Визит в Москву 7-9 декабря и. о. президента Таланта Мамытова не принес прорывных договоренностей между двумя странами, но помог наладить сотрудничество по парламентской линии.
Если у Мамытова статус президента носит, скажем так, не совсем легитимный характер, то его спикерство в парламенте признано на официальном уровне. Стороны подтвердили взаимные обязательства, при этом очевидно, что подход России к своему союзнику стал меняться.
Официальные переговоры с Т. Мамытовым провели спикер российской Госдумы Вячеслав Володин и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
«Наши страны являются стратегическими партнерами, Киргизия входит в ОДКБ – это высочайший уровень сотрудничества, поэтому для нас важно подставить вам плечо в решении вопросов, которые вы обозначаете, и сделать все для того, чтобы те, кто приезжает (имеются в виду трудовые мигранты и КР. – Ред.), чувствовали здесь себя комфортно, чтобы они могли, работая в РФ, получать необходимую поддержку», – сказал В. Володин.
Во время переговоров была поднята тема интеграции. В этой связи В. Володин сделал весьма резкое заявление о том, что некоторые страны стремятся интегрироваться с западными странами, но когда у них возникают проблемы, то за помощью обращаются к России. «При всех коврижках Европы никто не стоит и не ждет с распростертыми объятиями граждан стран, входящих в СНГ», – отметил спикер ГД.
Со своей стороны, Т. Мамытов заявил: «Киргизская Республика всегда была и остается надежным партнером Российской Федерации на основе многолетних уз дружбы и взаимопонимания. Хотел бы информировать о твердой и принципиальной позиции, что Киргизская Республика остается полностью привержена всем своим международным обязательствам и строгому выполнению всех ранее подписанных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений».
Если для России этот визит прошел почти незаметно, то новые «революционные» власти КР постарались уделить этому большое внимание, несмотря на скромные результаты. Даже на сайте парламента Кыргызстана все главные новости были посвящены московской поездке Т. Мамытова.
В интервью «Ритму Евразии» политологи из Кыргызстана прокомментировали итоги визита Т. Мамытова и возможные перемены политики Москвы в отношении Бишкека.
Директор общественного фонда «Трансграничная исследовательская сеть Центральной Евразии» Денис Бердаков полагает, что у России появилась новая прагматическая позиция в отношении Центральной Азии, и в частности Кыргызстана.
– Как вы оцениваете первый визит и. о. президента Мамытова в Москву?
– Это был обычный визит, не более того. Понятно, что ни о чем существенном изначально было невозможно договориться. Позиция России не является секретом и была высказана ранее: пока не пройдут новые президентские и парламентские выборы и не сформируются легитимные власти в Кыргызстане, до тех пор Москва будет заинтересована только в сохранении социально-политической, экономической стабильности в республике. Конкретные совместные программы россияне готовы реализовывать (финансировать) только после выборов. Пока же в режиме пожарной помощи может предоставляться гуманитарная помощь, не более того.
Этот визит Мамытова, как и ранее и. о. премьер-министра А. Новикова, конечно же, рассматривается в положительном ключе. Потому что обмен мнениями, хотя бы знакомство, общение всегда бывают полезными, пусть вся конкретика и последует потом. В кыргызстанском обществе существует всегда перегретое ожидание очередной помощи России, доходящее до самоуничижения. Вероятно, это объясняется тем, что Кыргызстан действительно сильно зависит от России из-за работающих там мигрантов, из-за рынков сбыта (которые в основном тоже находятся в России). В любом случае такие визиты нужны, т. к. нужно поддерживать коммуникации между нашими странами.
Политика России, как мне кажется, качественно сменилась за последний год. Уже нет стремления тотально доминировать в регионе. Концепция изменилась, хотя регион по-прежнему является интересным и важным для Москвы. Но теперь никто не будет тратить сверх меры военные, экономические, гуманитарные и другие усилия на те страны, которые не готовы сотрудничать или где коэффициент взаимодействия крайне низок.
Кыргызстану нужен постоянный диалог, чтобы россияне понимали, что он может предложить со своей стороны. Бишкеку необходимо сохранить благоприятный статус для своих мигрантов в России и максимально пробить новые рынки сбыта. Или хотя бы не потерять старые рынки для нашей легкой промышленности и аграриев. Потому что уже потеряно очень много.
– Для чего на переговорах Вячеслав Володин сказал, что многие страны хотят интегрироваться с Западом?
– Как мы видели со времен правления Сооронбая Жээнбекова, к нам уже тогда было в целом спокойное отношение и не было каких-то сверхтеплых личностных отношений. Видимо, поменялась парадигма, и Москва намерена поддерживать те политические силы, которые придерживаются той повестки, которая ей выгодна, но и не противоречит интересам Кыргызстана, а именно – сохранения социально-политической стабильности, экономически более тесной интеграции с Россией (технологически, инфраструктурно, информационно), развития гуманитарного сотрудничества, сохранения памяти о Великой Отечественной войне и других схожих направлений. Даже такой вопрос, как выбор вакцины, тоже будет говорить о многом.
