Временной промежуток между Первой и Второй мировой войнами является очень малоизученной темой пан-европейской истории. Российский фонд «Историческая память» провел в МГИМО презентацию сборника архивных документов «Резиденты сообщают…». Большая часть из 102 документов ранее была засекречена, а их содержимое рассматривает причины и предпосылки краха диктаторских режимов в странах Балтии.
Этот сборник только что открытых для широких кругов документов о политической обстановке в Латвии, Литве и Эстонии, 1939-1940 годов представили в Москве в РИА Новости. Участниками конференции стали уполномоченный Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев, директор фонда «Историческая память» и научный сотрудник Института российской истории РАН, Александр Дюков – составитель сборника. А также руководитель Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Российского исторического общества Вероника Крашенинникова и главный редактор Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований историк по ХХ веку Владимир Симиндей – в прошлом житель Латвии, хорошо знающий тему межвоенной политики.
Как указал историк В. В. Симиндей, приуроченное к 80-летию вхождения стран Прибалтики в состав СССР издание вводит в научный оборот ранее неизвестные документы советской внешней разведки. Ложившиеся на стол Сталина разведывательные материалы существенно дополняют представления о советской политике в Прибалтике, сложившиеся при ознакомлении с вышедшим три десятилетия назад классическим сборником документов МИД СССР «Резиденты сообщают…», и открывают новые перспективы для осмысления политики Кремля в прибалтийском регионе.
Читая документы, убеждаешься: авторитарные президентские режимы трех соседних лимитрофных юрисдикций Литвы, Латвии и Эстонии стали продолжением тенденций межвоенной Европы: диктатуры в создаваемых как демократические республики государствах становились скорее политической нормой, чем исключением.
Единолично узурпировавшие власть лидер «чернорубашечников» Муссолини, каудильо Франко, фюрер Гитлер и другие местные национальные вожди провели перевороты в государстве и получили поддержку молчаливого большинства вполне естественно на фоне растущего европейского национализма и борьбы с коммунизмом. Литовский диктатор Антанас Сметона, латвийский вождь Карлис Улманис и эстонский лидер Константин Пятс были не настолько жестокими, как финский бывший николаевский генерал Карл Маннергейм, который после переворота расстрелял пять тысяч коммунистов Суоми, но полнота их власти держалась на поддержке богатеющих крестьян и мещанского населения. Все трое балтийских диктаторов ушли в никуда в один и тот же день 17 июня 1940 года, когда Советский Союз ввел дополнительные контингенты войск РККА в страны Балтии.
Разумеется, в предвоенное время Литва, Латвия и Эстония уже не являлись демократическими республиками, нет, это были жесткие тоталитарные режимы, благо пример нацистской Германии после оккупации Третьим рейхом и раздела Чехословакии, затем Польши, а после Бельгии, Нидерландов, Франции и так далее казался балтийским вождям отличным примером реализации политических амбиций. Конечно, Сметона, Улманис и Пятс не мечтали об успехах Адольфа Гитлера, но они сделали внутри своих стран столько непростительных ошибок, что к лету 1940 года их режимы были обречены на фиаско.
Это прямо следует из документов «Резиденты сообщают…», а в сборник вошла большей частью засекреченная ранее переписка полномочных представителей СССР, включая резидентов советской внешней разведки в Вильнюсе, Риге и Таллине. Главное управление государственной безопасности, ГУГБ, находилось в подчинении наркома НКВД Лаврентия Берии и документы архивов спецслужбы свидетельствуют, что концепция «советской оккупации» стран Балтии в 1940 году (лежащая в основе современной литовской, латвийской и эстонской государственности, что закреплено в национальных конституциях является в большей мере фейком.
«Концепция сов. оккупации была сформулирована в доархивный период, в 1988-1993 годах: тогда историкам-исследователям не были доступны большинство из тех документов, которые доступны сейчас. В сборник «Полпреды сообщают… вошли рассекреченные документы из пяти архивов России, Латвии, Литвы и Эстонии, опровергающие точку зрения о том, что СССР с осени 1939 года планировал «оккупировать» страны Балтии», — говорит Дюков. По сообщениям резидентов, несмотря на мирный договор с Москвой, Литва вела тайные переговоры с руководством нацистов, Эстония формировала армейские подразделения для участия в Советско-Финской войне, и Латвия поддерживала антибольшевистскую пропаганду.
В 1939 году – когда, обратим внимание, Германия, Польша и Венгрия уже ввели свои армии в Чехословакию, разорвав ее на части, и Польша, в свою очередь, бесславно отдала свои флаги германскому орлу, все три национальных лидера ратифицировали договоры о взаимопомощи с Советским Союзом. Сегодня в Литве об роли ренегатства Сметоны после 1939 года политики и официальные историки стараются не вспоминать. Между тем, Литва тогда стала больше на Ковенский и Виленский край (Каунасскую и Вильнюсскую области) в обмен на согласие диктатора Антатаса Сметоны разместить части советский Красной Армии на литовских землях. В Латвии и Эстонии сложилась аналогичная ситуация – местные вожди Улманис и Пятс добровольно разместили советские воинские части в своих странах.
