Заявление Нурсултана Назарбаева о том, что он снимает с себя полномочия президента Казахстана, готовилось давно, но все равно стало неожиданным как для казахстанцев, так и для мирового сообщества.
Сюрпризом оказался и тот факт, что преемником первого президента стал занимавший пост председателя Сената Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Чем была вызвана отставка Назарбаева, какую реакцию это вызвало в Казахстане, изменится ли политика Астаны и что думают о кандидатуре Токаева на родине и за рубежом, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, казахстанский политолог Жумабек Сарабеков.
— Жумабек Адилбекович, с чем связана отставка Нурсултана Назарбаева?
— Нужно прежде всего сказать, что данное решение было принято не за месяц или за несколько дней. Это решение готовилось последние несколько лет, что мы могли наблюдать в передаче части полномочий президента парламенту, правительству, в принятии нового закона о Совете безопасности, председателем которого Назарбаев становится. Это мы могли наблюдать и в других действиях казахских властей, которые готовили почву к тому, чтобы в нужный момент реализовать данный сценарий, который, на мой взгляд, был бы оптимальной моделью для обеспечения устойчивого и стабильного развития страны.
Назарбаев преследовал цель обеспечения плавного и предсказуемого тренда в деле передачи власти – передачи президентских полномочий.
— Касым-Жомарт Токаев вступил в должность президента. Как в казахстанской политической элите и в обществе отреагировали на это?
— Нужно сказать, что для всех это было неожиданностью – и для внутренней аудитории, и для внешней тем более. С другой стороны, имя Токаева неоднократно называлось в качестве возможного преемника. Потому что, согласно Конституции Казахстана, в случае досрочного завершения президентских полномочий руководителем страны становится председатель Сената.
С одной стороны, реализация данного сценария ожидалась. Но никто до конца не был уверен в том, что передача власти будет реализована именно по такому пути.
Токаев – очень опытный политик, который пользуется популярностью у народа. Решение главы государства не вызывает особых сомнений и непониманий со стороны элиты и населения.
Кандидатура Токаева также позитивно оценивается и нашими зарубежными партнерами. Потому что это опытный дипломат, который занимал разные должности. В целом, его кандидатура была оценена очень позитивно.
— Как казахстанский народ отреагировал на отставку президента?
— Во-первых, в данном случае необходимы какие-то социологические исследования. Первой реакцией у подавляющего большинства было чувство какой-то тревоги. В умах многих казахстанцев слово «президент» ассоциировалось с Назарбаевым.
У большинства людей отставка Назарбаева вызвала чувство тревоги. В то же время, как отметил сам президент, он никуда не уходит. Он продолжит работу на благо казахстанского народа.
Но опять-таки, как я уже сказал, необходимо опираться на социологические опросы.
— По какому пути развития пойдет Казахстан после ухода Назарбаева, при Токаеве? Станем ли мы свидетелями внедрения каких-либо реформ в стране?
— На мой взгляд, при Токаеве реформы, начатые при первом президенте, будут продолжены. Экономическая модернизация, модернизация политических институтов будут продолжены. Но все эти процессы будут происходить в рамках преемственности власти. Какой-то кардинальной смены курса во внутренней политике я не ожидаю.
Токаев является одним из авторов многовекторности во внешней политике, которую Казахстан практиковал на протяжении всех лет независимости.
Поэтому в нынешней политике курс первого президента будет продолжен. Во внутренней политике, как я уже сказал, акцент на реализацию реформ будет сохранен.
— Как уход Назарбаева скажется на дальнейшем развитии ЕАЭС?
— На текущий момент Евразийский экономический союз показал свою жизнеспособность и состоятельность. Первый президент Казахстана является автором евразийской организации.
Казахстан заинтересован в дальнейшем пребывании в составе ЕАЭС.
— Не попытаются ли США и Европа наладить более тесные контакты с новым президентом Казахстана?
— Не только США, но и все страны, все ключевые партнеры нашей страны, Россия и Китай будут заинтересованы в том, чтобы наладить тесное партнерство с новым президентом Казахстана. Здесь дипломатический опыт Токаева и то, что он учился в МГИМО, получил образование в ведущем вузе России, поработал при ООН, в Китае его очень хорошо знают – все это играет ему на руку. Это будет способствовать укреплению партнерских связей Казахстана.
— Будут ли внесены какие-то корректировки в курс Назарбаева по сотрудничеству со странами Центральной Азии?
— Повторюсь, что первый президент Казахстана никуда не уходит. Он сохраняет свое участие в выработке внешней политики. У него есть широкие полномочия в должности председателя Совета безопасности. Тенденция на укрепление региональных связей будет дальше поддерживаться. Кроме того, если мы посмотрим на очередность, в которой президент общался по телефону с международными лидерами, то увидим, что первые переговоры прошли с российским президентом Владимиром Путиным, потом состоялась беседа с президентом Узбекистана, потом с президентом Кыргызстана и т.д. Это означает, что фокус на регион будет сохранен.