Киргизия ожидает Владимира Путина, государственный визит которого назначен на 28 марта с.г. Как готовятся в Бишкеке к этому визиту? Есть ли в стране силы, сопротивляющиеся дальнейшему сближению Бишкека и Москвы? Как внутриполитическая борьба может сказаться на отношениях с Россией? Мнение по этим вопросам по просьбе «Ритма Евразии» высказал киргизский политолог Марс Сариев.
– В правящей Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), судя по всему, царят разброд и шатание. Одна группировка назначает съезд на 6 апреля, другая утверждает иную дату – 3 апреля. Учитывая, что два президента страны – нынешний и бывший – состоят в этой партии и хотят сохранить свое влияние, при этом будучи политическими противниками, можно ли предположить, что съезд покончит с этой внутрипартийной борьбой и ей на смену придет наконец созидательная деятельность?
– Нынешняя власть хотела с помощью бывшего члена партии Сагынбека Абрахманова (основатель движения «СДПК без Атамбаева») выбить из СДПК бывшего президента Алмазбека Атамбаева, являющегося председателем партии. Это ей тем более важно с учетом очередных выборов в парламент в 2020 году. Но лидер нового движения не оправдал ожиданий. Теперь подключена тяжелая артиллерия в лице Исы Омуркулова (лидер парламентской фракции СДПК), который был как бы нейтральным в последнее время, хотя и считался человеком Атамбаева, но теперь вынужден перейти на сторону власти.
И. Омуркулов выступил против А. Атамбаева. Не зря телеканал «Апрель» принадлежащий экс-президенту, теперь упоминает его как предателя. И предателем его также называют несколько депутатов СДПК, такие как Ирина Карамушкина, Асель Кодуранова. Власть не может выдавить из партии ее председателя экс-президента Атамбаева, не получается. Соответственно, теперь возникает задача разделить партию на несколько частей, противоборствующих группировок, тогда влияние председателя на членов партии уменьшится, сторонников у него станет меньше. И еще деталь. Простым людям тяжело разобраться, кто с кем и за что борется внутри партии, пока занимающей первое место по популярности.
Следует отметить, что власть стала привлекать к сотрудничеству опальных политиков и чиновников. К примеру, Мелис Мырзакматов, бывший мэр южной столицы (осужден условно, сбежал из страны), основатель партии «Улутар биримдиги», начал активничать, штаб его партии возглавила Клара Соронкулова, бывший член Конституционной палаты, уволенная при Атамбаеве. И он может поддержать власть.
– Но как он это сделает? Ведь Мырзакматов осужден на несколько лет, как только он вернется из зарубежья, его сразу должны арестовать…
– Сейчас на свободу выходят осужденные за попытку свержения власти политические деятели, например Бектур Асанов, которые были осуждены при прежнем президенте. И Мырзакматов тоже может попасть под амнистию, как человек подвергшийся политическим репрессиям, хотя статья у него уголовная. Но если даже не вернется, то влияние у него на юге большое, он может руководить дистанционно.
Реанимируются ушедшие в тень другие партии, которые могут стать сателлитами, вроде партий «Замандаш», «Мурас», которая принадлежит одному из богатейших людей республики. К СДПК может присоединиться парламентская партия «Бир Бол». То есть можно будет сформировать сильную политическую платформу, которая станет поддерживать власть и СДПК в той её части, которая за нынешнего президента. И все это с прицелом на парламентские выборы 2020 года.
– Считается, что эта борьба двух президентов, борьба элит негативно сказывается на экономике, социальной сфере. Грубо говоря, политикам некогда обращать на все это внимание. Можно ли говорить, что в случае выигрыша одной из сторон она будет больше времени уделять привлечению инвестиций, строительству школ, созданию рабочих мест, а не политической борьбе?
– Нет. Потому что наши политики думают, что приедут россияне, приедет Путин и «разрулит» экономические проблемы.
– А что, Путин может помирить Жээнбекова и Атамбаева, раздать им, словно сестрам, по серьгам?