– Получается Россия меняет свою политику в отношении Кыргызстана?
– Определенно. Время многочисленных грантов и льготных кредитов, от которых, правда, не было особого результата, закончилось. Мировая экономика на спаде, и мы вынуждены следовать диаметрально противоположной логике – насколько Кыргызстан способен создать для иностранных партнеров максимально благоприятные условия. В частности, для защиты инвестиций, предоставления тотального гуманитарного содействия.
Во время визита Мамытова в Москву он в очередной раз продемонстрировал, что Кыргызстан готов сохранять у себя высокую роль русского языка, активное участвовать в ОДКБ и т. д. В обмен на то, что не выгонят наших мигрантов и не закроют рынки для наших товаров. Речь уже не идет о получении каких-то новых кредитов и грантов, их не собираются предоставлять и Европа с США.
То же самое с Китаем: если раньше он давал кредиты, гранты просто для поддержания здесь некоей инфраструктуры и стабильности для реэкспорта своих товаров, то теперь речь идет совсем о другом. Кыргызстану выставляются условия, чтобы предпринимались реальные меры для защиты инвесторов, выделили площадки для размещения китайских предприятий. Лишь после этого Пекин подумает, а давать или нет под эти проекты новые кредиты.
То есть ситуация взаимодействия с внешним миром кардинально меняется, с этого ракурса и стоит оценивать всю деятельность властей Кыргызстана в следующем году.
Пауза и подтверждение статуса
Другой политолог из Кыргызстана Эдиль Осмонбетов также считает, что от визита Таланта Мамытова прорывных договоренностей ждать не стоило, но зато стороны подтвердили прежний уровень высоких двухсторонних отношений.
– Официальный визит в Москву Таланта Мамытова можно рассматривать как признание Россией новых властей в Кыргызстане?
– Это был рабочий визит, потому особых результатов там достигнуто не было. Потому что после событий 5-6 октября, неважно, как их называть – революцией или переворотом, мы попали в международную изоляцию. У страны упал авторитет в глазах наших партнеров. Текущие политические процессы должны завершиться новыми выборами (и, возможно, референдумом), тогда новая власть будет полностью легитимной как внутри страны, так и за её пределами.
Сейчас легитимности очень не хватает, во-первых, да что там – её просто нет. А стратегическим партнерам, чтобы работать с Кыргызстаном, ситуация должна быть ясна и понятна. Легитимность властей должны быть признана государствами ЕАЭС, Китаем, Европой, США и другими странами. Тогда уже можно будет обсуждать стратегические вопросы, в том числе в рамках международных организаций, в которых состоит Кыргызстан.
Сейчас процессы в мире испытывают большую геополитическую турбулентность. Видно, что будет усиливаться противостояние между ведущими игроками. Пандемию никто не отменял, границы закрыты. У Бишкека после октябрьской смены власти появились дополнительные проблемы.
Для руководства Кыргызстана сейчас важно подтвердить свои обязательства в ключевых организациях, в которых состоит страна – ЕАЭС и ОДКБ. В то же время будет полезно провести личные переговоры с руководством России, в том числе для того, чтобы получить экономическую помощь. Но мы видим, что, кроме председателя Госдумы и главы коллегии ЕЭК, Мамытов ни с кем из российских лидеров больше не встречался – ни с президентом, ни с премьер-министром.
Соответственно, я думаю, что пока в российско-кыргызских отношениях наступила пауза, которая может измениться только после выборов 10 января. Российская сторона подтвердила, что будет помогать Кыргызстану, но хочет, чтобы мы были предсказуемым партнером и, самое главное, сохраняли суверенитет.
Также во время визита обсуждался вопрос русского языка, Кыргызстан подтвердил, что его высокий статус пересматриваться не будет. Мы в основном через русский язык общаемся с внешним миром, научная, техническая литература в основном именно на русском языке. Это один из инструментов коммуникаций с миром, поэтому языковой вопрос был снят.
Также сторонам нужно было прояснить, что же будет в следующем, 2021 году и какова степень участия Кыргызстана в других проектах, помимо евразийской платформы. Очевидно, что нашей стране остро необходимы средства для поддержания платежного баланса.
– Талант Мамытов мог затронуть тему поставки российской вакцины в Кыргызстан? Бесплатно, как ближайшему союзнику.
– Не думаю, что этот вопрос поднимался. Сейчас идет так называемая война вакцин, есть китайская, американская, европейские вакцины. В зависимости от того, какой именно вакциной будет прививаться население, будет усиливаться влияние той страны, которая предоставит вакцину. Сейчас этот сугубо медицинской вопрос по понятным причинам сильно политизировался.