ДУШАНБЕ. Ситуация на топливном рынке может привести к непоправимым последствиям в транспортной и сельскохозяйственной системах Таджикистана, а также к резкому удорожанию товаров и услуг.
Для Таджикистана начало 2021 года ознаменовалось беспрецедентным ростом цен на топливо, особенно на бензин и дизель. Горючее неумолимо дорожает с середины января и, по мнению экспертов, к концу марта может установить новые рекорды.
Согласно прогнозу аналитиков, литр бензина АИ-92, который сегодня стоит 7,8 сомони, поднимется в цене до 8,4 сомони уже к 10 марта, а в конце месяца и вообще подскочит до 9 сомони.
Как пояснили Sputnik Таджикистан эксперты, подорожание связано в первую очередь с закупочными ценами у производителя, которые росли с геометрической прогрессией. Еще в январе импорт бензина АИ-92 обходился в 300 долларов за тонну, в феврале поднялся до 425 долларов, а в начале марта стоимость выросла до 475 долларов.
Аналогичная тенденция затронула и дизельное топливо. Если 1 января закупка у производителя не превышала 335 долларов за тонну, то к середине февраля показатель поднялся уже до 400 долларов, а в начале марта еще на 40 — до 440 долларов. Это, конечно же, повлияло на розничную цену на внутреннем рынке.
Также на топливные цены в Таджикистане влияют котировки нефтепродуктов марки Brent. С начала года показатель к неожиданности мировых игроков прибавил 10 долларов за баррель, совершив скачок от 51,72 доллара в январе до 68 долларов в марте. Конечно, рост был прогнозируемым, ведь спрос на черное золото после пандемии коронавируса и ослабления ограничений должен был восстановиться, но никто не предполагал, что ситуация наберет такие обороты.
Из чего рождается цена
По подсчетам одной из ведущих компаний на топливном рынке Таджикистана, на 1 марта в республику было импортировано 3,5 тысячи тонн бензина АИ-92 по цене 550 долларов за тонну. Если конвертировать показатель, то получится свыше 4,6 тысячи литров, за которые властям пришлось заплатить 21,7 миллиона сомони.
И тут начинается математика с подводными камнями. Таможенное оформление составляет 37,5 тысячи сомони, за акцизы — 2,6 миллиона сомони, на транспортировку по железной дороге и охрану — 712,1 тысячи сомони… И вот итоговая сумма уже 25,1 миллиона сомони.
Из-за обменного курса внутри страны разница за тонну бензина оказывается 381 сомони, что увеличивает затраты еще на 1,3 миллиона сомони — до 26,4 миллиона. Затем прибавляются различные транзакционные издержки, рассчитываемые по ставке 15% (в данном случае 3,9 миллиона сомони). В результате общая стоимость бензина превышает 30,4 миллиона.
В Таджикистане снова подорожали бензин и дизельное топливо
После этого компания устанавливает уровень рентабельности в 4,5%, который составит 1,3 миллиона сомони, а общая стоимость повышается до 31 миллиона.
Таким образом, отпускная цена бензина оказывается в 6,82 сомони. Но есть еще и налог на добавленную стоимость, в результате чего цена за проданный литр топлива вырастает до 8,05 сомони.
Где правда?
Эксперты считают, что причины неуклонного роста цен на бензин и дизтопливо кроются в факторах, имеющих зарубежные корни.
Во-первых, остановка завода в Атырау в Казахстане, который покрывает 30% внутреннего спроса страны. Когда именно его удастся отремонтировать и ввести в эксплуатацию, неизвестно. Но до конца марта ситуация точно не изменится.
Вырастут ли цены на бензин в Таджикистане в 2021-м: ответ Антимонопольной службы
Второй фактор — сокращение производства бензина на двух узбекских нефтяных компаниях, которые работают лишь на 15% своей мощности.
К третьему фактору эксперты относят решение Правительства Кыргызстана о запрете экспорта нефти с 3 марта. Хотя на эту страну приходится 2% импорта топлива в Таджикистан, она является третьей по величине доставки нефтепродуктов после России (78,43%) и Казахстана (15,24%).
Топливный пузырь
Несмотря на резкий скачок цен на бензин и дизтопливо в начале 2021-го, в целом картина выглядит не очень критичной при сравнении с предыдущими годами.
Есть нефть, нет денег: почему Таджикистан никак не превратится в Техас
Например, 1 литр бензина в январе 2010-го стоил 0,77 доллара (3,3 сомони), в 2013-м его стоимость поднялась до 1,38 доллара (6,57 сомони), а в 2019-м опустилась до 0,80 доллара (7,59 сомони). За прошлый год цена снизилась еще на 5 центов — до 0,75 доллара (7,3 сомони), а сейчас держится в районе 0,58 доллара (6,5 сомони). То есть пока топливо даже не приблизилось к 1 доллару (9 сомони).
Однако дело не в номинальной стоимости, а в снижении доходов населения и обесценивании сомони на фоне пандемии коронавируса. Из-за закрытых границ без работы остались тысячи таджикских мигрантов, а их семьи лишились основного источника доходов.
Эксперты предупреждают, что Правительству Таджикистана следует экстренно стабилизировать ситуацию на топливном рынке, в противном случае рост цен на горючее создаст проблемы, особенно в транспортной и сельскохозяйственной системах. Это, в свою очередь, приведет к резкому удорожанию товаров и услуг. В этом случае степень воздействия на политическое, экономическое и социальное положение населения будет трудно представить.