29 мая состоится саммит Евразийского союза в Нур-Султане, по итогам которого ожидается принятие серьезных экономических решений.
Одной из тем переговоров глав государств могут стать поставки казахстанской нефти в Беларусь, увязываемые с перспективой создания единого энергорынка ЕАЭС. Однако Беларуси и Казахстану предстоит согласовать данный вопрос с Россией, по территории которой может быть осуществлен транзит нефти. О том, при каких условиях усилия Беларуси по диверсификации нефтяных поставок станут рентабельными, и сможет ли это произойти в ближайшее время, читайте в статье «Евразия.Эксперт».
Диверсификация поставок
23 мая президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с послом Казахстана Ермухаметом Ертысбаевым заявил о том, что в рамках политики диверсификации поставок углеводородного сырья республика вполне могла бы закупать казахстанскую нефть. По его словам, такой шаг связан, в том числе, с завершением в этом году модернизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которая упростит закупку сырья на мировых рынках. Хотя придется поставлять казахстанскую нефть через территорию России, проблема является решаемой, поскольку все три страны являются участниками ЕАЭС.
Со стороны Казахстана никаких препятствий к этому, с точки зрения Ертысбаева, вообще нет. «Буквально вчера посол Беларуси в Казахстане Ничкасов провел очень интенсивные и важные переговоры с отраслевым ведомством по поставкам нефти и нефтепродуктов, – отметил он, – Мы готовы, вообще никаких проблем нет. У нас нефти и нефтепродуктов предостаточно». Правда, такие поставки по своим трубопроводам вначале должна одобрить Россия, у которой своей нефти в избытке. Поэтому вопрос поставок казахстанской нефти в Белоруссию Ертысбаев предлагает решить на переговорах отраслевых ведомств трех стран.
Причины диверсификации: мифы и реальность
Заявление Лукашенко прозвучало на фоне ситуации загрязнением поступающей в нефтепровод «Дружба» российской нефти хлоридами. Как выяснилось, их намеренно сливало в нефтепровод одно из частных предприятий в Ульяновской области. На Мозырский НПЗ загрязненная российская нефть попала 19 апреля. Допустимый ГОСТом уровень содержания хлоридов был превышен в десятки раз, после чего Польша и ряд других стран 24 апреля прекратили прием российской нефти. Поскольку же нефть по «Дружбе» поступала во все страны Восточной Европы, скандал с ее загрязнением быстро вышел на международный уровень.
Вскоре в Минске заговорили о компенсации, которую Москва должна будет выплатить за поврежденное оборудование и недополученную заводами прибыль. 20 апреля председатель госконцерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что Минск будет настаивать на выработке компенсационных механизмов.
«Исходя из уникальности оборудования, его ремонт будет занимать от полугода и больше, – отметил он, – Если говорить о денежном выражении, то это как минимум десятки миллионов долларов, ущерб может исчисляться многими сотнями миллионов долларов». Позднее, 11 мая, информацию о том, что нанесенный Беларуси загрязненной нефтью ущерб измеряется сотнями миллионов долларов, подтвердил и Лукашенко.
Однако планы белорусской стороны по дополнению поставок российской нефти за счет других стран не увязываются с аварийной ситуацией на трубопроводе. Напротив, усилия в данном направлении прилагались Минском задолго до данного инцидента, и были вызваны планирующимся ростом затрат на энергоносители из-за российского налогового маневра. Впрочем, до сих пор вопрос альтернативных поставок нефти упирался в стоимость логистики.
Чья нефть лучше
На этом непростом фоне белорусский президент и озвучил тезис о том, что планирует закупать нефть у Нур-Султана. Однако делать это Минску и ранее ничего не мешало. Казахстанская нефть в настоящее время поставляется по трубопроводной системе «Транснефти» на Запад через порты Усть-Луги и Новороссийска. Перенаправить ее в сторону Беларуси, как отмечают эксперты, можно без особых сложностей. Проблема заключается в том, что казахстанская нефть окажется дороже, поскольку Россия поставляет ее без таможенных пошлин, а Казахстан эти пошлины будет взимать.
Два года назад Беларусь уже пыталась закупать казахстанскую нефть, которая обошлась ей в $37 за баррель, тогда как российская на тот момент стоила $30. В итоге за год Минск переплатил за нее почти $5 млн.
Последние заявления белорусской стороны о закупках казахстанской нефти, как предполагают отдельные российские аналитики, связано со стремлением усилить позиции Беларуси накануне переговоров с Россией о компенсации ущерба за загрязненную нефть. Дело в том, что Минэнерго РФ считает, что ущерб от загрязнения нефти гораздо скромнее и оценивает его менее чем в $100 млн. Другой причиной может быть стремление Беларуси усилить свои позиции в ходе обсуждения компенсации потерь от налогового маневра в российской нефтянке. Для Минска, который будет вынужден закупать нефть по мировым ценам, этот вопрос является крайне болезненным, что и объясняет настойчивый поиск путей его решения.
Закупка же Беларусью казахстанской нефти станет реальной лишь после того, когда в ЕАЭС будет создан единый нефтяной рынок и полностью отменены таможенные пошлины. Но и в этом случае на конечной стоимости нефти будет сказываться стоимость ее доставки до белорусских НПЗ по российским трубопроводам.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук