Соединенные Штаты стремятся усилить военное сотрудничество со странами среднеазиатского региона, явно делая ставку на Узбекистан. Вслед за Вашингтоном свой взор на Ташкент обращает и Великобритания. Закрепиться на территории стратегически важной Центральной Азии – давняя амбиция США, и главное, что им мешает – это военное присутствие России, которую они для начала мечтают вытеснить из сферы военно-технических связей.
М16 вместо «Калашникова»
В начале 2019 года глава Центрального командования Вооруженных сил США (ЦЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел сделал любопытное заявление о том, какие задачи Штаты ставят перед собой в плане развития военно-технических связей со среднеазиатскими республиками. В письменном вступительном слове к слушаниям в комитете по делам вооруженных сил Сената он подчеркнул, что США стремятся к тому, чтобы страны Центральной Азии отказались от военных закупок в России и переключились на контракты с самими Штатами. Столь откровенное заявление из Вашингтона звучит, пожалуй, впервые, и многое говорит о том, какие цели он преследует в регионе.
Главным препятствием для достижения этих целей на сегодняшний день является дороговизна американских систем вооружения по сравнению с традиционными для региона российскими.
Более высокие цены, по мнению Вотела, препятствуют тому, чтобы страны типа Казахстана переходили на американские системы. Тем не менее интерес к развитию военно-технических связей с США, по его словам, уже выразил Узбекистан, который даже предоставил список заинтересовавшего его американского оружия. И такая заинтересованность «представляет уникальную возможность увести Узбекистан в сторону от военных закупок из России».
Военные связи на подъеме
В последнее время США заметно активизировали свои военные связи с Ташкентом. Так, в январе этого года силы специальных операций Узбекистана впервые в истории приняли участие в совместных учениях «Южный удар» на военной базе Кэмп Шелби (штат Миссисипи) США. Кроме того, в рамках этих учений военная делегация Узбекистана во главе с министром обороны Абдусаломом Азизовым посетила город Тампа во Флориде для переговоров с руководством Центрального командования США, в сферу ответственности которого входит Восточная Африка, Средний Восток и Центральная Азия. На переговорах обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, совместной подготовки военнослужащих и проведения учений.
В августе прошлого года военнослужащие ЦЕНТКОМа участвовали в обмене опытом с узбекскими военными по ведению боевых операций в горах на полигоне «Фориш» в Джизакской области Узбекистана.
В проведении этого «тренинга» с американской стороны, как сообщает посольство США в Узбекистане, участвовали шесть инструкторов Центра сухопутных войск ВС США по подготовке к боевым действиям в северных районах. Помимо армии американцы консультируют и другие силовые структуры республики. Так, в апреле сотрудники Федерального бюро расследований проводили обучение по ведению послевзрывных расследований в центре подготовки кадров при Генеральной прокуратуре Узбекистана.
Британский вклад
Вслед за США военные связи с Узбекистаном стремится активизировать и Британия. 15 февраля узбекская делегация во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым в ходе Мюнхенской конференции по безопасности встретилась с министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном. На встрече обсуждался стандартный круг вопросов: состояние двусторонних связей, международные и региональные проблемы, современные вызовы и угрозы безопасности. При этом Уильямсон выразил заинтересованность в активизации военных связей и обещал содействовать реформированию узбекских вооруженных сил.
Британия, которая, в отличие от США, ярко выраженных военно-стратегических интересов в Центральной Азии до сих пор не имела, явно следует в фарватере политики Вашингтона по усилению военных и дипломатических связей с Узбекистаном.
Одновременно обсуждается и активизация сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах, что должно создать для развития военных связей с Ташкентом благоприятный фон. Очевидно, англосаксонские державы в данном случае предпочитают действовать в русле общей политики, направленной на проникновение в центральные районы Евразии.
Россия как главный раздражитель
С точки зрения контроля над Евразией Центральная Азия, расположенная на границах России, Китая и Ирана, – крайне важный регион. И главное, что мешает Штатам закрепиться на его территории – это Россия, военные позиции которой на сегодняшний день значительно сильнее американских. С Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном РФ связана соглашением по ОДКБ, а с Узбекистаном – договором о союзнических отношениях 2005 г., рассматривающем нападение на одну из стран как агрессию против обеих сторон.
Военные планы Москвы, такие, как развертывание системы ПРО на всей территории ОДКБ, вызывают в Вашингтоне явное раздражение. Тем не менее англосаксы предпочитают действовать в Центральной Азии не спеша, получая доступ к различным силовым структурам и постепенно наращивая свое политическое влияние.
Планы по вытеснению России с местного рынка вооружений – лишь один из шагов, направленных на ослабление ее позиций и усиление военного присутствия США. Главным объектом их интереса на сегодняшний день является Узбекистан, явно демонстрирующий стремление улучшить свои отношения с Западом. И поэтому основные политико-дипломатические усилия Вашингтона и Лондона в ближайшее время будут направлены именно на Ташкент.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук