В Киргизии представили проект новой Конституции. Документ со справкой-обоснованием появился на официальном сайте парламента 17 ноября. Новая редакция, инициированная 80 депутатами Жогорку Кенеша и вынесенная на общественные обсуждения, подверглась серьезной критике как со стороны экспертов, так и простых киргизстанцев. Новую версию Основного закона страны в народе сразу же прозвали «ханституцией».
Власть в одних руках
В проекте нового варианта особое внимание уделено расширению полномочий президента. Он является главой государства и возглавляет исполнительную власть, то есть правительство. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на пять лет, но не более двух сроков. При этом президент, которого выберут на досрочных выборах 10 января 2021 г., будет избран на шесть лет.
На главу государства также возлагается ответственность за формирование и работу Кабинета министров. Президент с согласия парламента должен назначать премьер-министра, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. При этом он вправе освобождать по собственной инициативе или по предложению Народного курултая министров и председателей госкомитетов, назначать руководителей органов исполнительной власти, глав местных госадминистраций и увольнять их. Президент руководит в полной мере работой исполнительной власти, дает поручения правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей госкомитетов. Структуру и состав правительства будет определять тоже президент. Он также вправе председательствовать на заседаниях Кабинета министров. Президент также наделяется правом вносить законопроекты в парламент.
Высшим консультативным и координирующим органом, по новой Конституции, выступает Народный курултай. Он наделяется правом заслушивать отчеты спикера курултая, президента, торага парламента, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности госслужащих.
А вот депутатов в Жогорку Кенеше станет меньше – их число сократится со 120 до 90. Каждый созыв парламента будет избираться на пять лет. Представительство депутатов, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе, будет определяться конституционным законом.
По новой редакции Основного закона претерпит изменения и судебная система. Предлагается вывести Конституционную палату из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе. При этом к его полномочиям дополнительно отнесены рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями власти.
Референдум по новому проекту Конституции предлагается провести в день выборов президента Киргизии – 10 января 2021 г.
Общественное и международное «фи»
Принятие новой Конституции, проект которой предложен на рассмотрение, по мнению многих киргизстанцев, станет откатом назад, а также приведет к диктатуре одного человека. Киргизия потеряет свою государственность, а на смену демократии придут порядки Кокандского ханства. Эксперты уверяют, что в проекте заложены сверхполномочия президента, бессильный парламент и бесполезный институт курултая. Такая государственная конструкция нарушает систему сдержек и противовесов.
Сообщество юристов республики подготовило аналитическое заключение о незаконности предлагаемой конституционной реформы, в котором указывается на нарушения и признаки узурпации власти. К тому же, по словам специалистов, изменения в Основной закон инициирует ненадлежащий субъект, то есть нелегитимный шестой созыв Жогорку Кенеша, который искусственно продлил свою работу.
«Происходит де-факто замена/подмена Конституции (а не внесение поправок) и искусственное навязывание проекта Конституции обществу и стране. Грубейшие нарушения в аспекте широкого общественного и экспертного обсуждения проекта Конституции: скрытность, спешность. Проект Конституции содержит в себе предложения, несовместимые с общепринятыми демократическими принципами, а также ряд серьезных коллизий и противоречий (является очень «сырым» в юридическом смысле документом)», – говорится в заключении.
Юристы подчеркивают, что наблюдается скрытность и нетранспарентность процесса подготовки проекта: неизвестно, какие специалисты и эксперты были привлечены к процессу.
А вот медиаэксперты нашли в проекте документа еще и ряд угроз как для прав человека и гражданина, так и для свободы СМИ. «Уже в вводной части документа содержатся положения, которые представляют угрозу для демократического государства, в частности вместо «верховенства права» нам предлагают «верховенство нравственных ценностей». Это значит, что в случае каких-либо противоречий между законом и чьими-то нравственными ценностями, которые могут быть очень разнообразными, будут применять нравственные ценности той стороны, которая будет иметь больше ресурсов – экономических, социальных, политических», – заявили в Центре медиа развития.
