Процесс вывода американских войск из Афганистана завершен на 30-44%. Об этом сообщило в Twitter-аккаунте Центральное командование (СЕНТКОМ) ВС США, в зону оперативной ответственности которого входят Центральная Азия и Ближний Восток.
Уточняется, что американские военнослужащие «уже передали в распоряжение Министерства обороны Афганистана шесть баз» в разных провинциях.
Ударные темпы – ведь с начала официального вывода прошел ровно месяц, а до окончания заданного периода – еще больше трех. Впрочем, в сообщении американского ведомства не уточняется, куда выведены войска, еще более непонятным остается вопрос о том, куда планируется выводить остальных.
Вопрос действительно до сих пор подвисает в воздухе. Напомню, в начале мая американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что вывод войск может завершиться уже к июлю и что США рассматривают возможность размещения выведенных из Афганистана войск в странах Центральной Азии, в частности Узбекистане и Таджикистане.
Впрочем, последний является членом ОДКБ, а первый, по слухам, может стать наблюдателем в организации. Конечно, это пока только слухи, но в реальности власти Узбекистана уже официально отказали возможным притязаниям США – в Минобороны РУз сразу после публикации WSJ заявили, что Узбекистан проводит политику неучастия вооруженных сил страны в миротворческих операциях и военных конфликтах за рубежом, что прописано в основополагающих документах, в том числе Конституции, а оборонная доктрина не предусматривает размещение иностранных военных баз и объектов на территории страны.
Однако едва ли можно подумать, что подобный ответ удовлетворил Вашингтон. Тем более что для него размещение войск в странах Центральной Азии – это не только необходимость их куда-то деть (в ином случае их вывезли бы на родину, сколько бы это ни стоило). Это еще, а может, и в первую очередь – необходимость сохранения контроля над регионом и в идеале вытеснение оттуда России и даже Китая, который неплохо освоился, оказывая огромное влияние на власти бывших советских республик, подсадив их на свою «кредитную иглу», прибрав к рукам природные ресурсы и рассматривая их территорию как важнейшую составляющую проекта «Нового шелкового пути».
О том, что Штаты своих планов на регион не оставили, свидетельствует недавняя публикация в The National Interest, которая пишет: чтобы не допустить доминирования России и Китая в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана, США нуждаются в поддержке региональных государств.
В материале цитируется мнение профессора Луисвиллского университета Чарльза Зигера, который убежден в том, что новая администрация Джо Байдена сохранит большинство черт внешнеполитического курса Дональда Трампа. Однако, по его словам, США стоят перед сложным выбором: либо продолжать конкурировать с Россией и Китаем, либо покинуть регион.
Но где это видано, чтобы американцы сдавались без боя и уходили? Эксперт убежден, что Москва полна решимости сохранить и расширить присутствие в Центральной Азии через ЕЭС, ОДКБ и ШОС и, вероятно, продолжит выступать против американского присутствия при поддержке Китая. Он также напоминает, что Россия имеет военное преимущество в регионе.
Ч. Зигер считает, что Вашингтону необходимо стать так называемом балансиром, сделав основной упор на Казахстан, Узбекистан и… Индию. Причем особое внимание автор призвал уделить именно последней. По его мнению, интересы и цели Нью-Дели больше всего совпадают с проводимым США курсом. «Индия имеет давние исторические связи с Центральной Азией. Она заинтересована в стабилизации Афганистана, противодействии влиянию Пакистана в этой раздираемой войной стране и в конкуренции с Китаем», – пишет он.
Эксперт добавляет, что американцы должны помочь Индии в преодолении внутреннего кризиса из-за пандемии коронавируса, а также перестать угрожать санкциями за покупку российских зенитно-ракетных комплексов С-400 и снять введенные администрацией Д. Трампа ограничения из-за импорта иранской нефти.
Автор заключил, что США следует творчески подумать о потенциале Индии в качестве посредника в регионе, а не рефлекторно противодействовать её взаимодействию с Россией и Ираном.
Вот если честно, такое представить себе достаточно сложно. Да, у Индии конфликт с Пакистаном, да, Индия конкурирует с Китаем. Но заставить ее отказаться от сотрудничества с Россией и Ираном – примерно столь же просто, как заставить США отказаться от антироссийских и антииранских санкций.
Так что оставим на совести профессора эти домыслы. Вернее, наверное, все же пожелания, которым едва ли суждено сбыться. С тем же успехом можно пофантазировать об открытии в Индии военной базы США и переброске туда выводимых из Афганистана войск.
Кстати, подобные фантазии существуют и по поводу Пакистана. Ходят слухи, что уже не только существуют соответствующие договоренности, но уже идет обустройство трех баз на территории этой страны. Слухи слухами, но Исламабад ранее заявлял, что не допустит такого сценария.