Войска РККА, как сегодня армия НАТО, это лишь свидетельства слабости диктаторских или парламентских режимов трех маленьких стран, которые никогда не станут настолько политически независимыми, свободными и демократическими, как Финляндия и Австрия. Как не горько это признавать из Литвы, но это так: диктатор Сметона почти так же легко топил суверенитет страны, как это делала некто Даля Грибаускайте, ранее – ярая советская коммунистка.
Впрочем, в архивных документах сборника есть свидетельства нестабильности и утраты поддержки населением всех трех балтийских диктатур уже в 1938 году. Среди прочего и известный ранее факт довоенных переговоров с санкции Анатанаса Сметоны руководителя Департамента госбезопасности Литвы Повилайтиса с руководителями гестапо Мюллером и шефом РСХА Гейдрихом. В Латвии заговор против Карилиса Улманиса организовали генералы Робертс Дамбис и Робертс Клявиньш, попавшие в опалу с приходом диктатора в 1934 году.
Ключевой документ в этой истории связан с генералом Клявиньшем, кавалером высших наград, орденов Лачплесиса и Трех звезд, в 1931 году он командовал 2-й Видземской дивизией. Агентурный псевдоним Смелый. Он фигурирует в сообщении наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии наркому обороны Семену Тимошенко со сводкой агентурных сведений Рижской резидентуры НКВД относительно политической ситуации в Латвии. Заметим, никакой встречи в Москве меж главой МИД Вячеславом Молотовым и главой дипломатии Третьего рейха Иоахимом фон Риббентропом не было и в помине, а Литва и ее балтийские соседи обросли землями Польши взамен на размещение контингентов РРКА. Начало 1940-го года, балтийские диктаторы все еще на белых конях.
Цитата:
«Авторитет Советского Союза в международной жизни поднялся настолько высоко, что теперь трудно без Союза решать международные проблемы… Балтийские государства правильно поступили, что заключили «Пакт о взаимопомощи с СССР. Но заключив пакт, надо его честно выполнять. Улманис вряд ли пойдет по этому пути — слишком враждебную позицию по отношению к Союзу занимал он за все время нахождения у власти. Он и его сторонники всегда искали опоры на Западе против СССР. Теперь Улманис пошел на соглашение с СССР, но это сделано не искренне, а вынужденно, и Улманис с удовольствием освободился бы от этого договора, если бы представилась возможность.
Об этом свидетельствуют, во-первых, враждебная пропаганда, которая распространяется теперь с ведома власти против советских войск в Латвии. Во-вторых – кампания за пожертвования на оборону. С этой кампанией происходит комедия: в газетах пишут, что взносы на оборону делаются добровольно, а на самом деле все это делается под сильным давлением или под угрозой, а у служащих просто вычитают из жалованья», — сообщил Клявиньш.
Сегодня крайне марионеточная, непрофессиональная и, извините, опасная дипломатия надолго, если не навсегда лишила Литву, Латвию и Эстонию возможностей оптимизации торгово-экономических связей с Россией, но и с Беларусью. А 80 лет назад решительный советский лидер Иосиф Сталин покончил с карликовыми диктаторами Балтии в считанные дни, введя в расширение соглашений о взаимопомощи дополнительные армейские силы с разрешения карликовых вождей. Карлис Улманис призвал дружественно встретить советские войска, признавая это легитимным действием страны Советов, и это исторический факт.
Так о какой же «оккупации» говорят сейчас в Вильнюсе, Таллине и особенно в Риге? В черте латвийской столицы несколько дней назад прошли полномасштабные учения НАТО с использованием автоматического оружия, включая крупнокалиберное – правда, в районах Риги на этих учениях стрельба велась холостыми патронами. Ничего подобного не мог позволить себе Советский Союз, и Сталин, проводивший политику развития интернационализма вместе с глубокой индустриализацией стран Балтии. Сегодняшняя Россия не планирует проведения повторной индустриализации стран Балтии за деньги российского государственного бюджета, и стоит признать, что в сегодняшней геостретегии Москвы эти бывшие советские юрисдикции окончательно превратились в мусорные активы.
Но как минимум один вопрос в связи со всем этим, тем не менее, важен. Как вы догадываетесь, это вопрос будущего Беларуси и белорусского народа, столкнувшегося с рисками цветной революции и государственного переворота при финансировании западных НКО. При том, что РБ за 26 лет при несменяемом президенте достигла уровня самой демократической республики Европы, при неизбежных социалистических ограничениях, сегодня в Вильнюсе и других соседних странах президента Александра Лукашенко заклеймили диктатором и обвиняют в узурпации власти. К этому стоит относиться спокойно, учитывая, что в нашей коллективной памяти и тем более в истории пан-балтийского исторического ревизионизма не осталось и тени воспоминаний об отвратительных репрессивных диктаторских режимах Сметоны, Улманиса и Пятса – ренегатов, охотно предававших и продававших независимость ради иллюзорной личной власти.
Йонас Ажукас