– Вполне может быть. Недавно Сооронбай Жээнбеков как-то неожиданно слетал в Сочи на встречу с Владимиром Путиным. И сразу после этого Конституционная плата усложнила процедуру снятия неприкосновенности с бывших президентов, хотя сторонники власти из депутатов пытались лишить Атамбаева неприкосновенности, чтобы предать его суду. Появились какие-то новые пункты в документах, препоны и проволочки, так что даже инициатор этой акции депутат Исхак Масалиев отказался от дальнейших действий.
Нужно упомянуть еще один факт. На днях прошел курултай (народное собрание) рода солто, где были представлены выходцы, занимавшие важные государственные посты, в том числе бывший премьер-министр, министры, политики. Это северный род, и там недовольны, что плохо представлены во власти. Если не считать председателя госкомитета национальной безопасности, то они по-своему правы.
– Но все эти курултаи, родоплеменные собрания, мягко говоря, вещи не совсем современные…
– Это только так кажется. Здесь играет роль тот факт, что у такого многочисленного рода, как солто, появляется хороший инструмент давления на президента. И это прецедент, который может заставить объединяться и начать активничать другие роды. Особенно северные, отодвинутые от власти (нынешний президент представляет юг страны).
– Все эти внутриполитические игры проходят на фоне подготовки к визиту Владимира Путина. Как связаны два эти процесса?
– Как я уже сказал ранее, в руководящих кругах есть надежда на то, что россияне возьмутся «разруливать» экономические проблемы нашей страны. Наверняка будут подписаны важные документы по экономическому сотрудничеству, особенно по энергетике, железнодорожному транспорту, развитию горнорудной промышленности.
Казалось бы, это все выгодно стране. Но не все так просто. Визит Путина часть элит могут попытаться использовать для раскачивания ситуации.
К примеру, на днях бывший министр финансов, а ныне депутат Акылбек Жапаров выступил с неожиданным предложением. Он предлагает распределить регионы Кыргызстана между развитыми странами, которые будут вносить вклад в их развитие. Например, Баткенскую область можно дать Японии, и пусть, мол, японцы поднимут ее, то есть построят дороги, школы, больницы. И так сделают, чтобы все было, как в самой Японии. Другую область предлагается отдать США, третью – России и так далее.
Предложение вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Больше всего возмущены, конечно, патриоты, мол, Жапаров родину предлагает продать. Не исключаю, что за этим стоят США. Недавно ведь приезжал высокий чиновник из Госдепа и пообещал вернуть сворованные изгнанным президентом Курманбеком Бакиевым несколько миллионов долларов.
А вскоре приедет Путин. Именно на время его пребывания в Бишкеке придется пик общественного недовольства, и, хотя предложение Жапарова с Москвой никак не связано, часть недовольства неизбежно перенесется на Россию. На это и нацелена акция Жапарова. И зря некоторые говорят, что его предложение глупое. Он очень умный человек. И все, что он делает, просчитано изначально. То есть это – спланированная антироссийская акция.
Сейчас в политической борьбе будут не раз использоваться такие приемы. Например, один из представителей парламентской партии «Бир Бол» предложил обеспечивать пожизненной пенсией премьер-министров, министров, покидающих свои посты. Естественно, это вызвало негативную реакцию у народа. Пошла волна недовольства всеми бывшими политиками. А это в большинстве своем – противники нынешней власти. Не удивлюсь, если в этой партии активно работают приглашенные из зарубежья политтехнологи или же наши ребята, получившие соответствующее образование в престижных зарубежных вузах, работают.
– Какую цель могут преследовать все эти антироссийские акции?
– На мой взгляд, во власти есть люди, которым не выгодно усиление интеграционных процессов. Представьте, вот придет крупный и средний российский бизнес, займет многие ниши в энергетике, горнодобывающей промышленности. И наши многие олигархи останутся не у дел. Нечем им будет «рулить». А если еще россияне помогут перекрыть границу и остановить поток контрабанды из Китая, которая идет в том числе и в Россию? Местному олигархату это невыгодно, а выгодны стагнация, хаос. Если придут россияне, то все станет структурироваться, будет больше порядка, это инженерный подход. И он устраивает далеко не всех.
Беседовал Эгамберды Кабулов