НУТ-СУЛТАН. 16 мая в Нур-Султане (бывшая Астана), неподалеку от здания конгресс-центра, где проходил Астанинский экономический форум, около 40 женщин с детьми устроили несанкционированный митинг, требуя встречи с Нурсултаном Назарбаевым.
Митинг прошел под неофициальным лозунгом «Жилье нашим детям!». К слову, на форуме присутствовал и выступил не только Елбасы, но и действующий президент Касым-Жомарт Токаев.
15 суток за плакат
Это далеко не первое проявление социального протеста после прихода к власти К. Токаева. Всё началось с ежегодного алматинского марафона, в ходе которого активисты Асия Тулесова и Бейбарыс Толымбеков развернули по пути следования бегунов баннер «От правды не убежишь» с хештэгом «#у меня есть выбор» на русском и казахском языках.
Полиция отреагировала достаточно предсказуемо, задержав гражданских активистов и сопроводив их в участок. Вскоре состоялся суд, который признал их виновными в нарушении статьи Административного кодекса РК, регламентирующей порядок организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, и назначил наказание в 15 суток и штраф.
В принципе решение было довольно ожидаемым, поскольку в последнее годы власть весьма настороженно относилась к подобного рода проявлениям социального недовольства, предпочитая сразу блокировать его правовыми и силовыми методами. Однако после добровольной отставки Елбасы Нурсултана Назарбаева и прихода на пост президента Касым-Жомарта Токаева в обществе возникли некие ожидания перемен, либерализации общественно-политической жизни.
Надо сказать, что их нельзя назвать абсолютно беспочвенными. Так, например, после прихода к власти К. Токаева в РК прекратились блокировки «Фейсбука». (Правда, это продолжалось недолго.) И на фоне этих ожиданий максимальное наказание, назначенное активистам, вызвало в обществе целую гамму чувств – от недоумения до возмущения.
По миру прокатилась волна акций в их поддержку. Казахстанские студенты провели пикеты с плакатами «От правды не убежишь» возле посольств Казахстана в Будапеште, Лондоне, Милане, Париже, Праге, Риме, Стамбуле, Тбилиси.
Также проявила активность казахстанская молодежь: арт-активист Роман Захаров на центральном проспекте Алматы повесил баннер с цитатой из Конституции: «Единственным источником государственной власти является народ». Сначала суд назначил ему 5 суток ареста, но потом он был досрочно освобожден.
Вскоре поддержка А. Тулесовой и её товарищей приобрела формы республиканского молодежного флешмоба: в Уральске был задержан молодой человек, который вышел на площадь с пустым плакатом, затем были задержаны столичные девушки, которые вообще держали воображаемый плакат. Нечто похожее прошло в других крупных городах страны.
Силовые органы оказались в довольно глупом положении – не реагировать нельзя, но любое силовое действие воспринимается обществом крайне негативно. При этом особая ирония заключается в том, что это все происходит в Год молодежи.
Тень Джина Шарпа в степях Казахстана
Над ситуацией можно было бы посмеяться, но все это довольно сильно напоминает методики ненасильственного сопротивления, изложенные в книге Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», которые активно применялись в ходе т.н. цветных революций, прокатившихся по постсоветскому пространству. Из первых шести пунктов, описывающих методы ненасильственного протеста и убеждения, было использовано пять – публичные выступления, письма протеста или поддержки, декларации организаций и учреждений, публичные заявления известных людей, групповые или массовые петиции.
Напомним, что суть этих методик заключается в том, чтобы противостоящая сторона, в данном случае власть, признала правоту и моральное превосходство участников сопротивления, а участники протеста получили общественную поддержку.
Активисты действительно добились своего: привлекли внимание общества к проблеме грядущих президентских выборов, активизировали общественную дискуссию по этому вопросу и получили поддержку по всей стране. Характерный штрих: после того как суд назначил участникам акции штрафы (около 130 долларов), нужные суммы были собраны через систему краудфандинга за час-полтора.
Возможно, именно сходство методик и технологий заставило власти нервничать и предпринимать жесткие меры. Тем более что биография А. Тулесовой довольно интересна. Она успела завоевать расположение жителей Алматы, реализовав проект AlmatyUrbanAir, который показывает качество воздуха в городе, не отличающемся хорошей экологией. Кроме того, она внучка известного писателя Ильяса Жансугурова и наркома просвещения Казахской ССР Ураза Джандосова. Получила дополнительное образование в США, работала в анимационной студии Pixar, сотрудничает с рядом американских организаций, в т.ч. с Фондом Сороса.
Не исключено, что власть, находящаяся в некотором напряжении накануне выборов, решила перестраховаться.
Недолгая оттепель
Следующие акции протеста были гораздо масштабнее. Так, в первомайские праздники в гг. Нур-Султане, Алматы, Семей (Семипалатинск), Караганде и Актобе (Актюбинск) состоялись несанкционированные митинги граждан. Примечательно, что накануне праздников Генеральная прокуратура выступала с неоднократными предупреждениями, что участие в митингах будет рассматриваться как нарушение закона с вытекающими из этого последствиями.
Тем не менее немногочисленные группы граждан объединились и не только высказали свою позицию по текущим вопросам, но и выкрикивали лозунги запрещенного в стране движения«Демократический выбор Казахстана» довольно резкого содержания, например, «Шал кет!», что в переводе с казахского значит «Старик, уходи!». Также звучали фразы «Моя столица Астана!», «От правды не убежишь!», «Мы никого не боимся!», «Полиция вместе с народом!»…
Надо отметить, что полиция, несмотря на полную готовность, отнеслась к митингующим довольно лояльно. Лишь после того, как возбужденные граждане пошли по одной из центральных улиц Алматы, мешая дорожному движению, наиболее активные митингующие были «упакованы» в полицейские автобусы. По данным полиции Алматы, в отделы было доставлено 80 человек. В других городах эта цифра меньше. Тем не менее первомайские выступления стали самыми массовыми после т.н. земельных митингов 2016 г.
Политологи, комментируя произошедшее, сошлись во мнении, что власть оказалась в непростом положении. С одной стороны, «резиновые дубинки – сегодня не самый лучший аргумент. Есть законы, на них власть продолжит ссылаться. Сильно заигрывать с недовольными не станут, иначе это в Казахстане воспримут как слабость. При этом фактор выборов делает власти более осторожными и вынуждает их воздерживаться от радикальных и непопулярных мер», заявил политолог, президент фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. По его словам, всему казахстанскому обществу нужна модель рационального поведения.
Однако с рациональным поведением остаются проблемы. Так, 9 мая в Казахстане наблюдались трудности с доступом к социальным сетям Facebook, Youtube, Instagram и Telegram. Между тем тот самый Д. Шарп предупреждает, что блокирование информации о ненасильственных способах решения проблем лишь помогает укреплять мнение людей, считающих, что насилие – единственный способ борьбы.
* * *
Пока готовился материал, стало известно, что алматинская молодежь запустила новый проект: нужно пробежать от проспекта Назарбаева до улицы Правды. Хештег акции «#отназарбаевакправде». О реакции власти пока ничего не известно.