Нефтяное истощение Узбекистана: НПЗ есть, сырья недостает

После развала Советского Союза власти Узбекистана решили любой ценой увеличить нефтедобычу и добиться нефтяной независимости.

Ставку сделали на разработку мелких месторождений, которые в советское время были признаны нерентабельными. Это позволило за период с 1991 по 1998 год утроить объёмы добычи (доведя производство нефти и конденсата с 2,8 млн. до 8,2 млн. тонн) и с 1995 года начать экспорт нефти.

Но радость нефтяной независимости была недолгой: с 2002 года объемы добычи нефти в республике стали падать и в 2005 году Узбекистану пришлось возобновить (в основном из Казахстана) импорт сырой нефти. Причина – истощение запасов действующих месторождений, а также сложности, связанные с технологией разработки заводненных объектов.

Скрывая ухудшающуюся ситуацию, власти с 2013 года перестали публиковать статданные по объёмам нефтедобычи. Однако, по оценкам британской BP, в 2015 году они не превысили 3 млн. тонн, причём на долю собственно нефти пришлась примерно половина этого объёма. Таким образом, производство жидких углеводородов сократилось до прежних объемов.

Узбекистан пытается решить проблему дефицита как импортом сырой нефти и нефтепродуктов, так и поиском новых запасов сырья. С этой целью «Узбекнефтегаз» стал приглашать в свои проекты геологоразведочных работ (ГРР) иностранные компании: российские «ЛУКОЙЛ» и «Газпром», китайскую СNPC, южнокорейские KNOC и Daewoo, малайзийскую Petronas, вьетнамскую Kossor Operating Company. По данным «Узбекнефтегаза», иностранным компаниям передано более 60% общей площади перспективных на углеводороды участков.

Однако результаты оказались более чем скромными. В частности, из-за низких коммерческих запасов приняла решение о прекращении дальнейшего поиска нефти на двух инвестблоках в Ферганском регионе – Чуст-Папском и Наманган-Тергачинском – KNOC. От дальнейшей разработки ряда инвестблоков отказались Daewoo и Petronas. Сам Узбекистан рассматривает возможность участия в разработке месторождений углеводородов на севере Афганистана.

Доказанные запасы нефти в стране составляют всего около 530 млн. тонн, газоконденсата – 480 млн. тонн, причём эти объёмы распределены среди свыше 200 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений.

Основной объем добычи нефти обеспечивается разработкой месторождений на юго-западе Узбекистана (Кокдумалак, Шуртан, Южная Тандирча). Наибольшие объёмы конденсата и нефти производят СП «Узбекнефтегаза» с «Газпромом» – «Гиссарнефтегаз» и «Кокдумалак-Газ», суммарно это около 350 тыс. тонн в год.

Падение показателей нефтедобычи продолжается. Так, если в 2017 г. она составила 806 тыс. тонн (падение на 6,3%), то в 2018 г. – 746,4 тыс. тонн (снижение на 8,2%). В январе-феврале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года РУз сократила добычу нефти и газового конденсата на 5,3% (до 115,5 тыс. тонн) и 2,5% (более 344,8 тыс. тонн) соответственно.

Производимого сырья не хватает на обеспечение внутренних потребностей страны. Обвал в нефтедобыче привел к тому, что загрузка трех нефтеперерабатывающих заводов (общая мощность которых составляет около 11 млн. тонн) не достигает и 50%. Тем не менее республика увеличивает выпуск нефтепродуктов. Если в 2016 г., по данным Argus Media, было произведено 1,13 млн. тонн бензинов и 0,98 млн. тонн дизельного топлива, то по итогам прошлого года соответственно 1,15 млн. тонн и 1,08 млн. тонн.