«Самую большую опасность в статье 23 проекта Конституции таят в себе фразы «общепризнанные нравственные ценности, традиции народов Киргизстана, нравственность», потому что они не имеют четких рамок и практически любые выгодные для власть имущих принцип или норма могут быть отнесены к таким нравственным ценностям и традициям. Например, сейчас в Киргизстане все еще сохраняется традиция умыкания невест, значит ли это, что если СМИ опубликует материал, который критикует эту традицию, то это СМИ могут запретить?» – задаются вопросом в организации, подчеркивая, что эта статья, по сути, вводит цензуру для СМИ.
Депутат ЖК Омурбек Текебаев тоже выступил против проекта новой Конституции, назвав его уродом и подкидышем. «Подобного парламента в истории страны еще не было, который, не читая проект Конституции, решил кардинально поменять политическую систему. Если парламент сам примет новую Конституцию или референдум, то народ это не примет. Этот проект Конституции – урод, и его надо отозвать», – высказался О. Текебаев 20 ноября на экстренном гражданском форуме «Граждане против узурпации власти».
К слову, на следующий день после этого выступления в центральный штаб политической партии «Ата Мекен» пришли агрессивно настроенные молодые люди, которые потребовали от Текебаева извинений за эти слова. «Отец нынешней Конституции» никак не отреагировал на этот инцидент.
О конституционной реформе и переносе парламентских выборов в Киргизстане высказалась и Венецианская комиссия, которая обнародовала срочное заключение. Комиссия заявляет, что, «когда мандат парламента продлевается сверх установленного Конституцией срока из-за того, что выборы откладываются, парламент только ограничивает полномочия и не имеет легитимности для проведения конституционных реформ. Процедура, нарушающая демократические стандарты в процессе принятия самого конституционного закона, приостанавливающего выборы, вызывает опасения, что конституционная реформа будет осуществляться таким же образом. Может сложиться впечатление, что приостановление выборов по причине необходимости конституционной реформы является чисто инструментальным восприятием Конституции и не может считаться соответствующим демократическим стандартам», – сказано в тексте заключения.
В воскресенье, 22 ноября, в Бишкеке состоялся мирный митинг против проведения референдума и принятия новой Конституции. В акции протеста приняли участие более 500 горожан. Главными лозунгами марша стали: «Нет ханству! Нет референдуму», «Киргизстан без хана», «Свой курултай на зоне собирай!».
Авторство под грифом «секретно»
После волны критики и негодования по поводу принятия нового проекта Основного закона некоторые депутаты поспешили откреститься от него. Парламентарий Эмиль Токтошев сделал заявление, что не является инициатором документа. По его словам, 16 ноября он лишь дал согласие на создание инициативной группы для внесения изменений в Основной закон страны.
«То, что я являюсь автором этого проекта, узнал в социальных сетях. Я согласился участвовать в процессе по изменению Конституции как приверженец парламентаризма. Мне дали уже готовый проект. И я сразу заявил, что против таких изменений», – прокомментировал Э. Токтошев.
Отозвали свои подписи депутаты Махабат Мавлянова и Айнура Осмонова. Аалы Карашев также рассказал, что не входил в группу инициаторов, но на одном из интернет-сайтов увидел свое имя как инициатора. Лидер фракции СДПК Иса Омуркулов тоже опроверг, что подписывал новый проект Основного закона. А бывший спикер Жогорку Кенеша депутат Канат Исаев сообщил, что свои подписи отозвали еще несколько его коллег, не уточнив имен.
«Мы должны остановить нелегитимную конституционную реформу. Иначе страна откатится в средневековье. Она противоречит всем международным и демократическим стандартам», — заявил он, а также добавил, что автором новой редакции Основного закона является сам и. о. президента Садыр Жапаров.
Звучит странно, но, некоторые депутаты признались в том, что и вовсе не читали документ, а подписи поставили «просто так». «Я не инициатор новой Конституции. Этот проект только на обсуждение выставлен, я просто подпись поставил. Я сверху ознакомился, а так не знаю, что за проект», – вынужден был признаться журналистам депутат Тазабек Икрамов.
