Туристический потенциал Центральной Азии поистине огромен, и сегодня страны региона начинают все больше осознавать, что его реализация способна помочь им в достижении и своих экономических целей.
В регионе проходит все больше мероприятий, посвященных развитию туризма: 21-22 февраля в Ташкенте состоялся третий Международный Форум гидов, собравший представителей почти 20 государств, а 21-23 февраля в Бухаре прошел Первый Международный форум по зиёрат-туризму (паломническому туризму). Однако главной инициативой, способной раскрыть туристический потенциал региона, является предложенный Даригой Назарбаевой проект «Шелковой визы» – аналога Шенгена для Центральной Азии. Что этот проект может дать региону, какие государства хотят к нему присоединиться и какие риски он несет, в интервью «Евразия.Эксперт» раскрыл кандидат философских наук, заместитель заведующего Отделом «Современной истории и международных исследований» Института истории Академии наук Республики Узбекистан Равшан Назаров.
— Равшан Ринатович, как вы сегодня оцениваете уровень отношений стран Центральной Азии в сфере туризма?
— Великий Шелковый путь вызывает большой интерес во всем мире, имеет очень хороший потенциал в области туризма и турпродуктов, основанных на уникальном и чрезвычайно богатом наследии, природе и традициях народов и культур вдоль маршрута. В 1993 г. Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) стала инициатором долгосрочного проекта по организации и развитию Шелкового пути как туристической концепции.
В 1994 г. представители 19 государств приняли историческую Самаркандскую декларацию по туризму вдоль Шелкового пути. Был также утвержден специальный логотип для использования всеми правительствами, организациями, субъектами частного сектора.
В 2002 г. участники приняли Бухарскую декларацию по туризму вдоль Шелкового пути, в которой подчеркивались выгоды устойчивого туризма и были намечены конкретные меры по стимулированию культурного и экологического туризма в городах, расположенных на Шелковом Пути. В 2004 г. в Самарканде при поддержке ЮНВТО правительством Узбекистана было открыто Турбюро Шелкового пути.
В 1997 г. Всемирная туристская организация выпустила брошюру по туризму вдоль Шелкового пути, которая была высоко оценена странами, участвующими в проекте. В этой брошюре представлен весь спектр информации о туристической продукции, памятниках и достопримечательностях Шелкового пути как единого региона с целью расширения знаний о его туристическом потенциале.
— Чем страны региона привлекают туристов из других государств?
— Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан образуют макронаправления Центральной Азии. Ряд туроператоров присоединяют к макронаправлению Центральной Азии также Азербайджан, Хорасан, Монголию, Синьцзнь (Китай), Тибет. В 2004 г. были зарегистрированы 8 млн международных пограничных пунктов.
Казахстан имеет надлежащие условия для развития туристской индустрии. Взяв за образец турецкую модель развития, страна добилась успехов в деле улучшения своей инфраструктуры. Имея территорию, превосходящую по размерам Западную Европу, Казахстан представляет собой край обширных степей и высоких гор, которые славятся своей неописуемой красотой.
Узбекистан усилено работает над совершенствованием своей инфраструктуры. Сказочные мечети и медресе Самарканда, Бухары, Хивы, с их великолепной архитектурой и красочными изразцами – это лишь небольшая часть того, что имеет отношение к Шелковому пути. В апреле 2019 г. в Сурхандарьинской области пройдет Международный фестиваль искусства бахши. На фестиваль приглашены гости и участники из всех государств Центральной Азии.
Туркменистан, расположенный на Шелковом Пути, имеет выгодное стратегическое положение в регионе. Это одна из стран, которая имеет общие границы и хорошие отношения с Ираном. Ярко-малиновые ковры, созданные нежными руками мастериц кочевых племен, являют собой художественный символ Туркменистана.
Кыргызстан расположен высоко над уровнем моря. Его горы покрыты пышными лесами, а степи – сочными травами. Все это в сочетании с мягким климатом привлекает путешественников.