Производство нефтепродуктов растет за счет увеличения импорта сырья. Так, в 2016 г. с месторождения Кумколь компанией «Тургай Петролеум» в адрес Ферганского НПЗ было поставлено 188 тыс. тонн казахстанской нефти. В том же году из Туркмении на Бухарский НПЗ китайская Petrochina поставила около 111 тыс. тонн газового конденсата. В 2018 году из Казахстана было ввезено более 260 тыс. тонн сырья. Россия за два месяца этого года поставила 70 тыс. тонн нефти. Отметим, что в Узбекистане импортируемое топливо до 2020 года освобождено от уплаты таможенных платежей, а НПЗ – от уплаты налога на прибыль с направлением этих средств на техническое и технологическое обновление производственных мощностей.

Несмотря на проблемы с сырьем, в стране активно наращивают мощности по производству топлива. Среди значимых проектов выделяется строительство завода по выпуску синтетического жидкого топлива (GTL) в Кашкадарьинской области и Джизакского НПЗ. Завод GTL ежегодно будет выпускать около 1,5 млн. тонн синтетического жидкого топлива стандарта «Евро 5», в том числе 743,5 тыс. тонн дизельного топлива, 311 тыс. тонн авиакеросина, 431 тыс. тонн нафты и свыше 50 тыс. тонн сжиженного газа.

Сырьевой базой станет метан Шуртанского газохимического комплекса. Ввод завода в эксплуатацию ожидается в 2020 году. По словам председателя правления «Узбекнефтегаза» Бахрома Ашрафханова, «в результате мы сможем использовать часть импортируемой сырой нефти, которая шла на производство авиакеросина и дизельного топлива, для выпуска бензина. Это обязательно приведет к снижению себестоимости и к снижению цены на бензин и в целом на нефтепродукты».

Перерабатывающие мощности Джизакского НПЗ, сырье на который планируется поставлять с месторождений России и Казахстана, составят 5 млн. тонн сырой нефти в год с получением широкой линейки нефтепродуктов. Однако начатое в 2017 году строительство НПЗ (которое должно было завершиться в 2022 году) приостановлено на неопределенное время в связи с «пересмотром концепции реализации проекта». Приоритет отдан модернизации (с освоением выпуска нефтепродуктов стандарта «Евро 5») действующих Бухарского и Ферганского заводов. Приостановлены и переговоры, которые велись с российскими и казахстанскими компаниями о поставках сырой нефти на Джизакский НПЗ.

Обсуждались возможности увеличения импорта нефти с месторождений Казахстана и России до 5 млн. тонн. Также рассматривался вариант поставки 5 млн. тонн только из Казахстана. По словам главы Минэнерго РК Каната Бозумбаева, для стабильных поставок нефти в Узбекистан в объеме до 5 млн. тонн необходимы значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру.

Ранее была возможность поставлять в РУз 7-9 млн. тонн нефти в год по трубопроводу Омск – Павлодар – Чимкент – Зафарабад. Но сейчас это технически невозможно: часть труб разобрали на металлолом ещё в 90-х и требуется его восстановление. Сегодня нефть в Узбекистан можно возить только через нефтеналивную эстакаду в Чимкенте. Однако, как заявил вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков, «если Джизакский нефтеперерабатывающий завод будет построен, тогда мы проведем трубу, которая позволит до 5 млн. тонн нефти поставлять в Узбекистан».

Открытым остается и вопрос с источником поставок казахстанской нефти. На расположенной относительно недалеко от казахстанско-узбекской границы Кумкольской группе месторождений в последние годы объемы добычи падают. Поэтому крупные поставки возможны с расположенных в западных регионах Казахстана месторождений (Тенгиза, Кашагана, Карачаганака).

В целом принятие решений о поставках в Узбекистан крупных партий нефти и расширении под это трубопроводов возможно только при определении источников финансирования проектов, гарантиях платежеспособности с узбекской стороны и согласии нефтяных компаний на загрузку дополнительных мощностей. Таким образом, систематически сталкивающийся с нехваткой сырой нефти и нефтепродуктов Ташкент обречён на растущую зависимость от их импорта из соседних стран – Казахстана, России, Туркменистана.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.