Директор российского фонда исторических исследований «Историческая память» Александр Дюков не так давно выпустил книгу по материалам государственных архивов, в которой раскрыл причину ввода частей советской Красной Армии в страны Прибалтики.
Книга «Документы открывают двери» раскрывает вопросы тайного сотрудничества представителей республики с нацистами, факты секретного сотрудничества литовских и нацистских спецслужб против участников польского движения Сопротивления.
Книга дает возможность взглянуть на мотивацию действий советского руководства в отношении Прибалтики в то время.
В книге, в частности, говорится о том, что поводом для оккупации региона, если пользоваться терминологией современной Прибалтики, стали тайные переговоры со спецслужбами нацистской Германии литовцев. А Латвия и Эстония стали лишь жертвами где-то темных дел, а где-то- банального незнания литовского диктатора Антанаса Сментоны и главы департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) Аугустинаса Повилайтиса.
20 февраля 1940 года в здании Главного управления имперской безопасности (РСХА) в Берлине состоялись переговоры главы РСХА обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, шефа Гестапо (тайная полиция Третьего рейха) группенфюрера СС Генриха Мюллера и руководителя ДГБ Литвы Аугустинаса Повилайтиса.
На мероприятии также присутствовали начальник 1-го управления РСХА Вернер Бест, главный начальник VI управления РСХА (внешней разведки рейха) бригаденфюрер Хайнц Йост, сотрудники немецкой разведки Пауль фон Фитингоф-Шель и Хейнц Грефе, а также представитель литовского ДГБ Мешкаускас. И как следует из этой публикации Александра Дюкова, эта короткая встреча 80 лет назад в Берлине, а также прозвучавшие на ней идеи положили конец весьма непродолжительному периоду расцвета довоенной независимости не только Литвы. Хотя политики Эстонии и Латвии, которыми управляли вожди Константин Пятс и Карлис Улманис, не вели тайных переговоров с гитлеровскими спецслужбами.
Все мы помним, что 10 октября 1939 года был подписан Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области, равно как и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой. Однако выше упомянутая встреча Повилайтиса в здании РСХА с немецкими деятелями де-юре перечеркивала мирное соглашение между Сталиным и Сметоной. Информация об этом содержалась в рабочем дневнике начальника 1-го управления РСХА Вернера Беста, информационной записке главы РСХА Рейнхарда Гейдриха для МИД Германии и сводках гитлеровских спецслужб».
Но одной из тем, которые обсуждались во время визита Повилайтиса в Берлин в феврале 1940 года, была возможность передачи Литвы под германский протекторат. То есть это было прямое нарушение соглашений, которые имелись с Советским Союзом. В Латвии и Эстонии не вели подобных сепаратных переговоров с Берлином», — отметил Дюков. Остается только догадываться о мыслях Повилайтиса относительно его чуть выше упомянутого визита в Третий рейх. Может быть, конечно, в еще недавно польском Вильно предполагалось, что Сталин предпочтет не заметить свершившегося визита.
Все мы помним, что 23 августа 1939 года между Советским Союзом и нацистской Германией в Москве было заключено соглашение о ненападении – так называемый пакт Молотова-Риббентропа. Согласно документу, стороны обязывались не нападать друг на друга, соблюдать нейтралитет в случае, если одна из сторон ввяжется в войну с третьей, и не вступать в направленные друг против друга военные союзы с другими державами.
Пакт Молотова – Риббентропа в современной (впрочем, это длится уже более 30 лет, с 1987 года) историографии демократических сил заклеймлен как диктаторский политический договор, позволяющий передел суверенных юрисдикций в Восточной Европе. Менее известны, и почти не упоминаются, подобные соглашения между довоенной Эстонской и Латвийской республиками и нацисткой Германией – пакты Мунтерса-Риббентропа и Сельтера-Риббентропа. Они были заключены за полтора месяца до подписания пакта Молотова – Риббентропа, а именно – 7 июня 1939 года.
«Вводить войска летом 1940 года в Прибалтику было не самым лучшим решением, — признал Дюков. – Но условно-альтернативного решения не было найдено. Довоенная история региона выглядит иначе с учетом влияния последствий переговоров Аугустинаса Повилайтиса в Берлине с руководством РСХА и гестапо.
К слову, глава внешней разведки РСХА Йост пережил войну и тюрьму. В 1970-х годах Йост подтвердил, что с 1939 года литовцы вели переговоры о протекторате рейха над Литвой в нарушение договора о взаимопомощи Литвы и Советского Союза, исключавшей возможность подобного. О шагах, сделанных тайно литовским истеблишментом, чтобы стать протекторатом Третьего рейха, свидетельствует целый ряд документов РСХА, датируемых весной 1940 года.
По словам Дюкова, это полностью меняет представления о том, что происходило в тот короткий период истории с момента оккупации Чехословакии войсками Польши и Германии и до ввода частей РККА в Прибалтику. К сожалению, Латвия и Эстония, хотя и не вели переговоров с нацистами с идеями оказаться под крылом Гитлера, увидели танки с красными звездами практически одновременно с Литвой в июне 1940 года. Ввод войск в Прибалтику, как теперь понятно, связан пониманием официальной Москвы, что только в одну Литву вводить их невозможно и нецелесообразно. Помните последнее обращение президента Карлиса Улманиса 17 июня? С призывом «оставаться на своих местах», и что с латвийскими властями «перемещение дружественных войск к местам дислокации согласовано».
Так вот, если бы не прогитлеровские маневры литовцев – этого обращения не было бы. В Риге и Таллине вообще не увидели бы советских солдат летом 1940-го. И скорее всего, нападение Германии на СССР в 1941 году совершилось бы в другие даты, не 22 июня 1941-го. Поменялось бы многое. Меньше было бы местных коллаборационистов, меньше жестокости и зверств над евреями, меньше численность эстонских ли латвийских дивизий Ваффен СС. А еще после освобождения Прибалтики от немецко-фашистских оккупантов не появилось Латвийской ССР, Эстонской СССР и Литовской ССР. На гербе Советского Союза стало на три флажка меньше — в 1944-м году после освобождения от гитлеровцев три республики восстановили довоенную независимость и развивались путем Польши и стран социалистического Варшавского блока.
Историк работал над этой книгой, обобщающей материалы 22 госархивов, около семи лет. Осенью этого года планируется к выходу книга А. Р Дюкова «Документы открывают двери тайны» на русском языке, в настоящее же время в наличии только литовский вариант.
В целом серия «Восточная Европа. XX век», в которой вышла выше упомянутая книга, издается с 2011 года. Ранее в ней уже вышли книги «Трагедия белорусских деревень, 1941- 1944: документы и материалы»; «Накануне Холокоста. Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве, 1940-1941 гг.: сборник документов» и «Зимнее волшебство» о нацистской карательной операции в белорусско-латвийском приграничье, февраль- март 1943 г.: документы и материалы.