АШХАБАД. Новый посол США Мэтью С. Климов в ближайшее время возглавит американскую дипмиссию в Ашхабаде.
Об интересах США и задачах американской дипломатии в регионе и в Туркменистане, рассказывает аналитический материал доктора Виктории Клемент на сайте The Diplomat.
Новый посол — выпускник Вест-Пойнта, служил офицером армии США с 1974 по 2003 год. Командовал на уровне батальонов и бригад и получил Серебряный орден за поддержку операции «Буря в пустыне». Вышел в отставку в звании полковника.
В своем выступлении перед Сенатом США Климов подчеркнул, что США имеют долгосрочные интересы в Центральной Азии и что его предстоящая работа в Туркменистане предоставляет возможность для продвижения этих интересов. При этом он особо отметил терроризм и незаконный оборот наркотиков в качестве потенциальных угроз для Туркменистана, который граничит с Ираном и Афганистаном на юге.
Выступление Мэтью Климова перед членами Сената резонирует с нынешним интересом США к значительным углеводородным ресурсам Туркменистана. До недавнего времени Китай был единственным значимым покупателем туркменского природного газа. В апреле 2019 года Россия возобновила импорт туркменского газа.
Климов в своем выступлении в Сенате пообещал, что «приложит все усилия для содействия диверсификации рынков экспорта газа Туркменистана — через Каспийское море, а также в Южную Азию». Этот момент в выступлении Климова перекликается с пожеланиями президента США Дональда Трампа, высказанными в поздравительном послании президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову по случаю праздника Новруз байрам.
«Народ Соединенных Штатов Америки и его деловые круги продолжают искать новые направления для укрепления нашего экономического сотрудничества с Туркменистаном. Я надеюсь, что Туркменистан сможет воспользоваться новыми возможностями экспорта газа на Запад в связи с недавним определением правового статуса Каспийского моря», — написал тогда глава США.
В этой связи Виктория Клемент отмечает, что США хотели бы, чтобы Туркменистан диверсифицировал свой газовый рынок с помощью Транскаспийского трубопровода, который будет доставлять туркменские энергоресурсы в Европу через Азербайджан.
По ее словам, этот газопровод был в центре внимания США с 1990-х годов, и для американцев было откровением недавнее подписание Конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Аналитик считает, что конвенция допускает строительство энергетических трубопроводов, причем каждая сторона имеет юрисдикцию над любыми сооружениями или установками в своем секторе. Другими словами, прибрежные государства будут контролировать ресурсы, которые проходят через Каспий, и это повышает вероятность реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода.
В заключение Виктория Клемент подчеркивает, что США обращают внимание на возможность диверсификации Туркменистаном своих энергетических рынков. Поскольку и бывший посол США в Туркменистане Аллан Мастард, и новый посол, говоря о коммерческих интересах США в Туркменистане, подчеркивают перспективы в области трубопроводов.
Судя по анализу туркмено-американских отношений, изложенному Викторией Клемент накануне приезда в Ашхабад нового посла США, Вашингтон намерен содействовать диверсификации рынков экспорта газа Туркменистана — через Каспийское море, а также в Южную Азию. Это говорит только о том, что эта диверсификация полностью соответствует политическим и коммерческим интересам США в Центральной Азии, и в частности, в Туркменистане.
Американцы и раньше неоднократно заявляли о своей поддержке поставок туркменского газа в Европу через Южный газовый коридор, а также по газопроводу ТАПИ в страны Южной Азии – Афганистан, Пакистан и Индию. В первом случае ослабляется энергетическая зависимость Европы от российских газовых поставок. Во втором случае, поставки туркменского газа будут способствовать урегулированию ситуации в Афганистане и в целом в регионе.
Обоим этим вопросам во внешней политике Вашингтона уделяется значительное внимание, и по-прежнему, без особого успеха. Россия достраивает «Северный поток — 2» и намерена начать поставки газа в Европу по этой ветке в конце этого года. Что касается Афганистана, то переговоры с движением «Талибан» по афганскому урегулированию тоже протекают довольно сложно.
Судя по выступлению Мэтью Климова перед членами Сената, США, помимо политических интересов в регионе, имеют и коммерческие, также связанные с туркменским газом. Это означает, что американские компании могут принять участие в реализации проектов по диверсификации туркменского газового экспорта.
В целом, американские официальные лица всегда отмечали, что нейтральная политика Ашхабада оказывает стабилизирующее влияние на непростую ситуацию в Центральной Азии. В частности, они особо подчеркивали туркменскую помощь в решении социально-экономических проблем Афганистана.