7 декабря прошло заседание представителей ЕАЭС и Китая на специальной площадке для деловых переговоров «К Большой Евразии через сопряженность государств, бизнеса и людей», которую организовали Евразийский банк развития (ЕАБР) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
Состоялось оно в рамках Первого Евразийского конгресса. Участники выдвинули предложение о создании «стального каравана Евразийского континента». Инициатива принадлежит китайской делегации. Обсуждением деловых переговоров руководил в качестве модератора член коллегии ЕАК министр по торговле Андрей Слепнев.
Во время своего выступления зам. главы Министерства коммерции КНР Юй Цзяньхуа назвал требования, которые возникают на фоне непростого времени пандемии. Китайский чиновник уточнил, что КНР и государства ЕАЭС осуществляют взаимную поставку материалов медицинского назначения, налаживают логистическую цепочку, а также осуществляют договор о взаимодействии стран. Было озвучено также, что в соответствии с новым 14-м пятилетним планом Пекин с 2021 года намерен открыть новую фазу построения открытой экономики.
Глава китайской делегации внёс несколько предложений, направленных на расширение сотрудничества с государствами ЕАЭС. В частности, чтобы заработало соглашение о зоне свободной торговли между Китаем и Евразийским экономическим союзом, к нему необходимо добавить технико-экономическое обоснование.
Внедрение подобного формата позволит обеспечить взаимное развитие всех сторон процесса, укрепит принципы мировой торговли. При условии бесперебойности экономического взаимодействия будет возможно упрочить двусторонний диалог, подвести стандарты к единому знаменателю. Совместная комиссия по реализации соглашения между ЕАЭС и Китаем поможет применить меры, которые упростят организацию международной торговли с использованием электронной коммерции для налаживания бесперебойных поставок товаров.
Представитель Китая считает необходимым организовать совместные логистические и складские центры, наладить «стальной караван Евразийского континента» в виде сети международных железных дорог, охватить евразийское пространство иными путями сообщения для грузоперевозок, активно строить экономические коридоры наподобие Нового евразийского моста. Всё это, по словам Юй Цзяньхуа, повысит уровень нашего взаимодействия. Чтобы торговые связи между КНР и ЕАЭС укреплялись, необходимо отладить «зелёные» коридоры для грузов, усовершенствовать и ускорить таможенное оформление в портах приграничных зон. При осуществлении этой инициативы выгоду почувствуют все участники процесса.
Понятно, что Пекин думает и о собственной выгоде, продвигает собственные интересы, иное было бы странным. Недавно «Ритм Евразии» рассказывал об одном из проектов – строительстве железнодорожной магистрали КНР–Киргизия–Узбекистан длиной в 500 км. Сам Пекин и его визави в странах-участницах называют идею стратегическим трансазиатским маршрутом, который принесёт выгоду всем сторонам. «Но имеются основания полагать, что данная инициатива требуется, прежде всего, для освоения китайской стороной значительных ресурсов нефти в восточном Узбекистане, а в перспективе – ещё и для кратчайшего выхода КНР в регион Персидского залива в обход Казахстана», − убежден автор статьи.
Ряд вопросов к властям Китая имеется и в рамках ещё не запущенного в полной мере проекта «Сила Сибири — 2», который уже испытывает определённые трудности с выходом на энергорынок КНР.
Что ж, с этим приходится считаться и России, и ЕАЭС в целом, учитывая экономическую мощь великого восточного соседа. Главное, чтобы существующие разногласия не заводили в тупик, а разрешались к взаимной выгоде.
Возвращаясь к предложению Пекина о строительстве «стального каравана Евразийского континента», можно констатировать, что эта инициатива была позитивно воспринята другими участниками заседания. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул важность поиска новых инструментов и снижения препятствий для взаимосвязи между государствами. Коронакризис лишь усилил необходимость такого развития. Региональные соглашения, как показала практика, позволили участникам подобных объединений минимизировать потери от ограничений при пандемии. Проект Большой Евразии будет как нельзя кстати при таком контексте, поскольку может стать бесшовным пространством. Чтобы осуществить его, подытожил А. Шохин, нужны конкретные проекты. Для примера он назвал создание Ассоциации Большой Евразии, а также соответствующую цифровую платформу для её работы, чтобы обеспечить прикладные интересы бизнеса.
Своё мнение выразил во время заседания и постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов. Дипломат отметил, что вскоре может измениться расстановка мировых игроков. Такие процессы являются естественными, а значит, и эволюция Большой Евразии способна сформировать один из полюсов.
Похожей точки зрения придерживается и председатель АО «Банк Интеза» Антонио Фаллико. Профессор уверен, что опасно герметично обосабливаться внутри экономических макрорегионов, воспринимая окружающих как убийственных конкурентов. Подобный выбор делают те, кто выбирает тарифные и торговые войны, санкционное давление и прочие рычаги нечистоплотной конкуренции. «Успех одних приведет к провалам других, составив основу для новых конфликтов. Евросоюз, ЕАЭС и зона свободной торговли Восточной Азии должны объединять свои усилия», – заметил в своём выступлении профессор.
Концепцию Большой Евразии приветствовал и посланник Индии в Российской Федерации Д.Б. Венкатеш Варма. Он назвал инициативу «хорошо забытым старым» принципом естественных связей и коридоров, сформированных тысячелетиями. Поиск точек соприкосновения на одном континенте должен сформировать единое пространство экономического взаимодействия. Индийский посол уверен, что «соглашение между Индией и странами ЕАЭС позволит увеличить оборот до 15 млрд долларов, и это не предел». «Это все часть одной большой картины. Мы видим возможности везде, стараемся быть членами разных организаций», − завершил свой комментарий индийский дипломат.
Современная Центральная Азия представляет собой инфраструктуру, на основе которой можно наладить широкий спектр возможностей взаимодействия на всём континенте. В этом уверен глава Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, управляющий Международного финансового центра «Астана» Кайрат Келимбетов. На территории стран региона легко создать платформу взаимодействия, обеспечивая, например, выход к морю тем странам (и Казахстан здесь самый яркий пример), которые его не имеют.
Модератор обсуждения Андрей Слепнев в конце заседания заключил, что современный деловой мир обладает довольно ограниченным числом инструментов и механизмом развития отдельных экономик. Бюджетное стимулирование фактически исчерпало себя, в ближайшем будущем нереально использовать монетарную систему поддержки. Также нельзя сказать, что роста торговли в ближайшее время ожидать не приходится. «Сегодняшняя дискуссия показывает, что этот глобальный драйвер находится у нас прямо перед глазами – это наш огромный континент, тот потенциал, который может быть раскрыт через связанность, через трансъевразийские коридоры, проекты и общую повестку развития в сфере цифровизации и вопросов климата», − завершил заседание российский министр.
Пока трудно сказать, как идея «стального каравана Евразийского континента» будет реализована. Однако сама инициатива имеет позитивное назначение, она способна усилить процесс евразийской интеграции, что радует.