Таджикистан пытается развивать индустрию туризма путем организации культурных и литературных фестивалей. Что касается культурных и исторических условий, то страна обладает поразительными ресурсами для привлечения туристов. Таджикистан, со своим преимущественно горным ландшафтом, находится в самом сердце Центральной Азии. Граничит с Китаем на востоке и Индостаном на юге.
— Каковы перспективы реализации визового проекта «Silk road» на пространстве Центральной Азии? В чем выражена необходимость реализации этой инициативы?
— Наличие единой визы для всех стран Центральной Азии могло бы обеспечить туристам возможность посещать государства региона в любом порядке и любой последовательности. Уже в тестовом режиме работает веб-сайт, на котором желающие посетить страны региона могут ознакомиться с нужной информацией.
В октябре 2018 г. представители МИД Казахстана и Узбекистана снова затронули эту тему на переговорах в Астане, детально обсудив двусторонние отношения в консульской сфере. По итогам совещаний был подписан соответствующий протокол.
Идея о создании аналога Шенгена – визы «Шелковый путь» – в 2018 г. поступила от казахстанского сенатора Дариги Назарбаевой.
Власти стран Центральной Азии считают, что для успешного развития внутреннего туризма важно привлекать иностранных гостей из ближнего и дальнего зарубежья, которые хотят увидеть культурные и исторические достопримечательности региона.
Проект «Silk Road виза» может обеспечить развитие туристской отрасли в странах региона. Центральная Азия (впрочем, как и многие другие регионы мира) находится в состоянии туристического бума, что может способствовать как экономическому росту, так и поможет странам увеличить свой имиджевый и брендовый капитал. Единый тур – это и выгодно, и удобно, и занимательно.
— Какие возможности открывает перед странами региона введение визы «Silk Road»?
— Введение визы «Silk Road» может позволить государствам региона прорабатывать и осуществлять на практике масштабные проекты на уровне двух-трех стран или даже Центральной Азии в целом. Общий туристический потенциал региона очень высок: это познавательный туризм, оздоровительный, экстремальный, гастрономический, паломнический и т.д. Так, в Ташкенте 21-22 февраля состоялся третий Международный Форум гидов, в котором приняли участие представители почти 20 государств. Обсуждались многие актуальные вопросы сотрудничества в сфере международного туризма, включая и проект «Silk Road».
21-23 февраля 2019 г. в Бухаре состоялся Первый Международный форум по зиёрат-туризму (паломническому туризму). Цель мероприятия – расширение международного сотрудничества в сфере развития зиёрат-туризма и привлечение прямых инвестиций в это направление, признание Узбекистана в качестве одного из крупнейших центров паломнического туризма в мире и внедрение мировых стандартов «Халяль».
Особенно активно обсуждались вопросы зиёрат-туризма, связанные с посещением святых мест как в Узбекистане (Бухара, Самарканд, Хива, Нурата и т.д.), так и в других странах региона (Сулейман-тоо в Кыргызстане, Мавзолей Ахмада Яссави в Казахстане и т.д.).
Так что всем государствам, которые присоединятся к проекту, есть над чем совместно поработать.
— Что может предложить Узбекистан для привлечения туристов из Центральной Азии?
