МОСКВА. За время, прошедшее после распада СССР, постсоветские страны пошли разными дорогами. Одни страны брали за образец западные модели развития. А кто-то наоборот – активно сотрудничал с соседями, укреплял экономические связи вплоть до создания единого Экономического Союза.
Образцовой моделью второго пути – евразийской интеграции – является Казахстан, создавший работающую экономику, привлекательную для инвестиций и нацеленную в будущее. К такому выводу пришли российские и казахстанские эксперты, журналисты и блогеры в рамках пресс-конференции «Евразийская интеграция за 25 лет: от идеи – к устойчивому союзу», прошедшей в МИА «Россия сегодня».
Экономическая привлекательность
Первые идеи о необходимости экономической интеграции постсоветских стран были высказаны ровно 25 лет назад в МГУ первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В дальнейшем именно предложения лидера Казахстана идеи легли в основу Евразийского экономического союза. Эксперты обсудили, как работают эти идеи, и какие вызовы диктует новое тысячелетие.
«Казахстан во многом благодаря усилиям первого президента относится к числу основных выгодополучателей от создания союзного государства, — отметил политолог Никита Мендкович. — Не секрет, что Казахстан очень пострадал от распада промышленных связей. Россия и Беларусь легче пережили этот кризис. Им удалось сохранить многие промышленные объекты. Казахстану в постсоветский период приходилось очень тяжелыми усилиями восстанавливать свою мощь».
Одним из факторов восстановления индустриальной мощи республики стала именно евразийская интеграция. Политолог Никита Медкович отметил, что сегодня в Казахстане действуют более девяти тысяч предприятий с участием российского капитала и технологий. Это более трети всех совместных предприятий, зарегистрированных в республике, и в два раза больше, чем было на момент заключения договора о Евразийском Союзе. Сумма инвестиций из России в Казахстан – чуть меньше 13 миллиардов долларов, что в разы больше, чем аналогичный поток инвестиций из Казахстана в Россию.
Посол Казахстана в Бельгии: России и ЕАЭС нужен сильный Европейский союз
«Участие Казахстана в общем рынке привлекает инвесторов из дальнего зарубежья, — констатировал Никита Мендкович. – Как пример можно назвать завод одной из крупных китайских автокорпораций по производству кроссоверов для российского рынка. Казахстан был выбран площадкой для этого предприятия из-за относительно низкой налоговой нагрузки и дешевой рабочей силы. Поскольку по условиям союзного договора казахские производители имеют равные доступы на общие рынки, очевидно, что здесь Казахстан также выступил бенефициаром».
Вызовы технологической эры
Профессор кафедры социологической политологии РГГУ Людмила Адилова отметила, что Нурсултан Назарбаев всегда чутко улавливал тренды времени. Например, он понял, что надо создавать объединение государств, отдельное от СНГ.
«СНГ на постсоветском пространстве работает и по сей день, — сказала профессор Людмила Адилова. — Но нужны были новые импульсы развития, с помощью которых можно было бы удерживать постсоветское пространство. Нужна была стабильность и умение работать с конфликтной средой».
По словам Адиловой, Казахстан в настоящий момент представляет собой успешный постсоветский государственный проект. Руководители многих стран боятся, что Россия возродит империю, однако Нурсултан Назарбаев еще 25 лет назад дал понять, что ни о каком политическом подчинении государств экономического союза и речи быть не может. Только взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Не догнать, а перегнать: СНГ отправляется в цифровое будущее
«История развивается по схеме – вызов-ответ, — подчеркнул координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов. – Если ты ответ нашел – ты состоялся как цивилизация. Если нет, то, как говорил Чингисхан, ты растаешь, как струйка дыма во мраке ночи. Сейчас мы находимся в самом начале становления нового технологического мирового порядка».
Новая технология, по его мнению, требует новых социальных отношений, меняет мир. И на этот вызов надо ответить, создать свою, евразийскую цивилизацию, считает Масаулов. ru.sputniknews.kz