После этих заявлений ряд депутатов были вызваны на допрос в МВД. Правозащитники связали это с политической позицией последних. Однако в МВД поспешили пояснить, что депутаты парламента Жанар Акаев, Рыскелди Момбеков, Эмиль Токтошев и Мирлан Жеенчороев были вызваны в связи с расследуемым уголовным делом о событиях 5-6 октября. Но подробности правоохранители раскрывать не стали, сославшись на тайну следствия.
Кто доподлинно является авторами новой Конституции, непонятно. В пресс-службе Жогорку Кенеша утверждают, что он подготовлен парламентом. Но в свойствах документа, вынесенного на общественное обсуждение, автором проекта новой редакции Основного закона указан заместитель руководителя аппарата президента Бектур Зулпиев. Который в 2005 году являлся заведующим отделом правовой политики администрации беглого президента Курманбека Бакиева, а с 2009 года был руководителем его юридической службы.
По словам депутата Акылбека Жапарова, «документ разработала администрация президента, министерство юстиции, правительство. Но вначале Садыр Нургожоевич (С.Н. Жапаров – и. о. президента, ныне временно сложивший свои полномочия в связи с участием в выборах. – Ред.) выражал свое мнение, и эти мнения учтены в проекте. Это нормы о том, что исполнительную власть должен возглавлять президент, а судебная система должна быть независимой, сокращение состава парламента со 120 до 90 депутатов». «Эта так технология заложена. Если человек является главой государства и премьер-министром, то он поручает своему аппарату, и они готовят», – пояснил он.
«Будем дорабатывать»
Власти республики попытались урегулировать сложившуюся ситуацию и смягчить негодование в обществе. Так 20 ноября и. о. президента Киргизии Талант Мамытов подписал указ об образовании Конституционного совещания.
«Для всестороннего обсуждения проекта Конституции и выработки единого консенсуса, образовано конституционное совещание, – отметил он в своем обращении. – Недавно на общественное обсуждение был вынесен проект новой Конституции, который породил большие споры среди общественности. Как страна, пережившая три народных волнения, мы с пониманием относимся ко всем высказываемым мнениям граждан. Но со своей стороны хочу особо подчеркнуть, что проект Основного закона будет учитывать мнения всех сторон, каждый пункт документа будет рассмотрен с привлечением общественности, для этого будут созданы все необходимые условия».
Конституционное совещание состоит из 89 человек, в его состав вошли чиновники, ученые, общественные и политические деятели, эксперты, бывшие и действующие парламентарии. Члены комиссии рассмотрят каждый пункт проекта Конституции, внесут свои предложения и направят в Жогорку Кенеш, после чего все они будут считаться соавторами новой Конституции.
Кроме того, в проект Основного закона республики, как обещают власти, будут внесены и некоторые предложения общественности. Есть среди них весьма «оригинальные». Одно из них внес новый директор Госкомиссии по делам религий Акин Токталиев, заявивший в интервью одному из местных информагентств, что из Конституции КР надо удалить понятие «светскость».
«Я думаю, из Основного закона следует убрать понятие «светскость». В Киргизстане 98% – верующие и только 2% – атеисты. Почти все население проводит религиозные обряды. В светском государстве граждане должны отрицать мусульманство, но никто же не отрицает! Наш народ сохранился благодаря исламу. А если бы наша страна была изначально светской, то мы бы забыли имя свое и исчезли как нация», – считает чиновник, который ранее являлся адвокатом Садыра Жапарова, а также неоднократно защищал интересы обвиняемых в экстремизме членов запрещенных организаций «Хизб ут-Тахрир»* и «Джайшуль-Махди».
Предложено также изменить статью Конституции касательно роли государственного языка. Академик Национальной академии наук Абдулдажан Акматалиев предложил законодательно сделать киргизский язык языком общения всех национальностей, проживающих в стране. «Мы говорим, что киргизский язык является государственным, но продвижений нет. В Конституции мы пишем: гражданин Киргизстана, но почему киргизстанцы не знают язык?» – недоумевает он.
Внесут ли подобные предложения в новую версию Основного закона, пока не ясно. Конституционное совещание будет работать примерно 20 дней. Но уже сейчас немалая часть населения республики готова отстаивать свои демократические права и свободы, которых её могут лишить.