В начале операции в Афганистане американцы активно использовали авиабазу «Шамси» в пакистанском Белуджистане, в 30 километрах от афганской границы, однако в 2006 году они ее покинули, а в 2011-м американская авиация якобы по ошибке разбомбила приграничный лагерь пакистанских военных вместе с большинством его обитателей, после чего отношения двух стран всерьез испортились. Они начали портиться еще в 90-е, когда закончилась пламенная антисоветская дружба, а Вашингтон начал заигрывать с Индией, но инцидент 2011 года стал кульминацией. А в 2017 году Трамп почти открыто обвинил Исламабад в поддержке терроризма.
Поэтому реакция Исламабада, который отчасти назло США и Индии начал сближаться с Пекином, слухи о возможном перемещении американских баз была жесткой. «При (премьер-министре) Имране Хане на пакистанской земле не будет никаких американских баз. Забудьте о прошлом», – заявил глава МИД Пакистана Шах Мехмуд Куреши.
А ведь Пакистан был бы самой удобной локацией: во время войны примерно половина всех поставок для натовских войск в Афганистане шла из Карачи в Кандагар и из Исламабада в Кабул.
Но забудьте – так забудьте. В любом случае вывод войск в Пакистан не понравился бы Индии, что перечеркнуло бы концепцию Ч. Зигера. Дружить одновременно с Исламабадом и Нью-Дели нельзя, тем более, когда речь идет о размещении военных баз. На сегодняшний день тяжело представить себе, чтобы власти любой из этих двух стран согласились бы приютить у себя американских военных.
Гораздо проще представить себе появление американских баз в республиках бывшего СССР. Причем всех, кроме подчеркнуто нейтральной Туркмении, которая никогда не допустит у себя чужаков – ни военных, ни гражданских.
Недавно директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил, что США намерены разместить выводимые из Афганистана войска в соседних странах, но Россия надеется, что ее союзники по ОДКБ не пойдут навстречу американцам. «Очевидно, что, принимая решение о выводе войск из Афганистана, американское правительство не хотело бы терять контроль над этой территорией и намерено разместить хотя бы часть этих войск в соседних странах. Такие попытки предпринимаются и будут предприниматься в дальнейшем. Очень надеемся, что не только партнеры, но и союзники по Организации договора о коллективной безопасности на такое не пойдут», – отметил он в интервью Первому каналу 19 мая.
Вообще-то ситуация сама по себе странная. Что значит, мы надеемся? Вы можете представить себе, чтобы США выражали надежду на то, что Россия не будет размещать военных на территории стран НАТО? Выходит, членство в ОДКБ вообще не накладывает никаких обязательств в плане недопущения у себя войск наиболее предполагаемого противника?
Пожалуй, что так. В начале нулевых члены ОДКБ вполне себе пускали американцев. Даже наиболее дружественный и близкий нам Казахстан разрешил пролет над своей территорией американских самолетов и даже посадку в экстренных случаях на трех аэродромах на юге страны (Чимкент, Луговой и Алма-Ата). Кстати, страна участвует во многих программах НАТО, и членству в ОДКБ это не помеха.
Что касается Киргизии, то там почти 15 лет функционировала американская база «Манас» и убрать ее оттуда удалось лишь со второй попытки после очередной смены власти и подачек со стороны Москвы в виде кредитов и списания долгов.
На самом деле, согласно Договору коллективной безопасности, все члены организации обязаны при решении вопросов о размещении каких-либо иностранных военных организаций и баз согласовывать это со всеми членами ОДКБ. Надо понимать, что тогда возражений со стороны России, которая в 2012 г. сама разрешила использовать аэродром в Ульяновске для перевозки нелетальных натовских грузов, не было.
Но сейчас ситуация принципиально иная. Получить разрешение Москвы на размещение американских военных вряд ли получится. Значит, нужно выйти из ОДКБ?
Такие предложения уже звучали в киргизском парламенте после столкновений на таджикско-киргизской границе в конце апреля. До этого в обществе усиленно распространялись мысли о том, что Россия заняла сторону Душанбе, что ОДКБ – не только бесполезная организация, но и вредная и из нее нужно выходить.
Не вышли. Бишкек очень зависит от Москвы и Пекина. Но сам факт возникновения подобных разговоров не может не тревожить. Тем более что некоторые эксперты считают столкновения на границе рукотворными и намекают, что американцы готовы и дальше дестабилизировать регион, чтобы навязать местным мысль о том, что Россия их не защитит, зато это сделает американское присутствие.
А между тем самой опасной точкой остается Узбекистан, который не связан никакими обязательствами. Не зря именно его больше всех упоминают американские эксперты, а американские эмиссары зачастили встречаться с представителями Ташкента. Тем более что в последнее время много слухов о том, что Узбекистан может вернуться в ОДКБ и даже стать наблюдателем при ЕАЭС. Так что для американцев дополнительный стимул увести его из-под носа России.
Во всяком случае, у них есть еще более трех месяцев…