к сожалению, многие государства ОДКБ, увлеченные многовекторностью, пытаются использовать организацию лишь для получения военной поддержки России, не неся никаких обязательств.
Тем не менее говорить о крахе ОДКБ – это отрицать реальность. Организация, не раз сталкивавшаяся с трудностями, переживает кризис роста, есть уверенность, что она преодолеет его и на сей раз.