Под председательством Узбекистана 18 декабря главы стран-участниц СНГ провели в видеоформате саммит, подытоживший основные тенденции и события в регионе Содружества в истекающем году.
Определены также основные направления сотрудничества стран СНГ в 2021 году. Весьма важно в политическом плане, что саммит состоялся вслед за расширенным заседанием Высшего Евразийского экономического совета: это свидетельствует о весомом влиянии, оказываемом Евразийском союзом на внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты всех других стран Содружества.
В работе саммита участвовали президенты: Узбекистана – Шавкат Мирзиёев, Азербайджана – Ильхам Алиев, Белоруссии – Александр Лукашенко, Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Киргизии – Талант Мамытов (и. о. президента), Молдавии – Игорь Додон, России – Владимир Путин, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов, а также председатель Совета Федерации, председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ Валентина Матвиенко и председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев.
Среди основных документов форума выделяются Концепция военного сотрудничества (КВС) стран СНГ до 2025 года и скорректированная Концепция развития Содружества на период до 2030 года.
Ключевой целью в рамках КВС обозначено взаимодействие в сфере обороны и военной безопасности «в интересах обеспечения стабильного и гармоничного развития участников и Содружества в целом». Конкретизировано это следующим инструментарием: поддержание добрососедских взаимоотношений с одновременным укреплением мер военно-политического доверия и, соответственно, «обеспечением совместной и национальной безопасности».
Геополитическая канва решения этих задач очевидна, поэтому КВС предусматривает противодействие международному терроризму и другим современным вызовам и угрозам. В связи с чем рекомендовано развивать взаимодействие стран-участниц в сферах военного образования, развития военных наук и участия в миротворческих операциях.
Отметим в этой связи, что свыше 80% всего контингента военнослужащих и военно-технических специалистов, обучающихся или повышающих свою квалификацию в рамках соответствующих программ в СНГ, приходится, как и ранее, на обучение/переквалификацию в российских профильных вузах.
Что касается корректировок в «Концепции дальнейшего развития Содружества до 2030 года» и Плана основных мероприятий ее реализации, утвержденных в ходе саммита, речь идет о необходимости укреплять политическое взаимодействие между странами СНГ, вырабатывать и реализовывать согласованную миграционную политику. Отмечена также целесообразность более активного взаимодействия в противодействии пандемии COVID-19 и её последствиям, в решении вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Последнее представляется особенно актуальным, ибо, по имеющимся данным, большинство современных трансграничных экологических проблем в СНГ по-прежнему решаются вне двух- или многосторонных профильных проектов или программ. Особенно эти изъяны проявляются, например, в решении вопросов стока и очистки трансграничных водных объектов, в рекультивации сопредельных территорий, в противодействии браконьерству и другим нелегальным промыслам в заповедных зонах.
По итогам саммита приняты также совместные заявления стран-участниц – по случаю 75-летия создания ООН, а также о сотрудничестве в сфере обеспечения международной информационной безопасности.
Одной из центральных дискуссионных тем стала тема Нагорного Карабаха.
В. Путин сообщил коллегам, что недавнее трехстороннее соглашение, остановившее военные действия, последовательно реализуется. Размещенные вдоль линии соприкосновения миротворцы РФ «делают всё, чтобы не допустить нового обострения обстановки». Президент России не обошел вниманием и геополитические последствия конфликта, подчеркнув, что боевые действия «обострили и без того непростую ситуацию в Закавказье в целом, увеличили риски распространения террористической угрозы».
С этими оценками согласились все участники форума. Так, К.-Ж. Токаев высоко оценил усилия России по локализациии конфликта, назвав трехстороннее соглашение «единственно верным и своевременным решением в сложившейся критической ситуации». Поскольку, по его мнению, геополитические издержки ситуации были небезопасны для всего СНГ. Так что «потушен очаг конфликта на постсоветском пространстве, отравлявший политическую атмосферу в Содружестве на протяжении всего его существования».
И. Алиев высказался в схожем ключе, акцентировав внимание на фактическом устранении этого конфликта из политического поля СНГ: «…говоря о нагорно-карабахском конфликте, мы должны уже говорить о том, что было в прошлом». При этом глава Азербайджана также отметил значимость усилий РФ по урегулированию ситуации, как и российской миротворческой миссии в Южном Закавказье.
Но Карабах не был единственной темой дискуссий в ходе саммита. Одним из важных вопросов на форуме, поднятым российским президентом, стала проблема продвижения русского языка на пространстве СНГ. В. Путин обратил внимание в этой связи, что все участники саммита «без переводчиков общаются на русском языке, что изначально формирует определенную атмосферу и облегчает согласованную работу».
В то же время данные вопросы гораздо шире в социально-политическом плане. По оценке главы РФ, «еще более важно, что в наших странах, в частности в России, работает большое количество трудовых мигрантов. И для всех нас, в том числе для миллионов этих людей, конечно, очень важно своевременное освоение русского языка».
В данном контексте российская сторона, как подчеркнул В. Путин, выступает за углубление гуманитарных связей между странами СНГ, призванных сохранить единое культурное и научно-образовательное пространство Содружества. С этой оценкой согласились главы других стран СНГ.
Словом, состоявшийся саммит продемонстрировал, что формат СНГ отнюдь себя не исчерпал, как пытаются утверждать многие западные политологи. «Этот формат СНГ актуален уже потому, что он объединяет целый ряд государств, которые не имеют полноправного членства в других структурах», – отмечает замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Эксперт поясняет в этой связи, что, например, в СНГ в качестве ассоциированного члена входит Туркменистан, поныне не участвующий ни в каких других форматах.
В свою очередь, эксперт из НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев высказывает более контекстную точку зрения: «СНГ символизирует регион, где доминирует русский язык, у которого общая история и общая политика». Если же говорить в более прикладном аспекте, то ни одна из стран СНГ, которая выразила намерение покинуть Содружество, так и не вышла из него полностью. «Грузия, выходя из СНГ, оставила свое участие в части статей Содружества. То же касается Украины» (эти страны сохранили свое участие в соглашениях по транзиту в рамках СНГ и по беспошлинной торговле внутри Содружества некоторыми видами товаров и услуг. – Ред.).
В 2021 году председательство в Содружестве Независимых Государств переходит от Узбекистана к Белоруссии. Очередное заседание глав государств СНГ запланировано на 15 октября 2021 года в Минске.