ТАШКЕНТ. Новые транспортные проекты позволят решить несколько задач, главная из которых — стратегическая.
Директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) Элдор Арипов объяснил, в чем ценность железнодорожных магистралей «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» и «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» — так называемого «Кабульского коридора».
Решимость без политической подоплеки: Иргашев об афгано-узбекских проектах
В Агентстве информации и массовых коммуникаций прошел брифинг, посвященный основным итогам участия президента республики Шавката Мирзиёева в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и саммите Совета по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Железная дорога «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» станет кратчайшим путем из Китая в страны Европы и Ближнего Востока, отметил Элдор Арипов. Расстояние сократится на 900 километров, а время доставки грузов — на семь-восемь дней.
«По оценкам экспертов, перевозка грузов в объеме не менее пяти миллионов тонн в год может полностью покрыть расходы на строительство дороги, — заявил директор ИСМИ. — Перспективность данного проекта демонстрирует уже налаженный автокоридор «Кашгар – Иркештам – Ош – Андижан – Ташкент», который впервые позволил автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить на Китай».
Еще один перспективный проект — строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» с выходом на пакистанский порт Гвадар. Узбекистан, Афганистан, Россия, Казахстан и Пакистан уже приступили к его обсуждению. В декабре прошлого года и в марте этого в Ташкенте прошли пятисторонние встречи глав железнодорожных ведомств. Было решено создать рабочую группу по реализации проекта.
Кратчайший путь для рывка: кому и зачем нужен «Кабульский коридор»
Пакистан все активнее торгует с государствами Центральной Азии и странами СНГ, отметил Арипов. Ожидается, что к 2025 году объем торговли составит шесть миллиардов долларов.
«Единственное, что ее сдерживает, — отсутствие прямых транспортных коридоров», — сказал директор института.
Он также добавил, что этот коридор свяжет кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном. Также государства Южной Азии получат возможность выхода на рынки СНГ и Европы.
Более того, вместе с линией «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» дорога «Мазари – Шариф-Кабул – Пешавар» решит стратегическую задачу — объединит четыре крупнейших транспортных коридора в Китае, СНГ, Европе и Южной Азии.
Транспортные коммуникации не только решают проблемы взаимосвязанности. Они дают новые рабочие места, стимулируют торговлю, мотивируют развитие, отметил Арипов.
Мирзиёев предложил ввести сквозной тариф по железной дороге из Китая в Европу
«В целях обеспечения финансирования указанных транспортно-инфраструктурных проектов президентом Узбекистана была озвучена инициатива создания «Финансового диалога для стран Центральной Азии и Афганистана». Выступая на саммите ШОС в Бишкеке, президент предложил также разработать и принять Стратегию ШОС по развитию взаимосвязанности экономических и транспортных коридоров», — рассказал директор ИСМИ.Напомним, в ходе выступления на форуме «Один пояс – один путь», который прошел в Пекине в апреле, глава государства также отметил актуальное значение раскрытия транзитного потенциала Центрально-Азиатского региона и формирования экономического коридора Китай – Центральная Азия – Западная Азия. Тогда же он предложил ввести сквозной тариф на железнодорожные перевозки по маршруту: порты Желтого моря – Центральная Азия – Европа.