Развитию туристской отрасли в Узбекистане в последнее время уделяется много внимания. Так, только в 2018 г. были приняты следующие меры:
— Совершенствование правовой базы туристской отрасли. Было разработано 25 нормативно-правовых актов, предпринято около 150 мер, направленных на развитие въездного и внутреннего туризма, туристского потенциала страны. Упрощен визовый режим (внедрен безвизовый режим дополнительно для многих стран, начала функционировать система выдачи электронных виз и др.) и регистрационные процедуры (регистрация иностранных посетителей в стране полностью переведена в электронный формат);
— Совершенствование туристской инфраструктуры. Благодаря принятию ряда мер по упрощению деятельности субъектов предпринимательства созданы 142 гостиницы, начали свою деятельность 234 новых туроператора, парк автотранспорта туристского класса пополнился на 133 единицы (48 автобусов и 85 микроавтобусов). Развивается транспортная логистика, расширяются внешние и внутренние маршруты, повышается качество транспортных услуг;
— Укрепление кадрового потенциала отрасли. Принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О создании Международного университета туризма «Шелковый путь». Достигнута договоренность по подписанию соглашения о сотрудничестве между Госкомтуризма и ЮНВТО, предусматривающая признание статуса университета как международного, предоставление университету права использования логотипа ЮНВТО, его признание в качестве официального партнера. Университет будет выдавать дипломы Doubledegree при сотрудничестве с Сочинским Государственным Университетом (Россия), Институтом туризма Sahid (Индонезия), Политехнической школы Sahid (Индонезия).
— Крупные международные мероприятия. 3-5 октября 2018 г. прошла Ташкентская международная туристская ярмарка «Туризм на Шелковом пути» (940 компаний, из которых 140 иностранных и 800 узбекских, более 56 тыс. посетителей); 19-21 ноября 2018 г. прошел Первый Международный инвестиционный форум в сфере туризма (более 300 участников из 48 стран, более 30 представителей СМИ из 15 стран, 400 инвестиционных проектов, 37 контрактов и меморандумов, 86 инвестиционных соглашений).
Сохранили актуальность до сих пор разработанные еще в конце ХХ в. туристские маршруты: «По столицам республик Центральной Азии» (Ашхабад — Душанбе — Ташкент — Бишкек — Алматы), «По столицам республик Средней Азии» (Бишкек — Ташкент — Самарканд — Душанбе — Ашхабад), «По Туркменистану и Узбекистану» (Ашхабад — Бухара — Самарканд — Ташкент), «Путешествие в сказку» (Ашхабад — Дашогуз — Ургенч — Бухара — Самарканд), «Бишкек — Ташкент — Ашхабад», «По Узбекистану и Таджикистану», «По древним городам Узбекистана» (Ташкент — Самарканд — Бухара — Ургенч), «По Ферганской долине» и др.
— Какие риски имеются в связи со введением визы «Silk Road»?
— Каких-то дополнительных рисков введение единой визы, на наш взгляд, не несет, если не считать традиционных для любых туристов в любых странах рисков, связанных с климатом, рельефом местности, инфраструктурой, туристической логистикой, техникой безопасности, местной пищей, системой здравоохранения, уровнем общей безопасности и т.д.
Онлайн-сервис для путешествий Wegoplace опубликовал отчет Solo Travel Safety Report-2019, в котором сообщается, какие страны будут самыми безопасными для туристов-одиночек в 2019 г. Отчет строился на опросе жителей 142 стран по нескольким критериям, среди которых были вопросы о том, насколько безопасно они себя чувствуют, когда прогуливаются одни по ночному городу, доверяют ли они местной полиции и подвергались ли они ограблениям или нападениям. Самый высокий индекс безопасности у Сингапура (97 единиц). За ним следуют Норвегия, Исландия и Финляндия, у каждой из которых индекс безопасности составил 93 единицы. На пятую строчку в рейтинге попал Узбекистан (91) вместе с Гонконгом (91) и Швейцарией (91), далее идут Канада (90), Индонезия (89), Дания (88).
— На ваш взгляд, возможно ли присоединение внерегиональных игроков к этому проекту?
— Успешная реализация проекта вполне может вызвать присоединение и других стран (внерегиональных игроков). Собственно, проект и задумывался как не только внутрирегиональный, но и межрегиональный. Скажем, Азербайджан и Турция вполне позитивно смотрят на реализацию данного проекта и практически готовы к нему присоединится. Потенциально возможно присоединение к проекту России, Индии, Китая и т.д.